Саратовцы начали тратить наличность

Оценить
Как люди спасают свои сбережения от финансового кризиса

Как люди спасают свои сбережения от финансового кризиса

В последнее время особо остро стоит вопрос сохранности денег. Часть населения прислушивается к успокоительным заверениям банкиров и официальных лиц и оставляет свои сбережения на банковских счетах. Другие спешат вложить наличность во что-то крупное, весомое и дорогое.

Мы обратились к крупнейшим сетевым продавцам бытовой техники и электроники, а также в автоцентры города, чтобы узнать, как экономический кризис отразился на продажах и внутренней политике компаний и куда, собственно, предпочитает нести деньги население.

Кредит получает один из десяти

Директор одного из магазинов компании «Мир» Андрей Маслеев рассказал, что за последние два месяца люди начали приобретать дорогостоящую технику в небывалых объёмах. Причём это клиенты самого разного достатка, в том числе и те, которые в обычных условиях не могли себе позволить новую стиральную машинку или телевизор с жидкокристаллическим экраном.

«Понятно, что люди хотят вложить деньги, – говорит Андрей Маслеев. – И если на покупку машины или квартиры сбережений не хватает, люди приобретают бытовую технику».

Ни о каких сокращениях продаж не идёт и речи, руководство магазина рассчитывает, что активность покупателей будет только расти.

В связи с тем что банки существенно ужесточили требования к заёмщикам, сократилось приобретение товаров в кредит. Банки отказывают покупателям в кредитах сразу же в торговом зале. По наблюдениям продавцов-консультантов, добро даётся на один кредит из десяти. Зачастую клиент сам отказывается от кредита прямо при оформлении договора – после того как банковский специалист подсчитает проценты и выяснится, что переплачивать придётся до половины стоимости покупки.

Уже в сентябре, по словам Андрея Маслеева, в магазинах бытовой техники и электроники в кредит совершались только 15–20 процентов покупок. Сейчас эти показатели будут ещё ниже.

Клиент идёт с живыми деньгами

Но в магазинах сетевых компаний уверяют, что объём наличности компенсирует недостаток кредитов.

«Кризис никак не повлиял на продажи и настроения покупателей», – убеждает заведующий секцией саратовского магазина «Эльдорадо» Азер Насиров. Клиенты сразу приходят с «живыми» деньгами.

По словам Насирова, интерес покупателей к крупной, дорогой бытовой технике, возникший года 1,5–2 назад и не остывший до сих пор, никак не связан с экономическими пертурбациями. Только тогда на кредиты приходилось около 90 процентов покупок, сейчас их доля минимальна.

О каких-то других изменениях в структуре продаж и внутренней политики компании Азеру Насирову, по его словам, ничего не известно.

Возможно, завсекцией и правда не в курсе, но, например, магазин «Эльдорадо» в Энгельсе сократил работу на два часа, что не может не сказаться на зарплате сотрудников, в первую очередь продавцов-консультантов. К тому же сокращение времени работы не может говорить о росте продаж и высокой покупательской активности.

При этом все сетевые магазины бытовой техники проводят многочисленные акции. Вам готовы вернуть 110 процентов разницы, если вы найдёте товар дешевле, дать скидку в 30 процентов на встраиваемую технику, если вы купите два других товара того же бренда. Предлагаются скидки новосёлам, молодожёнам, именинникам, вводятся многочисленные дисконты и накопительные карточки.

Трудности стимулируют изобретательность

Всё более активно включаются в борьбу за клиента дилерские центры и автосалоны. Если в магазины бытовой техники идёт бесперебойный поток клиентов, то автоцентрам приходится потрудиться, чтобы убедить покупателя в необходимости такого дорогого приобретения, как автомобиль. Простой скидкой здесь не обойдёшься.

Мария, менеджер ООО «Сар-Моторс», официального дилера Mitsubishi в Саратове, рассказала, что, несмотря на то что процент автомобилей, проданных в кредит, уменьшился, на продажи компании это серьёзно не повлияло. При этом, по словам Марии, ситуация на мировом рынке простимулировала компанию к разработке новых программ по привлечению клиентов.

«Сар-Моторс» предлагает скидки на автомобили от 30 до 120 тысяч рублей, рассрочки платежей, кредитные программы. Поэтому покупательскую способность держат в тонусе. Например, Mitsubishi Lancerне застаиваются, на них традиционная очередь. Более дорогие модели, по словам менеджера, тоже ждут своего покупателя.

Официальный дилер Ford в Саратове «Инком-Моторс» в этом году открыл новый автоцентр. И для компании напряжённая ситуация в мировой экономике оказалась как нельзя некстати.

Менеджер по маркетингу Татьяна Говорова рассказала, что под новый автосалон были взяты большие кредиты, которые, понятное дело, надо отдавать. Поэтому сейчас компания вынуждена продавать автомобили почти по себестоимости. При этом в «Инком-Моторс» отмечают, что интересы покупателей остались прежними.

«К тому же мы и так продаём их по самой выгодной для клиента цене», – добавляет Татьяна Говорова. В то же время очевидно, что люди не спешат расставаться с большим количеством наличности, говорит менеджер.

Осложняет ситуацию с продажами сокращение автокредитования. Компания нашла выход в обмене старых автомобилей на новые с доплатой. Число таких сделок в последнее время значительно выросло.

А некоторые автоцентры вообще не замечают (или не хотят замечать) влияние тенденций мировой экономики на российский рынок. Менеджер одного из дилерских центров Александр Гадаулин сообщил, что цены не изменились, продажи идут, апокалипсиса нет. И даже высказал сомнения: а есть ли он вообще, этот кризис?

Не замечают особых изменений и продавцы отечественных автомобилей. Продажи остались на прежнем уровне, вот только покупатели по большей части приходят с наличкой. В октябре продавцы наблюдают сезонный спрос на автомобили, на котором экономическая ситуация в стране никак не отразилась.