Демократический плач по давно минувшим дням

Оценить
Региональный политклуб «Единой России» искал истоки всенародной любви к правящей партии

Региональный политклуб «Единой России» искал истоки всенародной любви к правящей партии

«Муниципальные выборы: точка или многоточие? Завершение формирования однопартийного режима или шаг в будущее демократии» – эту тему обсудили на очередном заседании регионального политклуба «Единой России», прошедшем в СГУ.

Сославшись на царящую в аудитории демократию, президиум выбирать не стали. Высказаться захотели многие. Большинство с сожалением вспоминало о тех временах, когда Саратовская область была впереди планеты всей. Теперь же, как подытожил проректор по общественным связям СГУ Дмитрий Чернышевский, об областном центре можно снова говорить словами Грибоедова: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».

Все разговоры о демократии в итоге сводились к одному – главенству ЕР, 93-м процентам голосов, полученных ею на муниципальных выборах в Саратовской области, и крылатой фразе Черномырдина: «Какую партию в России ни строй, всё равно КПСС получается».

Политолог Эдуард Абросимов назвал прошедшие поселковые выборы настоящими и заговорил об истинной античной демократии. Например, голосование в Древней Греции предполагало личное знакомство граждан с теми, кто идёт в политику. С этой точки зрения выборы депутатов областных и Государственной дум и прежние избрания губернаторов Абросимов назвал делом мифическим.

Неожиданную для всех историю поведал проигравший выборы кандидат в депутаты от ЕР, представитель балашовского филиала СГУ Андрей Кабанин. Соперник из «Справедливой России» обошёл его на шесть голосов. При этом в день выборов наблюдатель единоросса уличил наблюдателя эсэра во встрече с избирателями, что является грубым нарушением закона. Но ни в милиции, ни в избиркомах на жалобы представителя «главной» партии не отреагировали. Наверное, эта показательная история должна была убедить присутствующих в том, что демократия ещё есть, и ЕР всё-таки контролирует не все властные органы, как ей это приписывают.

По подсчётам депутата Саратовской городской думы Виктора Маркова, только 30 процентов электората будут всегда ходить на выборы, для остальных же нужно устраивать «замануху или интригу». Главное в выборном деле – конкуренция, отметил народный избранник. Он вспомнил события давно минувших дней – последние выборы представителей областного и городского советов народных депутатов. «Тогда-то и был самый настоящий разгул демократии в самом хорошем смысле этого слова», – заключил Марков.

Сейчас же, к сожалению депутата, никакой конкуренции нет, партий мало, а тенденции к объединению усиливаются. Выдвигать своих кандидатов на выборы реально могут только четыре партии, заметил Марков. Причём, по его мнению, ЛДПР потихоньку разрушается, и перспективы её плачевны. КПРФ также находится в незавидном положении, что и показали выборы в органы МСУ. Всё это, по словам выступающего, приведёт в дальнейшем к стагнации и повторению пройденного – то есть ЕР превратится в КПСС и будет получать всё большее количество мандатов.

Противоположную точку зрения высказал проректор по научной работе ПАГС Олег Фомин. Его не пугает то состояние, в котором сейчас находится ЕР. Когда дают характеристику той или иной партии, обращают внимание на такие качества, как энергия, сила и прочность. По двум первым параметрам, как считает Фомин, лидирует «Единая Россия». Прочность же проявляется в самый критический момент, а таковой пока не наступил. Фомин также предрёк создание и других проправительственных партий и назвал истоки всенародной любви к «национальному лидеру» Владимиру Путину. Всё дело в том, что мировое сообщество хочет видеть Россию сырьевым придатком, а Путин с таким положением дел не согласен. Потому-то народ за него.

«Мы ещё 40 лет будем придатком. Нам нанотехнологии не нужны. Нужна труба и хорошая охрана», – не согласился с предыдущим оратором директор пензенского информационно-аналитического центра «Парето» Анатолий Бодров. Говоря об итогах выборов, он предположил, что саратовская элита перестаралась с цифрами. Поэтому впредь ей нужно задуматься над хорошей явкой и пропорциональностью, так как «в ЕР все принципиально зайти не могут – дверь одна».

Идею о поголовном вступлении в партию власти развили дальше. Кто-то предложил таким образом развалить её изнутри, а кто-то покончить с кризисом многопартийности.

Дмитрий Чернышевский заметил, что ЕР просто выполняет своё предназначение. Партия создана для борьбы за власть и успешно с этим справляется. Он, правда, посетовал на инертность саратовской ячейки, которой ничего не надо, так как она «все места поделила и успокоилась». По мнению проректора, в регионе осталась лишь одна точка роста – университетское сообщество. Но только губернии не до неё. «50 лет Саратов стоял на коленях перед императорами, просил дать университет. Сейчас грядёт 100-летие СГУ. Попросили денег у главы города Олега Грищенко, а он ни копейки не дал», – посетовал Чернышевский.

Начальник центра информационных проектов ПАГС Михаил Мамонов не согласился с мнением депутата Маркова, что на выборы будут ходить 30 процентов избирателей. По мнению Мамонова, политикой могут интересоваться 12–15 процентов граждан, а сейчас таких всего 6–7 процентов. Не поддержал он и грусть по прежним, то есть передовым временам губернии, так как «то, что было при Аяцкове, при Ипатове невозможно». Полученные единороссами 93 процента голосов он назвал консенсусом политических элит. Но в вопрос, какова природа этого согласия и как долго оно продержится, углубляться не стал.

Зашёл спор о том, кто ходит на выборы. Одни придерживались той точки зрения, что голосовать ходят те, кого нынешняя власть сломала. Другие же с ними не согласились, так как постоянный рост рейтинга Путина и ЕР эти доводы не подтверждают.

Последней выступала председатель молодёжного парламента второго созыва при облдуме Галина Вакуленко. Её речь о том, что в России идёт построение гражданского общества и демократии, больше походила на экзаменационный ответ. К тому же молодость докладчицы не позволила старшим товарищам воспринять её всерьёз.