Порадовать президента

Оценить
В полном соответствии с указом Владимира Путина средний учитель теперь получает не меньше среднего саратовца

Областные власти своеобразно поздравили саратовских учителей с приближающимся профессиональным праздником: как уже рассказывала «Газета недели», не состоится давно обещанная индексация зарплат педагогов.

Еще прошлой осенью свежеизбранная дума приняла поправки в законодательство, согласно которым с 1 октября 2013 года средняя зарплата педагогических работников общего образования должна была повыситься до 21 тысячи рублей. Так планировалось исполнить президентский указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предписывающий поднять школьное жалованье на уровень средней зарплаты по экономике региона. Как подсчитало теперь областное министерство образования, нужные показатели уже достигнуты: в первом полугодии средняя зарплата учителя составила 20,5 тысячи рублей, что на пять процентов больше средней зарплаты по области. То ли прошлогоднее повышение зарплат педагогов оказалось слишком щедрым, то ли общее благосостояние саратовцев растет медленнее, чем планировалось, а может быть, сама методика подсчета «средней температуры по больнице» позволяет получить цифру, радующую глаз. Так или иначе, президентское поручение оказалось выполненным, и, как заключили министерство образования и областная дума, в дальнейшей индексации нет нужды.

Напомним, что повышение зарплат бюджетников, в том числе учителей, преподавателей ПТУ и техникумов, воспитателей детсадов, работников культуры и врачей, предусмотрено в указе президента Владимира Путина, подписанном им сразу после вступления в должность в мае 2012 года. Осенью 2012-го областная дума на третьем своем заседании приняла поправки в закон о субвенциях для муниципальных образовательных учреждений. Согласно этим поправкам, средняя зарплата учителей школ должна была повыситься с 1 декабря 2012 года до 18,8 тысячи рублей, а с 1 октября 2013 года – до 21 тысячи рублей. Воспитателям детсадов были обещаны прибавки в те же сроки – до 14,1 тысячи и до 16 тысяч рублей соответственно.

В течение года об октябрьском повышении учительского жалованья напоминали и областное правительство, и региональное отделение партии «Единая Россия». Однако спустя две недели после выборов в органы местного самоуправления (отметим, что, как и в других регионах, в Саратовской области педагоги составляют основную рабочую силу УИК) ситуация неожиданно изменилась. Как уже рассказывала «Газета недели», на комитете по социальной политике, созванном за час до начала заседания областной думы, министерство образования представило поправки, отменяющие индексацию зарплат педагогам. Скандальный законопроект стал сюрпризом даже для части депутатов, не говоря о самих учителях, но, как принято в областной думе, был принят без сучка без задоринки.

Основной аргумент минобраза таков: педагоги уже давно получают не меньше условного среднего саратовца. Как сказано на сайте ведомства, в первом полугодии средняя зарплата учителей школ составила 20,5 тысячи рублей (105,1 процента к среднемесячной зарплате в области), работников учреждений дополнительного образования – 19,6 тысячи рублей (100,5 процента), воспитателей детских садов – 15,1 тысячи рублей (90,4 процента), преподавателей и мастеров ПТУ и техникумов – 21,3 тысячи рублей (109,2 процента).

С точки зрения официальных лиц, саратовские педагоги и так живут слаще некуда. «В указах президента четко зафиксировано, что к концу этого года заработная плата учителей во всех регионах страны должна выйти на уровень средней заработной платы по экономике региона. Надо отметить, что, несмотря на все трудности и непростую финансовую ситуацию, Саратовская область стала одним из немногих регионов, досрочно выполнивших данное требование. В настоящий момент средняя заработная плата учителей в регионе даже выше средней зарплаты по экономике. Замечу, что далеко не все регионы достигли поставленной задачи, – заявила сенатор Людмила Бокова. – Саратовские учителя получили свою гарантированную прибавку не в последний момент, для отчетности перед федеральным центром, а гораздо раньше. И это, несомненно, положительным образом сказалось на финансовом состоянии наших педагогов».

Напомним, что областные власти не в первый раз рапортуют о росте школьных зарплат. Еще весной 2011 года правительство сообщало, что средний педагог получает 13,5 тысячи рублей, что всего на десять процентов меньше среднего саратовца. Осенью того же года министерство образования заявило, что учительская зарплата выросла до 16,2 тысячи рублей, что на 4,5 процента выше средней зарплаты по экономике. Как подчеркивал сайт правительства, «обязательство, взятое областью по повышению оплаты труда учителей, выполнено». Триумф повторился летом 2012 года: по подсчетам минобраза, школьный показатель достиг 17,3 тысячи рублей, Саратовская область вошла в число 24 регионов, где средняя заработная плата педагогов превысила среднюю по экономике (17 тысяч рублей).

Нужно сказать, что в реальности никакой фиксированной «зарплаты педагогических работников» не существует. Заработок учителя состоит из оклада и нескольких стимулирующих доплат и различных надбавок, рассчитанных по сложной системе. Изначально планировалось таким способом поощрить лучших педагогов, в действительности же, как говорят сами учителя, у них лишь прибавилось бумажной отчетности. Методика подсчета денежного вознаграждения не всегда понятна даже для самих педагогов и во многом зависит от отношений конкретного человека с администрацией школы. Реальные суммы значительно отличаются даже в пределах одного учебного заведения (особенно если сравнивать зарплату завуча, дружащего с нужными людьми, и вчерашнего выпускника вуза), не говоря о более широких сопоставлениях (например, если взять гимназию в областном центре и малокомплектную школу в отдаленном селе). В итоге чудеса статистики позволяют вывести вполне приятную «среднюю температуру по больнице».

Чуть больше, чем продавцы

По сведениям Саратовстата, в июле нынешнего года (более свежие данные пока не обнародованы) средняя зарплата в области составила 20,7 тысячи рублей. Это на 14 процентов больше, чем в июле 2012-го. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, увеличилась на 7,7 процента. Больше всех, по официальной статистике, получают работники финансовой сферы – 34,8 тысячи рублей. По сведениям сервиса Яндекс-работа (составленного на основе объявлений о вакансиях), средняя зарплата в Саратове составляет 20 тысяч рублей. То есть учителя получают чуть больше, чем продавцы (среднее зарплатное предложение – 17 тысяч рублей) и администраторы (18 тысяч), но меньше, чем водители (22 тысячи). Любопытно, что согласно программе социально-экономического развития Саратова, утвержденной городской думой, к 2015 году средняя зарплата в областном центре должна достичь 32 тысяч рублей.

«До середины второй четверти»

В регионе около тысячи школ, где учатся 216 тысяч детей, и свыше тысячи детсадов, где воспитываются более 100 тысяч малышей. Насчитывается 44,4 тысячи педагогических работников (год назад их было 47,2 тысячи), в том числе 18,9 тысячи учителей школ и 10 тысяч воспитателей детсадов. По подсчетам городского комитета по образованию, в прошлом учебном году в школы Саратова пришло около 150 молодых учителей, в нынешнем – около 90, но «часть из них дорабатывает только до середины второй четверти». На модернизацию региональной системы общего образования в первом полугодии поступило более 400 миллионов рублей из федерального бюджета. Больше половины средств потрачено на капитальный ремонт и мероприятия по энергосбережению. Отобраны шестнадцать учителей, которые получили по 200 тысяч рублей из федерального бюджета. Трое победителей областного конкурса «Учитель года» получили премии от 60 до 150 тысяч рублей. 13 тысяч педагогов получают доплату за классное руководство (по тысяче рублей в месяц).

 


[кстати сказать]

«Учитель всегда крайний»

Почему отмена индексации зарплаты не возмутила педагогов

Анна Николаевна работает учителем иностранного языка 22 года. Любит свою работу не за зарплату и не за продекларированный государством «престиж профессии», а потому что, как она говорит, «мне повезло с детьми – они думающие, самостоятельные, я вижу, что я их чему-то научила, – и мне хорошо на душе».

Отмену индексации школьного жалованья коллеги Анны Николаевны, да и она сама, восприняли без возмущения: «Сегодня сказала в коллективе, что не будет прибавки, – никто даже не вздохнул. Наверное, мы и не верили». В прошлый раз, когда областные депутаты громко заявляли о повышении зарплат педагогов с декабря 2012 года, некоторые учителя обнаружили в расчетках прежние или даже меньшие суммы. Как говорит собеседница, «обидно, конечно, телевизор на всю страну кричит, люди думают, что мы деньги лопатой гребем», но с просьбой разъяснить порядок начисления зарплаты к администрации школы никто не обращался.

«Боимся. Учитель ведь всегда крайний. Если ребенок получил двойку – виноват учитель, если вляпался в историю во внеучебное время – все равно виноват учитель. Если родитель жалуется – администрация накажет учителя, лишь бы ситуация не выплыла за стены школы. Если родитель пьет, бьет ребенка и семья попадает на учет – опять же виноват учитель, потому что допустил вынос сора из избы, это пятно на репутации школы. Когда все время остаешься виноватым, формируется привычка не высовываться».

Анна Николаевна получает 19 тысяч рублей в месяц. Сюда входит оплата за 33 учебных часа (ставка педагога составляет 18 часов), надбавки за классное руководство, методическую работу и звание. Ее молодая коллега ведет 25 часов, не имеет надбавок и получает 12 тысяч рублей, «притом, что у нас престижная центральная школа, полностью укомплектованные классы». «Может быть, у кого-то и есть зарплата больше 20 тысяч рублей, как говорят депутаты. Но нагрузки при этом должны быть нечеловеческие».

Зарплата учителя зависит от портфолио. «Это талмуды во-о-от такой толщины, – собеседница показывает на пальцах, – у меня есть мечта: собрать эти папки со всей школы и послать президенту. Для него в Кремле места не останется». Таких портфолио нужно собрать несколько: один-два раза в год (в разных школах по-разному) – «на зарплату», раз в пять лет – «на категорию». С первым видом, как говорит Анна Николаевна, «мы приспособились: распечатать, подписать у руководства – всего дня два уходит», при этом школьный принтер работает, как Государственная дума. А вот портфолио для подтверждения квалификационной категории – «это очень нервно, нужно месяц-полтора. Когда кто-то из учителей этим занимается, мы его не трогаем, на своей шкуре испытали, каково. Понятно, что в это время учителю не до детей».

В папку следует складывать, например, справки об участии учеников в олимпиадах. Причем ребенок должен оформить три такие справки – для собственного портфолио, для учителя и для школы, где проводилось мероприятие. За справку начисляются баллы, причем «не учитывается, что школы находятся в разном положении: я готовлю олимпиадника, у которого три урока иностранного в неделю, а в языковых школах – по двенадцать уроков, усилия учителя оцениваются одинаково».

В портфолио следует также положить документ об использовании «здоровьесберегающих технологий». «Ну как можно задокументировать тот факт, что в течение урока я провожу физкультминутки, смену деятельности или прошу детей не горбиться? Как это бумажкой подтвердить? А вот мы придумываем!» – говорит Анна Николаевна с ироничной гордостью.

Педагог, претендующий на повышение категории, должен доказать свое участие в научно-практических конференциях (безразлично, выступал он двадцать пять раз или однажды – балл дается одинаковый), создать свой сайт и представить публикации. Это, как объясняет собеседница, настоящая кормушка для сопутствующего бизнеса: в интернете есть порталы, специально предназначенные для публикации работ учителей, собирающих портфолио, одна публикация обходится педагогу примерно в 800 рублей. Как говорит Анна Николаевна, практической пользы по обмену опытом от таких порталов нет – педагоги не читают сочинения коллег, зная, что они написаны лишь для проформы. «На создании сайта удалось сэкономить: мне его сделал муж. Просто поставили скриншот и все. Собственный сайт мне не нужен, для интернет-общения с учениками вполне хватает соцсетей».

«Мы научились собирать бумажки, но потеряли работу с детьми. Десять лет назад я проводила с учениками гораздо больше праздников – дни рождения, Масленицу и т.д. Теперь это невыгодно, потому что классные мероприятия, которые сплачивают детский коллектив, в портфолио не учитываются. Да и дети поменялись: им не до шуток, после уроков бегут к репетиторам по ЕГЭ», – говорит учительница.