Болезни «неотложки»
Служба скорой помощи страдает от нехватки денег, врачей и лекарств
Более 200 нарушений закона нашла областная прокуратура в работе районных станций скорой помощи. Как выяснилось, почти в половине районов «неотложки» приезжают к больным со значительным опозданием, станции укомплектованы врачами меньше чем наполовину, а в санитарной авиации не осталось ни одного летательного аппарата.
Станции скорой, согласно приказу Минздрава СССР 1980 года, должны строиться с учётом «двадцатиминутной транспортной доступности». Однако, как рассказывают в прокуратуре, в реальности, например в Краснокутском районе, этот срок растягивается до полутора часов. В Пугачёвском районе во время эпидемии ОРВИ зарегистрировали 63 случая «длительного невыезда» по вызовам.
По мнению надзорного ведомства, опоздания связаны с плохим качеством дорог, часть из которых осенью и зимой становится непроезжей, и техническим состоянием машин. Например, в Саратове на момент проверки оказались неисправными больше половины карет «неотложки», в 56 автомобилях обнаружились нарушения рулевой и тормозной систем.
В том же Краснокутском районе в распоряжении скорой имеется восемь машин. Но, как рассказал помощник районного прокурора Алексей Трофимов, в сутки дежурят только два автомобиля. Ещё два уже полтора года сломаны. Водители разобрали их и используют как запчасти для тех УАЗов, которые ещё на ходу. Примечательно, что новую технику – УАЗы 2003 и 2004 годов выпуска – недавно поставили в район по нацпроекту. Машины ночуют во дворе районной больницы под открытым небом, так как для них не хватает места в гараже. Дезинфекционного бокса нет, поэтому после перевозки инфекционного больного карета без всякой обработки едет к другим пациентам.
Отдельное помещение, предназначенное для краснокутского отделения скорой помощи, ремонтируют уже пять лет. Сейчас медики ютятся в двух комнатах размером шесть на четыре метра на первом этаже центральной районной больницы: здесь принимают телефонные вызовы, отдыхает персонал, хранятся лекарства и ведётся осмотр амбулаторных больных.
В Энгельсском районе на станции скорой вообще нет процедурного кабинета, поэтому, по сведениям прокуратуры, пациентов принимают в кабине автомобиля.
В шести районах здания, где работают «неотложки», нуждаются в капитальном и косметическом ремонте – здесь текут крыши, со стен осыпается штукатурка, в окнах стоят гнилые деревянные рамы, неисправна сантехника.
Из-за тесноты в некоторых районных отделениях нет сейфа для хранения наркотиков. Поэтому, выезжая на место ДТП или к онкологическим больным, медики везут не сильнодействующее обезболивающее, а некий заменитель.
В одиннадцати районах проверяющие обнаружили, что в машинах «неотложки» отсутствует необходимое оборудование и комплект лекарств. Например, в Марксе в карете скорой не было аппарата искусственного дыхания, аппарата ЭКГ и дефибрилляторов. В Ершове не хватало более 20 наименований лекарств (в том числе инсулина и кетамина).
По оценке прокуроров, «самый болезненный вопрос в скорой – нехватка кадров». Врачами служба укомплектована в среднем на 49 процентов (в Балакове – на 35 процентов, в Петровске – на 25). Не хватает 15 процентов медсестёр. В Саратове в службе «03» работают 1300 человек вместо положенных 2240 (причём за сутки сюда поступает по 800 вызовов). Не хватает технического персонала, так как водители, автомеханики, диспетчеры не получают нацпроектной надбавки.
Медики несколько лет просят областной минздрав ввести местную доплату для работников скорой, как это принято в других регионах, – 2,5 тысячи рублей. Но денег на это нет. В 2005–2007 годах саратовская скорая финансировалась на 43–49 процентов от нормы, в нынешнем году случился практически праздник – финансирование достигло 70 процентов.
От санитарной авиации осталось одно название. Как рассказал прокурор социального отдела областной прокуратуры Антон Александров, договор аренды на последний вертолёт закончился семь лет назад. Чтобы купить новый, нужно 240 миллионов рублей, ещё от 11 до 15 миллионов потребуется на его ежегодное обслуживание. По словам Александрова, наличие летательных аппаратов в санавиации по закону не обязательно. Сейчас эту функцию (перевозить самых тяжёлых больных из сёл в областной центр) исполняют «Газели» и «Баргузины».
По результатам проверки прокуроры оштрафовали 48 медиков. Руководителям подразделений вынесли представления об устранении нарушений: то есть в течение месяца они должны набрать недостающих докторов, отремонтировать технику и помещения. Если этого не случится, по словам представителей надзорного ведомства, может быть поставлен вопрос о дисквалификации провинившихся.
Самое примечательное, что сами пациенты с особенностями работы «неотложки» вполне смирились. Как говорит прокурор отдела областной прокуратуры Антон Александров, «жалобы граждан на скорую есть, но не много».