Торговец кофе

Оценить
Португалия XVII века – не самое благоприятное место для евреев: под страхом лишения имущества и даже жизни инквизиция требует от иудеев перехода в католичество, так что приходилось или отказываться от веры предков, или вести двойную жизнь...

Португалия XVII века – не самое благоприятное место для евреев: под страхом лишения имущества и даже жизни инквизиция требует от иудеев перехода в католичество, так что приходилось или отказываться от веры предков, или вести двойную жизнь, или эмигрировать. Например, в Голландию. В отличие от Лиссабона, Амстердам – веротерпимый город, здешняя еврейская община легальна и уважаема. Однако если старцы из маамада (верховного еврейского совета) рассердятся на кого-нибудь из своих соплеменников и закроют ему дорогу в синагогу, положение изгоя будет незавидным.

В романе Дэвида Лисса «Торговец кофе» (М., «Иностранка», СПб., «Азбука-Аттикус», 2013), переизданном в популярной детективной серии, два главных героя – Мигель Лиенсо и Алонсо Алферондо. Оба – коммерсанты, живущие в Голландии. Оба – еврейские выходцы из Португалии и беглецы от инквизиции. Правда, Алферондо уже отлучен от здешней синагоги (постарался его недоброжелатель Соломон Паридо); ему ничего не остается, как стать ростовщиком и вести опасные дела с преступным миром Амстердама. Лиенсо пока член общины, хотя все четыре с половиной сотни страниц романа он будет находиться под угрозой сурового вердикта маамада.

Американский писатель Дэвид Лисс прославился историко-финансовыми детективами «Заговор бумаг» и «Ярмарка коррупции», действие которых происходит в Лондоне первой четверти XVIII века. Главный герой первых двух книг – частный сыщик Бенджамин Уивер. Упомянутый же Мигель Лиенсо – родной дедушка детектива Бени. Что же касается той самой великой сделки, для которой португальско-голландскому иудею не хватает сущей мелочи (стартового капитала!), то она имеет отношение к торговле кофе. Лиенсо хочет стать кофейным магнатом европейского масштаба. Фокус в том, что в XVII веке кофе, успевший завоевать Восток, на Западе еще толком не распробован: напиток считался лекарством, которое продавалось в аптеках. Европеец, который догадается подсуетиться вовремя и первым провести ребрендинг этого товара, выиграет всё. Лиенсо хочет стать этим первым.