У всех свои права и полномочия
В Саратове может появиться новый пляж на зависть Энгельсу, а может, даже и Волгограду – в черте города, на береговой полосе от кинотеатра «Экран» до ротонды. Но эти наказы градоначальника Олега Грищенко новому главе Волжского района Сергею Бровкину сбудутся только в том случае, если удастся и самому выстоять и сохранить свою команду под давлением правоохранительных органов. Лютуют они в последнее время. «Доводят до самоубийства», – как сказал на заседании Саратовской городской думы, которое состоялось в минувший четверг, депутат Александр Янклович. Герой России, на минуточку. И то нервы уже сдают.
Бюджетный дефицит по-саратовски
Бюджетный кризис уверенной поступью топает по стране. Накануне четвертого квартала плохи финансовые дела у большинства российских муниципалитетов. Это ведь последний, самый низкий уровень власти. По российскому законодательству именно сюда сброшена вся ответственность за условия жизни людей. Задумано так, что именно с муниципальной власти должны спрашивать «за все» и население, и вышестоящие госуправленцы всех ветвей и мастей власти. Когда-то на заре выстраивания системы местного самоуправления провозглашалось, конечно, что муниципальные управленцы, нахлебавшись воды, научатся хорошо плавать и будут потом хорошо закаленными бойцами более крупных господразделений. Но на практике все указывает на то, что муниципальная работа превращается в эдакую смотровую площадку, откуда сильных бойцов забирают не наверх, а в тюрьму. Может быть, конечно, все совсем не так. И Саратову просто не повезло.
На прошедшем заседании думы депутаты аккуратно пытались разобраться, какой резон городской прокуратуре забросить все свои дела и сосредоточить все силы для того, чтобы накануне отопительного сезона, накануне снежных завалов и аварий на сетях водоснабжения снять с должности главу администрации Саратова Алексея Прокопенко. И получилось, что по большому счету – никакого. Прокуратура, оказывается, действует сама по себе, суды – сами по себе, городская власть – сама по себе. И все – в интересах жителей. Вот только число удовлетворенных результатами работы каждой из структур получается разное.
Алексей Прокопенко привел на заседании данные по динамике судебных исков в адрес городской власти. В 2008 году в пользу граждан против администрации было вынесено 25 решений, в 2012 году – уже 830, в 2013-м он ожидает не меньше. При этом число исполненных решений растет пропорционально. В 2008 году администрация исполнила 21 решение, в 2012 – 233, в первом полугодии 2013 года уже 225. Городскому бюджету исполнение этих решений стоило около 500 миллионов рублей. Пара сотен заявителей остались довольны. Всех удовлетворить в обозримом будущем не получится. Денег на исполнение судебных вердиктов в бюджете Саратова нет. Чтобы выполнить все судебные решения, придется парализовать жизнь почти миллионного города. Доказать, что выплаты по исполнительным листам отразятся на каждом жителе города Саратова, не трудно.
Глава города Олег Грищенко уверен, что все будет хорошо. Не в первый раз его испытывают на вшивость обстоятельства. Вот набрали дополнительными сборами по налогу на землю, на вмененный доход, штрафами 150 млн рублей – и можно уже немножко расширить расходную часть. «Обычно спектр расходов выбирается путем расстановки приоритетов, – говорит он. – Самое главное – все, что связано с важными вопросами в хозяйстве города». |
Срочно требуется:
– более миллиарда рублей на покупку квартир для жителей аварийных домов;
– более миллиарда рублей на строительство очистных сооружений в Глебучевом овраге;
– почти 700 миллионов рублей на обследование многоквартирных домов на предмет их пригодности для проживания людей;
– более 9 миллиардов рублей на строительство детских садов, ну и так далее.
Это еще не все удовлетворенные судами претензии истцов перечислены. Всего их уже набралось на 12 миллиардов рублей. И в минувший четверг глава администрации Алексей Прокопенко не в первый раз предложил депутатам рассмотреть возможность включить эти расходы в бюджет. И в третий раз депутаты ему отказали в просьбе. Это уже превращается в своеобразный саратовский ритуал, от которого только одна несомненная польза. Скоро каждый саратовец от мала до велика выучит на зубок, что исполнительные листы из судов неисполнимы, потому что весь бюджет Саратова составляет 12,5 млрд рублей. Но только депутат-коммунист Геннадий Турунтаев еще верит в то, что если «обратиться в российское правительство» за дополнительными средствами, их нам тут же и доставят в необходимом количестве. А может, и он уже не верит, а просто так говорит, чтобы лишний раз взгрустнуть о несбывшихся коммунистических временах, когда обещали брать от каждого по способности, а выдавать по потребности.
Сейчас, конечно, все не так. В городе Саратове собирается налогами и сборами в бюджеты всех уровней более 70 млрд рублей. Но на организацию жизни города, на обустройство городской среды оставляют меньше 10 процентов от этих перечисленных денег. Еще около 4 млрд приходит с вышестоящих уровней власти вместе с полномочиями. И с этих целевых статей копейки не отвлечешь на исполнение судебных решений. Так что судебные приставы могут снова и снова жаловаться в прокуратуру на то, что городская власть не исполняет решения судов. А прокуратура может снова и снова подавать в суд иски, требуя исполнения решений судов и наказания для администрации. Но пока не изменится межбюджетный механизм распределения собираемых налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, хоть ты самого городского прокурора… Климова в кресло главы администрации Саратова посади, все будет так же, как и при Прокопенко. Потому что дороги чистить и латать надо, освещать город надо, субсидировать предприятия транспорта, которые перевозят льготные категории пассажиров дешевле себестоимости, надо, вывозить мусор надо, содержать кладбища и проектировать новые надо, да даже на то, чтобы снести уже расселенные дома, и то надо срочно найти 10 миллионов рублей.
Вот только прокуроры почему-то убеждены, что это проблемы администрации Саратова и Саратовской городской думы. А их прокурорское дело – добиваться выплат по исполнительным листам. В конце заседания глава Саратова Олег Грищенко напомнил депутатам, что судья судебного участка №3 Волжского района по фамилии Летнёва вынесла частное определение, в котором, называя Прокопенко виновным в неисполнении решений судов по предоставлению помещений гражданам по договорам соцнайма, винит и представительную власть в отсутствие контроля над его действиями.
– Он внес поправку. Мы ему отказали в этих расходах. Потому что есть принцип достаточности средств в бюджете, – не понимали депутаты, как еще они могут остановить «показательные судилища» и как вообще заставить человека исполнять решения, которые невозможно исполнить. Олег Грищенко переадресовал эти «непонятки» представителю городской прокуратуры Андрею Жаднову.
– Депутаты в унынии. Глава администрации просит их о неисполнимом.
– Есть решения суда, которые обязательны для исполнения, – ответил прокурор. – Вину у нас устанавливает суд.
Но переложить ответственность за глупое саратовское положение только на суд у прокурора не получилось. Ему напомнили, что судебные органы к решениям, парализующим городскую жизнь, понуждала именно прокуратура.
– Суд прав, когда принимает такие решения, – не стал молчать и Алексей Прокопенко. – Но пока ситуация с дефицитом бюджета не меняется, нужно давать только реальные обещания. А получается, что люди, получив решение суда, надеются, а надежды не оправдываются. Это очень нехорошая вещь.
– Я понимаю, что людям, которые получают хорошую зарплату от государства, абсолютно все равно, как мы будем решать эти вопросы. Но у меня такое впечатление, что давление различных структур доводит город до самоубийства, – пригрозил прокурорам похоронами городского хозяйства депутат Александр Янклович. – Я хочу спросить, какая мне лично грозит ответственность, если я не сумею правильно воздействовать на Алексея Львовича, и он не сможет исполнить предписания судов?
– В рамках закона у вас нет никакой ответственности, – «успокоил» депутата прокурор.
– Тогда смысл какой представления делать? – удивился бесхитростному ответу депутат.
С поддержкой Алексея Львовича выступил на заседании и депутат Юрий Ерофеев. Он попытался втолковать молодому человеку в погонах, что сейчас и исполнительная, и представительная власть думает о том, хватит ли денег вообще для обеспечения жизнедеятельности города до конца года. В доходной части ожидается еще максимум 4 миллиарда рублей. «Как исполнять решения при таком бюджете? Мы не можем поднять больше налогооблагаемую базу. Не хватает у нас полномочий. Выделять деньги на покупку квартир по решениям судов и не финансировать водоканал, означает затопить город. Он поплывет. Это будет настоящая беда», – говорил он, убеждая, намекая, что спастись можно только вместе, и что не только муниципалы, а и прокуратура должна бить в колокола, привлекая внимание к саратовской ситуации.
Одни хотят, но не могут, другие могут, но не хотят
Знакомьтесь: новый глава Волжского района Бровкин Сергей Владимирович |
Сами депутаты предлагали тоже на заседании различные спасательные круги. Депутат Виктор Марков говорил, что надо активнее распродавать муниципальное имущество. Депутат Олег Комаров считает, что следует понуждать предприятия выкупать землю под своими постройками. Но все при этом понимали однозначно, что без вмешательства федеральной власти кардинально существующее положение не изменишь. «Достучаться до небес» попробуют с помощью депутатов госсобрания от Саратовской области. Говорить будут не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Там все пока смотрится еще хуже, чем сейчас. Бюджет Саратова потеряет доходы от подоходного налога (налогоплательщикам хорошо бы запомнить, что этот налог расщепляется, и в городе по решению властей областного уровня останется на этот раз только 15 процентов от собираемых платежей), у него полностью заберут транспортный налог, да еще и новая кадастровая оценка земель сделана так, что минус по земельному налогу ожидается то ли в 500, то ли в 800 миллионов рублей. Под угрозой уже святое: если из городского бюджета не расплатиться за проекты строительства и реконструкции детских садов, то не видать нам федеральных денег на эти детсады. Ведь в этом случае мы не выполняем возложенные на город обязательства по софинансированию госпрограммы.
Понимая, что замкнутый круг не получится разорвать без посторонней помощи, городские власти все же пытаются клевать по зернышку в доходную часть казны. Но не везде могут дотянуться. Какая-то абсурдная ситуация сложилась, например, со штрафами за административные нарушения. Не без помощи той же прокуратуры, депутаты областного уровня запретили городским властям привлекать к административной ответственности за свалки мусора, мойку машин на улицах и другие пакости, осложняющие жизнь большинства саратовцев. У администрации города осталось только право оформить такое нарушение. Оформляют и передают в прокуратуру города. Но прокуроры не торопятся запускать их в административное производство. Не способствуют, получается, пополнению городского бюджета штрафами за нарушение правил благоустройства.
– Мы вынуждены направлять вам обращения, но они остаются без вашего внимания. Мы вот рассмотрели более 10 тысяч материалов только по мусору. А вы не можете 50 дел завести.
– Администрация города собирает хороший, полный материал, но, чтобы было понятно, – приступил к защите своей прокурорской позиции Андрей Жаднов, – прокурор вправе возбудить любое дело об административном нарушении, если бездействуют соответствующие контролирующие органы. По закону мы не вправе подменять их. Если это нарушение правил содержания стоянки – это ГИБДД. И мы не можем работать за ГИБДД. У всех свои полномочия.
Глава города Олег Грищенко попросил руководителя юридического управления Оксану Тишову прояснить правильность прокурорской позиции: «На мой взгляд, есть что-то не то здесь». Оксана Геннадьевна четко и внятно процитировала статью из Кодекса РФ об административных нарушениях, где написано, что органы прокуратуры возбуждают административное производство по любому составу, предусмотренному кодексом РФ, либо законом субъекта РФ. «И оговорки, что они действуют в случае бездействия контролирующих органов, нет, – говорила Тишова. – Мы направляем готовые материалы и обращения о наличии состава правонарушения и просим вас возбудить либо отказать в возбуждении административного производства». Прокурор ответил, что все обращения они направили «по компетенциям».
– Еще раз повторяю: мы не вправе подменять контролирующие органы.
– Но у нас есть информация о возбуждении районными прокуратурами таких административных дел. Тогда этот факт надо рассматривать как нарушение? – начала уточнять Оксана Тишова.
– Прокурор вправе любое административное дело завести, – окончательно запутался заместитель прокурора города Андрей Жаднов. Олег Грищенко решил его распутать. В последний раз спросил: «Можете или не можете?».
– Можем, – попал прокурор в грищенковскую ловушку.
Для борьбы с удручающей динамикой стеснительно попросили денег
Депутаты благородно отступили от представителя правоохранительных органов. Но передышка длилась недолго. У прокурора Жаднова в тот четверг был вообще нелегкий день. Его на заседание думы прислали отдуваться за результаты работы прокуратуры в первом полугодии. А хвастать было особо нечем. Прокурор Жаднов волновался, да и с усилительной аппаратурой было что-то не то в зале, и слышали журналисты цифры плохо. Но то, что удалось разобрать, удручало.
Количество преступлений несовершеннолетних увеличилось на 48 процентов по сравнению с 2012 годом. Число убийств вроде снизилось на 3 процента, но случаев причинения тяжкого вреда здоровью стало больше на 21 процент. Рост мошенничества – на 11 процентов. Рост имущественных краж – на 26, на 71 процент выросли кражи в транспорте. И во всех районах города бытовая преступность выросла на 96 процентов. Как достижение была подана информация о том, что раскрываемость преступлений увеличилась на 0,3 процента и положительную тенденцию прокуратура видит в том, что число жалоб по сфере ЖКХ снизилось на 10 процентов. Последней информации депутаты снести не могли. Потому что у них число таких жалоб увеличилось больше чем на 50 процентов.
Депутат Кудинов поинтересовался у представителя городской прокуратуры, как долго будут еще расследоваться возбужденные уголовные дела в сфере ЖКХ? И вообще, понесет кто-то ответственность за миллионы рублей, фактически похищенных у граждан? Депутат Янклович попенял прокурору на избирательность подходов. Он их сплошь и рядом наблюдает. На одной улице, например, украли в один день 30 решеток от ливневок, и суммы ущерба не хватило для того чтобы завести дело, но когда напротив здания правительства украли всего пять решеток, дело сразу завели. Другой пример был с рынком «Солнечный». Для того чтобы проверить заявление МУП «Водосток» о нарушениях при подключении к ливневой канализации, прокуроры запросили документы аж на 700 листах. При этом отправлять их нужно только по почте. Для электронной переписки у прокуратуры «нет технической возможности». Так что придется МУПу и дальше тратить десятки тысяч рублей на канцтовары. Но больше всего депутата Янкловича почему-то задели объявления, которые прокуратура развесила на домах в Волжском районе. Он даже уточнил, действительно ли сами прокуроры составляли текст, призывая людей обращаться в надзирающий за законностью орган: «Если вы считаете, что нарушены ваши права, и ваш дом может попасть в аварийную ситуацию, обращайтесь по номеру телефона…». Андрей Жаднов подтвердил авторство прокуратуры. И сказал, что подобная стимуляция населения к обращениям «не противоречит закону». Депутаты на это даже не знали что ответить. Но в конце концов как-то неумело вывели свой нелегкий разговор с прокурором на простой, но многое объясняющий вывод. Оказывается, по российским законам, если, конечно, верить прокурору Жаднову, эффективность деятельности городской прокуратуры измеряет только областная прокуратура и только количеством жалоб в свой адрес на действия или бездействие городской прокуратуры. А оценка жителями города эффективности работы этого правоохранительного органа никого не интересует. Как, впрочем, и депутатские оценки.
Так что отпустили с миром депутаты прокурора Жаднова. И он даже успел сказать, что нужно бы совместно создать программу профилактики преступлений в Саратове. Постеснялся, правда, уточнить, во сколько такая программа обойдется бюджету города. Который составляет теперь по доходной части 12,6 млрд рублей, а по расходной 13,6 млрд. Дефицит – более 1 млрд рублей. Занимать больше нельзя. За нарушение установленного законом потолка долга – ответственность, вплоть до уголовной.