Автограф Надежды Хлестовой

Оценить
Саратовская симпатия Маяковского?

Эта женщина оставила на память нашему городу необычный и очень запоминающийся автограф. На улице Московской, в квартале между улицами Вольской и Чапаева, на фасаде здания – скульптурная композиция: на фоне городского пейзажа стремительно мчится автомобиль, оставляя за собой клубы пыли. За рулем – лихой водитель. Над ним парит фигура римского бога Меркурия, покровителя не только торгового люда, но и путешественников. Автор барельефа – Надежда Ивановна Хлестова.

Она родилась в Саратове 17 сентября 1889 года. Кроме Надежды в семье было ещё двое детей – старший брат Николай и сестра Зоя. Николай готовился стать профессиональным певцом и учиться поехал в Москву, в филармоническое училище. Зоя училась и работала в земской управе. Надя увлекалась рисованием и лепкой, хотела стать скульптором, поэтому поступила в Боголюбовское рисовальное училище.

Летом 1910 года Николай привёз погостить в Саратов своего московского приятеля – семнадцатилетнего Володю Маяковского, который быстро подружился и с сёстрами Хлестовыми. С Надеждой Владимир много говорил и спорил о творчестве художников-передвижников, о том, каким будет новое искусство.

Сама она вспоминала об этом так: «Когда Володя жил у нас, то я сделала в первый раз в жизни с натуры две головы и показала ему. Он отнёсся очень внимательно и посоветовал уехать из Саратова и серьёзно учиться, «только не у футуристов» (его подлинные слова).

– Почему? – спросила я. – Ведь вы сами-то футурист?

И он ответил так печально:

– Я бездарен в живописи, а вы, Надя, талант».

Когда в марте 1914-го Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским, совершая поэтическое турне по российским городам, приехал в Саратов, Надежда организовала встречу модных молодых поэтов с саратовскими художниками.

В 1915 году Хлестова сделала свой знаменитый барельеф (точнее, барельеф, переходящий в горельеф, потому что передние колёса оторваны от плоскости более чем наполовину своего объема) для дома З. И. Иванова, в котором размещались гараж и автомастерские. В работе над оформлением фасада приняла участие и ещё одна ученица Боголюбовского училища Софья Резцова, она была автором фигурок путти – пухленьких крылатых малышей, сидящих на самом верху.

Вскоре обе девушки, которым было чуть более двадцати лет, решают оставить Боголюбовку и вместе отправиться в Москву, чтобы поработать в мастерской Степана Анисимовича Пожильцова на Пресне, которая специализировалась на выполнении лепнины и скульптурных украшений для фасадов и была в то время очень популярна. Вполне возможно, что в московский период своей жизни Надежда Хлестова могла встречаться со Степаном Эрзьей, жившем у Пожильцова, и Сергеем Конёнковым, снимавшем в том же доме мастерскую.

Автограф Надежды ХлестовойСофья Резцова в конце концов вышла замуж за Пожильцова. Надежда вернулась в Саратов и в течение нескольких лет принимала самое активное участие в художественной жизни города, бурлившего тогда, по словам современника, всеми видами искусств. Она продолжила учёбу в Государственных свободных художественных мастерских, в которые превратилось Боголюбовское рисовальное училище, встретилась со своим прежним педагогом Николаем Петровичем Волконским, с повзрослевшим боголюбовцами-скульпторами Павлом Дундуком и Петром Ершовым, познакомилась и с несколькими молодыми мастерами, приехавшими в это время в Саратов, – Антоном Лавинским, Эмилем Эккертом. Надежда участвует в оформлении города к первой годовщине революции, исполняет памятник Степану Разину, участвует в конкурсе на создание памятника 2 конгрессу III Интернационала. В числе победителей она не оказалась, но к работам по изготовлению барельефов для фасада здания была привлечена.

В это время в Саратове проходит военную службу уроженец литовского Вильно Михаил Максимович Суцкевер. Он вскоре становится мужем Надежды Ивановны. В 1922 году Хлестова и Суцкевер перебираются в Петроград и продолжают учёбу в скульптурной мастерской Александра Терентьевича Матвеева во ВХУТЕМАСе (так стала именоваться Академия художеств). В 1925 году они окончили Академию, начали выставлять свои работы на ленинградских выставках и стали членами объединения «Круг художников». Одним из инициаторов создания «Круга» был Давид Загоскин, чей жизненный и творческий путь на рубеже 1910–1920-х годов прошёл через Саратов. В общество вошёл и ещё один знакомый Хлестовой по Саратову, также матвеевский ученик, Эмиль Эккерт. Три основные выставки «Круга художников» проходили в залах Русского музея в рамках деятельности незадолго организованного в нём Отдела новейших течений. Сейчас в собрании Русского музея находятся три скульптуры Н. И. Хлестовой – два портрета М. М. Суцкевера и портрет-тип «Голова работницы».

Смерть настигла супругов в первую блокадную зиму – конце 1941-го – начале 1942 года.