С региональным бизнес-планом – прямо в Евросоюз
В Италии бизнес не защищают, ему помогают развиваться
Состояние экономики как в стране, так и в отдельном её регионе зависит действий государства, от государственных органов управления. То есть, по сути, от профессионализма людей, в этих самых органах работающих. Очередной межрегиональный семинар, посвящённый изучению канадского опыта по повышению профессионализма и компетентности госслужащих, заканчивается в Саратове, в Поволжской академии госслужбы, сегодня.
Но кадры – фактор хотя и безусловно важный, однако не единственный. Существует ещё масса различных признаков, параметров, определений, по наличию или отсутствию которых можно судить об эффективности государственной власти. Поскольку Россия на рыночные рельсы встала совсем недавно, то помимо набивания собственных шишек логично было бы и изучать опыт развитых европейских стран. Что и делал совсем недавно профессор кафедры государственного и муниципального управления ПАГС Александр Степанов.
Об этом он рассказал «Газете недели».
– Саратовская область вместе с двумя другими регионами – Калужской областью и Якутией – вошла в совместный проект минэкономразвития РФ и ТАСИС «Развитие финансовых рынков. Поддержка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики».
В рамках этого проекта в конце сентября прошёл семинар «Обеспечение эффективного взаимодействия институтов развития федерального и регионального уровней в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов». Семинар проходил частично в Москве, частично в Италии. Думаю, опыт взаимодействия их власти с бизнесом будет для нас интересен.
Начнём с того, что институты развития экономики существуют и в России. Где-то они в зачаточном состоянии, где-то действуют вполне эффективно. На федеральном уровне это, например, агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Росагролизинг, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий. У нас в регионе это венчурный фонд, бизнес-инкубаторы, бюджет развития. Не могу сказать, что региональные институты развития суперэффективны, но радует уже факт их существования.
Что касается Италии, то там институты развития появились эволюционным путём. Причём в разных регионах страны они действуют по-разному.
Например, Венето по меркам Италии – развитая экономическая область, в которой используется классический инструментарий по развитию и поддержке бизнеса. Это субсидирование кредитной ставки, участие государства в проектах и последующий его выход. Причём здесь происходит поддержка не просто того или иного бизнеса, а именно бизнес-сообществ, которые объединены и на региональном уровне признаны как кластеры.
Этот регион послужил основой создания классиком менеджмента бизнеса Майклом Портером его теории кластерного развития территорий. Тут есть специальное законодательство по кластерам, они все формализованы. И поддержка государства идёт не конкретному предприятию, а именно кластеру – определённому сообществу предпринимателей, имеющих общность в цикле воспроизводства, и проект осуществляется несколькими представителями кластера. Не всех, так как кластер начинается не со ста предприятий, а с нескольких (не менее 10) его представителей. Это даёт мультипликационный эффект на всё кластерное сообщество, на всю территорию.
Надо сразу отметить, что именно в этой провинции Италии предприятие – это 2–4 человека. Это бизнесы по производству обуви, одежды, бижутерии, строительство, информационные технологии. Их устойчивость и конкурентоспособность поддерживаются регионом.
Региональные структуры в Италии уже давно взяли на себя, точнее, им отданы с уровня страны основные функции взаимодействия с бизнесом. Причём регионы европейских стран могут выходить напрямую на Евросоюз и при достойном обосновании своего бизнес-плана получают финансовую поддержку уже с европейского уровня.
Интересен опыт технопарка «Вега» под Венецией, который является полноправным участником процесса. Он консолидирует усилия участников по реализации бизнес-идей и проектов. У нас, например, почему-то считается, что одна структура может организовать процесс от идеи до выпуска конечного продукта или хотя бы до промышленного образца. Там уже поняли, что это не так, что нужен некий топ-менеджмент, который обеспечит координацию усилий всех участников процесса: науки, образования, государства, бизнеса, местного сообщества. В области Венето этим занимается «Вега»-парк.
Казалось бы, бизнес-инкубаторы – это классика для всех, но буквально в 200 км от Венето – в Триесте – совсем иные подходы, которые можно назвать государственным капитализмом. Триест, имея элементы государственной автономии, пользуется большей самостоятельностью в регулировании экономических взаимоотношений. Местные региональные институты развития, привлекая ресурсы государства и Евросоюза, используют политику участия в капитале или покупке бизнесов, развивают его и с помощью достаточно высокого менеджмента выходят на конечный продукт.
Но цель этих институтов развития – не получение прибыли, а именно развитие бизнеса. Потому уже готовый бизнес продаётся либо инициаторам бизнеса, либо, что чаще, третьей стороне, которая в состоянии поддерживать и развивать этот бизнес.
И в Венето, и в Триесте разные механизмы развития экономики, но цель одна – развитие бизнеса, создание рабочих мест и, в конечном итоге, повышение благосостояния своих граждан. Поскольку проблемы защиты бизнеса в Италии не стоит. Ему нужна помощь в развитии.