Глава города не искал виноватых

Оценить
Две причины спокойствия в думе

Две причины спокойствия в думе

Когда думские заседания проходят быстро и слаженно, как бы подчиняясь палочке дирижёра и грамотно расписанным партитурам, волей-неволей начинаешь делать наблюдения. Октябрьское заседание Саратовской городской думы выделялось среди других двумя особенностями.

Человеческий фактор

Первая особенность – субъективная. Может, конечно, мы просто не уследили, и всё произошло гораздо раньше. Но октябрьская городская дума, по случаю ремонта в думе областной, где гордепы арендуют зал, случилась «на выезде», в здании медицинского лицея при СГМУ. И в тесноте небольшого помещения вдруг стало ясно, что глава собрания Олег Грищенко из назначенного на первую роль превратился в реального поводыря. Грищенко шутит – и смеётся весь зал. Грищенко негодует – и «заигравшиеся в политику» коллеги вспоминают о своих избирателях. Грищенко подчёркивает смысловые акценты – и с ним не спорят. При этом назвать Грищенко давильщиком чужих мнений и чужой воли тоже будет несправедливо. Хотя бы потому, что самый неугомонный и самый несогласный из городского собрания депутат Карасёв на Грищенко не то что не в обиде, а просто обожает его спикерскую властность. Получает, похоже, депутат Карасёв одинаковое удовольствие и от категоричного отказа в десятом по счёту слове, и от подчёркнутого внимания председателя к его желанию высказаться.

– Олег Васильевич! – тянет руку Карасёв.

– Да! – тотчас отвечает Грищенко. Ну а дальше пойдёт в зависимости от ситуации: или как в детском саду, или как в армии. Но почти всегда реакция главы собрания попадает в десятку. Научился поведенческому маневрированию? Или почувствовал реальную власть? А может, уверенности придаёт депутатский кредит доверия? За что? Да хотя бы за то, что если у кого-то из депутатов есть вопросы к исполнительной ветви власти, то они всегда могут надеяться на его поддержку. Поддержка эта может быть мгновенной, а может как бы отсроченной во времени. Но главное – она будет.

Вот и на нынешнем заседании, где речь в основном шла о новых методах начисления оплаты труда служащим и работникам различных учреждений муниципального уровня, такая ситуация случилась. Неспокойно слушали депутаты выступления руководителей комитетов по труду и социальному развитию, по образованию, по здравоохранению, по культуре и физкультуре. Муниципальные чиновники говорили, что благодаря новым методам начисления врачи, библиотекари, тренеры получат с нового года достойную зарплату. Депутат Мальков, депутат Комаров и другие интересовались, сколько же это будет в деньгах. Им приводили в пример врачей, оплата труда которых поднимется с 12 тысяч рублей до 17. А у больничных санитарок – до 6 тысяч 800 рублей. А у библиотекарей – до 7 тысяч. И только депутату Ванцову не давал покоя маленький вопросик: «А что считать достойным уровнем оплаты?» И с ним он приставал к заму председателя комитета здравоохранения Игорю Сергееву. Милейший зам снова называл цифры и утверждал, что «для Саратова это достойный уровень». Но когда депутаты с этим утверждением как будто стали соглашаться, Олег Грищенко вдруг поддержал коллегу Александра Ванцова и изрёк, что никакая зарплата, конечно, не достойная. «А просто на 46 процентов выше». И все собравшиеся как-то сдули пафос по поводу исходящих от них благодеяний. Получалось, что, сколько могут, столько и дают.

Не вышедшие уровнем

На октябрьском заседании Саратовской городской думы как-то так подобрались вопросы, что от городских депутатов не всё зависело.

Базовые ставки арендной платы за нежилые помещения на следующий год повысили только на официальную цифру годовой инфляции – 11,8 процента. И то не всем съёмщикам, а только в отношении конкретных договоров, определённых изменениями в федеральном законодательстве. Но денег в бюджет, около 9 миллионов рублей, это должно всё-таки прибавить.

Новая система оплаты труда служащих и работников различных муниципальных учреждений родилась как ответ на вызов с федерального уровня, где решили, что минимальная оплата труда должна теперь быть не менее 4330 рублей. Подстраиваясь под эту цифру, повышение, грубо говоря, пройдёт по принципу: кто меньше получает, тому добавят больше. Деньги на это повышение будут искать из всех возможных источников, в основном они целевым образом должны поступать из областного бюджета. Так что в данном случае городской уровень отвечает за то, чтобы правильно посчитать, сколько этих самых денег заказать, чтобы потом чётко по полученным суммам отчитаться.

Это как раз вторая особенность последнего заседания Саратовской городской думы. И по депутатским рядам, вслух и за их спинами шёпотом, то и дело проносилась кодовая фраза: «Это полномочия не нашего уровня». Все уже довольно хорошо усвоили, что уровней власти в стране три – федеральный, региональный и муниципальный. И даже полномочия все уже выучили. И теперь этим знанием отшибают от себя не свои. Вот, например, увеличение бродячих животных на улицах. Это только на первый взгляд кажется, что за число бродяжек отвечает город. А по закону за них, оказывается, несёт ответственность областной (региональный) уровень власти. И депутаты, проголосовав за обращение к губернатору, где ярко расписывается, чем бродячие животные грозят жителям областного центра, напомнили об этой ответственности вверх по вертикали. Да так искусно, что сразу стало ясно, что работу по отлову и уничтожению город может и сам сделать, но тогда придётся ему передать это деликатное полномочие вместе с деньгами. И получается, что областная власть должна теперь реагировать на возможную эпидемию бешенства среди саратовцев. Или деньгами на собачьи крематории, или самоличным уничтожением животных.

Зависимость от вышестоящего областного уровня просматривалась и ещё в одном из обсуждаемых на депутатском собрании вопросов. Выяснилось, что метраж, на который имеют право саратовские очередники и переселенцы из аварийных домов, меньше, чем нормы предоставления жилых помещений по области. Привели их в соответствие. Теперь ущемления интересов саратовцев по сравнению с жителями Вольска или Балашова нет. Правда, остался раздосадованным депутат Коврегин. Он был недоволен сроками поступления этого проекта решения в думу, и всё возвращал товарищей к процедурным моментам. Но в борьбе за чистоту процедуры депутат Коврегин остался одинок. Юрист пояснил ему, что если решение улучшает жизнь граждан, то процедура вторична. Депутат Комаров заявил, что он ночами напролёт готов работать, чтобы лишние сто квартир отдать людям. А депутат Грищенко, он же глава города Саратова, остудил недовольство правдоруба Коврегина отсутствием альтернативы. Взял и просто так, без надрыва, про очередное опоздание с проектом важного решения в депутатское собрание сказал: «Что мы можем сделать? Давайте каждый год менять исполнительную власть… Будет ещё хуже».

Мудрая такая мысль. И конструктивная. Заставляющая работать в сложившихся условиях. А не искать виноватых в них.