Спасибо вам за эту науку!
Профессия эта нелегкая и очень почетная, хотя в последнее время авторитет ее изрядно упал. О том, кто и почему вспоминается им в этот день, мы спросили у видных саратовцев.
Алла Лосина, депутат областной думы («ЕР»), заслуженный работник культуры РФ:
ИНТЕЛЛИГЕНТНЕЙШАЯ ЭВЕЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Мне очень нравилась учительница русского языка и литературы, которая преподавала у нас в девятом классе. Она приехала в наш город, очень ярко заявила о себе, и уже через год ее назначили директором в другую школу. Эвелина Валерьевна поначалу поразила меня подписными изданиями – все, что предлагала наша учебная программа, у нее было в полном собрании сочинений каждого автора, а в 70-е годы книги были большим дефицитом! Потом мы с ней буквально подружились: она часто звала меня попить с ней в смежной с кабинетом литературы комнате чай, а за чаем мы разговаривали. Я, разумеется, была горда тем, что интересна Эвелине Валерьевне, а как она мне была интересна! Многие же одноклассники считали ее надменной и высокомерной.
На День учителя я принесла большой букет ирисов – их вырастила (на Урале!) моя бабушка. Сказала, что цветы – от всего нашего девятого «Б». Но один из одноклассников пояснил: это не так – дескать, меньше надо задаваться. Интеллигентнейшая Эвелина Валерьевна вдруг резко сказала: «Гоголь удивлялся – насколько человек может иногда оскотиниться…» Я всю эту сцену наблюдала, буквально не дыша. Удивилась и учительнице, и однокласснику. Только удивилась по-разному…
Впрочем, закончилось все хорошо. Эвелина Валерьевна, не заигрывая, сумела все-таки расположить к себе. Потом на чай к ней в другую школу мы ходили почти всем классом.
Ольга Алимова, депутат Государственной думы (КПРФ):
ЦИФРЫ ДЛЯ МЕНЯ СТАЛИ ЗВУЧАТЬ КАК МУЗЫКА
От учителей очень многое зависит: порой жизненный путь, порой выбор профессии. Когда я училась в школе № 15 в пятом классе, математику у нас вела Галина Алексеевна Полякова. Преподавала она всего год, потом ушла в декрет. Математику я любила всегда, но при Галине Алексеевне цифры для меня стали звучать как музыка. Меня, такую неусидчивую, она «приковала» к предмету так, что я решала и решала с утра и до самого вечера. Причем делала это с большим удовольствием. С каждым учеником она работала индивидуально, знала, как найти подход к любому. За год она влюбила в себя и в предмет настолько, что в итоге я поступила в математическую школу, хотя раньше никогда даже не задумывалась об этом.
В том же классе историю вела у нас Фараонша – так мы ее звали между собой. А вот настоящего имени-отчества учительницы я не помню. Она вела предмет так, что отбила всю охоту изучать его. Я любила читать дополнительную литературу, но дополнительные знания учительница не воспринимала. Она все время повторяла: «Где вы это взяли? В учебнике такого нет!» Поэтому желание читать что-либо еще, кроме учебника, у меня скоро отпало. А вот в математической школе получилось все ровно наоборот. Борис Михайлович Васильев – учитель истории, в которого были тайно влюблены все девчонки, после ответа по учебнику говорил: «То, что в учебнике написано, я и без вас знаю, вы мне еще что-нибудь расскажите». Приходилось перелопачивать кучу литературы, чтобы его удивить. Вот тогда интерес к предмету у меня вернулся, но наверстать упущенное с Фараоншей я уже не могла.
Я всегда имела свой взгляд на все, и это не нравилось учительнице русского языка и литературы Валентине Филипповне. По литературе за содержание она всегда ставила мне двойки и тройки, подписывая так: «Не поняла тему». А вот в математической школе преподаватель мой собственный взгляд на содержание художественных произведений и умение читать между строк ценила.
Ну а самой лучшей для меня была первая учительница Валентина Григорьевна Гридина из школы № 16. О ней я могу говорить часами. Она была не просто учителем, она была мамой.
Мукаддас Бибарсов, глава духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России:
ОНА УЧИЛА НАС ДУМАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ
Когда речь заходит о школе, мне вспоминается четвертый класс и учительница русского языка и литературы Фильза Ибрагимовна Латыпова. Это был 1972 год, мы как раз переехали из Пензенской области в Уфу.
Фильза Ибрагимовна была очень строгой и требовательной женщиной, ее боялся не только наш класс, но и вся школа, так как она была еще и завучем. Некоторых учителей, которые не могли держать класс – а классы у нас были большие – по 36 человек, было жалко. А вот Фильза Ибрагимовна всегда знала, чем нас заинтересовать, к тому же она относилась уважительно к ученикам, и они отвечали ей тем же. При всей строгости она практически никого не наказывала. Русский у меня немного хромал, а вот литература давалась хорошо. Уроки литературы были интересными и оставили глубокий след в моей жизни. Мы не просто читали произведения, учительница заставляла вникать в них, мыслить. То, что я умею думать и размышлять – во многом и ее заслуга. В чем я искренне ей благодарен.
Еще помню Людмилу Владимировну – учительницу истории. Тоже строгую женщину, которая дала мне хорошие знания и расширила кругозор.
Лариса Кузнецова, министр-председатель областного комитета по информатизации:
САМАЯ ГУМАННАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ
Из школьной жизни мне запомнилась первая учительница – Татьяна Алексеевна. Это была женщина преклонного возраста, волосы аккуратно забраны в пучок, строгий, деловой стиль в одежде. Такая «настоящая учительница». Но строгая на первый взгляд женщина была прекрасным детским психологом, с легкостью решала любой конфликт, всегда шла на контакт и относилась с пониманием к своим первоклашкам.
Еще в детстве я была энергичным ребенком. Провести 45 минут спокойно, сидя за партой, для меня было настоящим подвигом. Учительница знала об этом и как могла помогала: разрешала постоять немного или давала разные задания, например, просила раздать тетради или сходить за мелом.
Когда на следующий год учитель сменился и начался строгий школьный распорядок, я еще долго вспоминала своего первого учителя – самую гуманную, справедливую и всеми любимую Татьяну Алексеевну.
Зоя Юдина, артистка Театра драмы имени Слонова:
ЕГО ФРАЗЫ ЗА НИМ ПРОСТО ЗАПИСЫВАЛИ
Помню, у нас был очень примечательный учитель ОБЖ. Фамилия его была Шпортко, имени-отчества, к сожалению, не помню. Он был бывший военный, такой типичный, как из анекдотов. Аккуратист, педант. И говорил с украинским акцентом – гэкал и все такое. Вот у него были фразы, которые ученики за ним просто записывали. Например: «Если девка визжит – значит, парень плохо обнимает», «Снаряд попал – все, ножулек нет, иди ищи, где штаны», «Ракета не спросит – шарахнет и аля-улю». Подобные фразы он постоянно выдавал. Мы его любили, потому что с юмором у него все было в порядке.
Антон Ищенко, депутат Государственной думы (ЛДПР):
ПУТЕШЕСТВИЕ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
Я учился в 86-й школе Саратова – это район ВСО. Конечно, со школой у каждого связано много историй, веселых моментов, но с годами, когда просят вспомнить что-то из школьной жизни, все чаще вспоминаются лица наших учителей. Вот и сегодня, пользуясь возможностью, хочу еще раз выразить благодарность педагогическому коллективу родной школы, тем самым учителям, которые воспитывали наше поколение – Ивану Михайловичу Сугоняеву, Любови Николаевне Мочаловой, Людмиле Григорьевне Ломакиной, Тамаре Петровне Карповой, Нине Владимировне Кутузовой и другим прекрасным педагогам.
Кстати, в этом году в День знаний я провел в родной 86-й школе урок парламентаризма для старшеклассников. Для меня это был не просто урок, это было настоящее путешествие в прошлое, возвращение в школьные годы. Конечно, между моим поколением и нынешними выпускниками разница огромная. Но что порадовало, в ребятах я увидел тот задор, тягу к новым знаниям и впечатлениям, которые были и у нас, а это – заслуга педагогов. За что им еще раз большое спасибо и низкий поклон!
Михаил Наместников, координатор регионального отделения «Партии 5 декабря»:
ВЫ НАУЧИЛИ НАС САМОМУ ГЛАВНОМУ
Я не очень любил школу. Она всегда умаляла мою органическую самостийность. «Но как же тебя любила наша Раиса!» – припоминали мне потом одноклассники. Я тогда не умел этого ценить или принимал любовь как данность. Но уже норовил использовать: «Раиса Семеновна, можно я вам потом сдам сочинение, вчера у меня не получилось». Прощала мне. Но и меня использовала тоже. На открытых уроках по литературе выставляла этаким «тамадой», затейником. Помню, после такого урока меня отвела в сторону Вера Петровна, безумно красивая седая дама, неприступная, как английская королева-мать, наш завуч по учебной работе. И положила мне руку на плечо со словами, загадочно улыбаясь: «Миша, выступал ты замечательно, но больше никогда и нигде такого не говори!». Позже моя Раиса Семеновна, которая работала и в приемной комиссии, снабдила меня паролем к сочинению в юридический, если надумаю поступать: «Только тот наших дней не мельче, только тот на нашем пути, кто умеет за каждой мелочью революцию мировую найти!». Я только потом уже узнал, что строки те Безыменский посвятил Якову Блюмкину, убийце германского посла Мирбаха. С революцией у меня не срослось, случился Афган. Военной кафедры в юридическом не было, и я туда не пошел. Пошел в математику. Но на годовой контрольной наша Валентина Владимировна, ее любили мы все, поставила мне четверку за дежурную теорему, доказанную способом из журнала «Квант»: «Я тебя такому не учила». Да, да, да, дорогая Валентина Владимировна, мои любимые, родные учителя, вы учили и научили меня другому, главному: выживанию в агрессивной среде, ответственности за свой выбор, трезвой самооценке, с максимальной степенью свободы для себя! Огромное спасибо вам за эту науку!
Алексей Кривега, артист ТЮЗа имени Киселева:
ЕЕ УРОКИ НЕ ПРОПУСКАЛИ ДАЖЕ ОТЪЯВЛЕННЫЕ ХУЛИГАНЫ
Всегда очень тепло вспоминаю свою учительницу по русскому языку и литературе 77-й школы Елену Леонидовну Кирильчук. Она обладала удивительным даром пробиться через мощное нежелание школьника учиться и так восхитительно рассказать, например, о Пушкине или Лермонтове, что мы боялись пропустить хотя бы слово. И как-то сразу эти хрестоматийные, далекие от реальности фигуры становились для нас вдруг живыми людьми, и возникало странное для среднестатистического школьника желание что-то прочесть. Ее уроки не пропускали даже самые отъявленные хулиганы. И очень запомнились ее «лермонтовские вечера». То есть они были не только лермонтовскими, они были и пушкинскими, и всякими. Вечером после уроков класс или несколько классов собирались вместе и говорили о наших классиках, участвовали в викторинах, соревновались в знании творчества того или иного поэта или писателя. Приносили рисунки на тему произведений, которые вешали на доску. Никто за это не получал оценок, просто всем было интересно, вот и все. И это очень важное качество учителя, я бы даже сказал, дар, которым обладает не каждый – умение увлечь своим предметом, превратить его для ребенка из сухой необходимости в живое поле для творчества.
Юлия Абрамова, начальник Государственной жилищной инспекции Саратовской области:
АТМОСФЕРА В ШКОЛЕ БЫЛА ПО-НАСТОЯЩЕМУ СЕМЕЙНОЙ
Я училась в обычной средней общеобразовательной школе в поселке Прудовой Екатериновского района. Конечно, это не лицей и не гимназия, но уровень образования, качество знаний и профессионализм педагогов всегда были на высоком уровне. Атмосфера в сельских школах всегда отличалась особой дружелюбностью, а у нас она была по-настоящему семейной.
Свой первый звонок и первый урок я запомнила на всю жизнь. Белые банты, особое волнение, глаза родителей, искрящиеся от радости и слез, а наша первая учительница Александра Петровна Долгова рассказывала нам о том, что в этот день мы стали взрослее, и что впереди у нас много-много интересного и увлекательного. И это действительно было так.
На ее уроках мы познавали богатый мир литературы, помню, на внеклассном чтении мы все зачитывались сказочными творениями Александра Волкова. И у нас в классе даже была очередь на его книги.
Всем классом с Александрой Петровной мы ходили в походы, а в конце учебного года обязательно отправлялись на велопрогулку. Конечно, не обходилось без разбитых коленок, но нашему счастью просто не было предела.
Вообще именно наша первая учительница помогла нам сразу понять, что школа – это не только уроки, но и дружба, взаимовыручка и взаимопонимание между нами, ребятами, и учителями.
Я всегда вспоминаю Александру Петровну с особой теплотой и чувством благодарности. И в День учителя от всей души хочу поблагодарить ее за то внимание и любовь, которыми она нас окружала, и пожелать здоровья, долгих лет жизни и всех благ.