А в остальном, прекрасная маркиза…

Оценить
За полтора года работы правительства Саратовской области сменилась треть состава регионального кабинета министров

Хорошо это или плохо? Если ротация кадров идет на пользу структуре, то это, безусловно, хорошо. Если кадровая чехарда случается от низкой квалификации персонала, от нежелания профессионалов работать в кабмине – это плохо. А если чиновники высокого ранга перебираются из своего кабинета прямо на нары – то это ужасно.

Мы уже неоднократно писали о том, как было сформировано правительство Саратовской области. Губернатор Валерий Радаев был несвободен в своем выборе. Ему навязывали отдельные кандидатуры, требовали согласований с каждой персоналии. В итоге Радаев получил то, что получил. А именно – очень невнятное правительство, которое работает крайне неоднородно и в котором один чиновник зачастую мешает работе другого. Из чувства соперничества, желания заработать очки, из-за личных амбиций – но все это не важно. Важно то, что весь этот дисбаланс идет во вред функционированию сложного и противоречивого механизма, называемого правительством.

Зампредовская чехарда

Заместители председателя правительства – это первое и весьма слабое звено регионального правительства.

Отработавший меньше года социальный заместитель Андрей Россошанский изначально был чужим в структуре исполнительной власти. И это при том, что Андрей Владимирович имел опыт работы в правительстве губернатора Аяцкова. Но и в те далекие годы застать Россошанского на рабочем месте, подписать документ, согласовать план работ было весьма затруднительно. Но это не влияло на работу всего кабинета, потому как Россошанский ведал информацией или молодежью, а не всей социальной сферой, как у Радаева. А потом случилась синекура в виде руководства ГТРК Саратов и депутатство, от десятичасового рабочего дня Андрей Владимирович отвык совсем. Потому быстро уставал и подолгу болел. И из правительства пришлось уйти.

Замену Россошанскому искали долго – очереди из желающих работать у Радаева не было. Михаил Горемыко нашелся с трудом, после того как от почетной работы увильнуло несколько кандидатов. На сегодняшний день Михаил Владимирович ничем особым не отличается. Скандалов с его участием, к счастью, не случилось. Но и особых достижений в социальной сфере тоже нет. Медийной персоной Горемыко не стал, его изредка можно видеть на экранах телевизоров в свите губернатора Радаева.

Еще один заместитель председателя – Юрий Моисеев – резко потерял в статусе. Но не из-за провалов в работе – таковых не было за неимением работы, а из-за поражения во внутривидовой борьбе от Сергея Канчера, который вдруг резко набрал вес и быстро перерос министерское кресло.

Канчер забрал весь реальный сектор экономики за исключением промышленности, а Моисеев получил мифические специальные проекты. А именно – сегодня Юрий Михайлович курирует строительство аэропорта в Сабуровке. И все.

А Канчер задорно скандалит со строителями, уверенно дает или не дает комментарии журналистам. То есть регулярно сообщает о своей деятельности налогоплательщикам. Но с подведомственными структурами у Сергея Васильевича не очень. Сменивший Канчера на посту министра строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин не уверен и откровенно слаб в вопросах строительства и ЖКХ. Как снег на голову свалился Канчеру скандал с домами депутата Сергеева, построенными в обход правил Росаэронавигации. Были и будут проблемы с предоставлением жилья сиротам, с отчетностью по вводимым квадратным метрам. Но скандал с возможным сносом двух многоэтажных новостроек – ничто по сравнению с откровенной чиновничьей трагедией – задержанием за семимиллионную взятку подчиненного Канчера Александра Суркова.

Сурков
Сурков

Еще один заместитель председателя правительства – Александр Соловьев, курирующий агропромышленный комплекс, усилился должностью министра сельского хозяйства. Есть подозрение, что это произошло опять же из-за кадрового голода. Бывшего уже министра Ивана Бабошкина пришлось перебросить в Саратовский район, погрязший в скандалах.

Никаких достижений за Александром Александровичем не числится. Прогнозируемый грандиозный урожай залило дождями. Продолжаются скандалы с отъемом земли у фермеров. Исправить ситуацию Соловьев не в состоянии. Или же не испытывает желания этим заниматься.

Стабильны и неизменны в зампредовском клубе только двое. Вице-губернатор Денис Фадеев и курирующий экономический сектор Павел Большеданов. О Павле Владимировиче сказать просто нечего, потому как понять, чем он занимается, сложно. Впрочем, есть вероятность, что экономический заместитель может стать героем очередного скандала.

О вице-губернаторе Денисе Фадееве говорить, наверное, не стоит, дабы не огорчать человека перечислением его многочисленных провалов. Начиная с непонятных дел в «Саратовской областной газете» и заканчивая скандалом в Пугачеве.

Об ушедших или хорошо, или…

За полтора года работы правительства Радаева его покинули один заместитель председателя правительства и восемь министров.

О заместителе Россошанском сказано выше. Теперь займемся министрами, которые уходили из правительства по самым разным причинам.

Малков
Малков

Первым кабинет министров, в середине ноября прошлого года, оставил Павел Малков, занимавший должность министра – председателя комитета по информатизации. Павел Викторович – очень умный молодой человек, продвинутый интернет-пользователь и хороший программист. То есть, теоретически, перспективный работник. Малков получил приглашение на работу в Москве. И, как говорят, радостно его принял. По слухам, ему завидовали многие. Кресло Малкова заняла Лариса Кузнецова, пришедшая с поста председателя исполкома «Единой России» и от информатизации весьма далекая. Но партийная работа – шикарная ступенька для карьерного роста. Как сейчас идет информатизация области и идет ли она вообще – не известно.

Илюшкин
Илюшкин

Буквально на следующий день за Малковым из правительства ушел министр Владимир Илюшкин – председатель комитета дорожного хозяйства. Владимир Александрович был столь тих, что его ухода не заметили. Николай Чуриков, принявший руководство комитетом, склонен к эпистолярному жанру и радостно может сообщить о том, что на ремонт денег нет, но «будет повышена ровность дороги». За почти год работы ничем особенным не отличился. Что, собственно, не огорчает.

Андрющенко
Андрющенко

Буквально через месяц кабинет министров покинул Андрей Андрющенко, который предпочел работу в федеральной структуре – службе по надзору в сфере природопользования. Говорят, что Андрющенко агитировал Валерия Радаева стать соучредителем некоего мусороперерабатывающего предприятия. Видимо, это не удалось. Возможно, есть еще какие-то причины смены работы Андреем Евгеньевичем. Он был третьим. И на нем зимний исход министров закончился.

Чуйченко
Чуйченко

Новая волна отставок началась летом 2013 года с увольнения по собственному желанию министра информации и печати Романа Чуйченко. О грядущем уходе Чуйченко говорили так много, что уже почти перестали верить в возможность этого события, которое было сколь прогнозируемым, столь и неожиданным. Роман Юрьевич перебрался в Москву, где трудится в структуре ИД «КоммерсантЪ». Расстрельное место «друга журналистов» пустовало долго, пока наконец в правительство из думы была мобилизована истинная партийка Наталья Линдигрин.

Нестеров
Нестеров

Уникальный человек Сергей Нестеров покинул пост министра по делам территориальных образований 5 июня 2013 года. Работу с территориями он провалил окончательно и бесповоротно, но не был изгнан с позором, а перешел на новую ступень развития в БТИ города Саратова. Это было место передержки, потому как сейчас Сергей Анатольевич – депутат Саратовской областной думы и у него впереди блестящая карьера законотворца.

Федосеев
Федосеев

Экс-министр Роман Федосеев попал под сокращение, когда губернатор Радаев затеял оптимизацию областного правительства. Министерство инвестиций, которое возглавлял Федосеев, влилось в министерство экономики. Исчезновения структуры не заметил никто, потому как за год работы Роман Борисович привлечь инвестиции в регион не смог. Собственно, Федосеев был не рабочим министром, а политическим. В ходе формирования регионального правительства была попытка имитации политического объединения элит. Федосеев имитировал со стороны ЛДПР.

Совсем недавняя потеря – уход из правительства министра сельского хозяйства Ивана Бабошкина, которого судорожно кинули руководить Саратовским районом после того, как под арест попал и.о. главы администрации муниципалитета Василий Синичкин.

И уже совсем грустная история – задержание 3 сентября Александра Суркова при получении взятки в семь миллионов рублей. Кресло председателя комитета по капитальному строительству сегодня остается вакантным.

Есть еще в рядах министерского состава потери, связанные с реформированием правительства. Так, министерство леса преобразовано в комитет, который слился с комитетом окружающей среды. В итоге получилось министерство природных ресурсов и экологии области под руководством Дмитрия Соколова. Министр леса Игорь Потапов вроде и не министр уже, но на сайте областного правительства числится таковым. Наверное, до окончания бесконечного процесса реорганизации.

Команда крепких профессионалов?

На самом деле крепкие профессионалы в правительстве Радаева есть. И это радует. Министр промышленности Сергей Лисовский, министр финансов Александр Ларионов, министр здравоохранения Алексей Данилов, министр экономики Владимир Пожаров, председатель комитета государственного регулирования тарифов Лариса Новикова свое дело знают. Скандалов, связанных с их именами, не возникает. Другое дело, что вытащить на своих плечах область из экономического кризиса они не могут. Просто в силу общей ситуации в стране и многочисленных причин в области.

С министрами социального блока сложнее. Имя министра образования Марины Епифановой все чаще упоминается в контексте со скандалом вокруг «взяткоемкого» уголовного дела Дмитрия Козлачкова.

Лариса Колязина совсем мало общается с подчиненными. Но те, кому удалось встретиться с Ларисой Викторовной, характеризуют ее предельно положительно. Наиля Бриленок и Светлана Краснощекова регулярно фигурируют в слухах как претенденты на вылет. Хотя обе дамы работают вполне себе прилично. Спортивные достижения налицо, молодежный КВН вошел в высшую лигу. Культура как минимум не загибается. И даже есть надежда, что скоро отремонтируют филармонию. Правда, говорят, что работникам культуры задерживают выплаты зарплат, но официально эти слухи пока не подтверждаются.

Наталья Соколова регулярно встречается с прессой, рапортует о достижениях в сфере занятости. Назначенная вместо Сергея Нестерова Людмила Жуковская разгребает авгиевы конюшни территориальных образований, доставшиеся ей от предшественника.

Олег Галкин регулярно передает областное имущество муниципалитетам или, это уже по обстановке и по закону, забирает его. Правда, днями глава Саратова Олег Грищенко назвал Галкина вредителем, но этот тезис еще надо доказать.

Вечный Борис Шинчук интенсивно и относительно бесконфликтно дружит с многонациональным народом Саратовской области. Случается, Бориса Леонидовича заносит, но в общем и целом ситуации в регионе он не вредит. А иногда даже делает ее забавной.

Заключать пари – кто следующий на выход – бессмысленно: в кадровых движениях нет никакой логики. А главное, смысла никакого нет. Дедушка Крылов вспоминается с его бессмертными строками: «А вы, друзья, как ни садитесь…»