Поесть плов и разойтись
Узбекский плов стал движущей силой семинара-совещания региональной Общественной палаты с представителями общественных советов районов области, прошедшего 20 сентября в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области». Плов предлагали участникам в случае, если не получается прийти к решениям задач.
Районным общественникам объявили о вхождении их советов в структуру палаты, для чего нужно привести в соответствие положения об общественных советах в районах. От длинных пространных монологов официальных лиц о туманных целях Общественной палаты беседа превратилась в бурное обсуждение, регламент полетел насмарку.
Общественная вертикаль
Семинар проходил в рамках Гражданского форума Саратовской области 2013 года. Местом проведения мероприятия было выбрано «Грузинское подворье» – неофициальная обстановка должна была поспособствовать дружеской атмосфере заседания. От власти на встрече присутствовали вице-губернатор Денис Фадеев, председатель регионального комитета общественных связей и национальной политики, бывший председатель палаты Борис Шинчук, министр по делам территориальных образований области Людмила Жуковская и директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области Андрей Саухин.
Формальной целью совещания было обсуждение реорганизации Общественной палаты области, в рамках которой в ее состав будут вовлечены общественные советы в районах. В свою очередь, от каждой региональной палаты будет выдвинуто по одному представителю в Общественную палату России. Таким образом, выстроится идеальная вертикаль и во власти общественной.
Перед началом совещания для гостей из районов была организована традиционная экскурсия по «Национальной деревне». Участникам рассказали о национальных обычаях народов Поволжья, представили казака, виртуозно машущего шашкой, и дали полюбоваться видом на город, открывающимся с азербайджанской Девичьей башни. Один из участников в шутку поинтересовался у председателя Общественной палаты Александра Ландо, могут ли сразу подать обещанный узбекский плов. «Будет вам плов, но сначала поработайте», – ответил Ландо.
Потом участники заняли места вокруг стола в грузинском доме, где в приглушенном свете под потрескивание камина начали свою неторопливую речь важные официальные лица. Открывая совещание, Александр Ландо который раз рассказал об особой миссии Общественной палаты и общественных советов как посредника между властью и народом. Он снова подчеркнул, что орган этот должен быть независимым от власти, и в него, как несложно догадаться, должны войти «люди нестандартно мыслящие, болеющие за свое дело». «Не выплескивающие эмоции на баррикадах, а меняющие власть в лучшую сторону и делающие конкретные дела», – добавил он.
Также Александр Ландо напомнил, что общественный совет должен быть независимым органом. «Депутаты, чиновники не могут быть членами общественного совета. Я не готов уверенно сказать пока о партийности, в Общественной палате России членство не предусмотрено – я сам приостановил членство в партии как председатель Общественной палаты Саратовской области. Думаю, мы этот вопрос со временем пересмотрим», – уточнил он.
«Для внешнего употребления»
Тут Александр Соломонович внезапно достал из конверта настойку боярышника и, потрясая бутылочкой, рассказал о том, что народ спивается, несмотря на введенные «дни трезвости». «Вы же знаете, что спирт, который здесь содержится, – для внешнего употребления. Он находится в свободной продаже. Ну не может губернатор, вице-губернатор дойти до каждой аптеки и устранить непорядок. Кому, как не нам, общественникам, остановить этот беспредел?!» – говорил Александр Ландо. Положение областной Общественной палаты он назвал «ноу-хау» в политике – когда почти все постановления, прежде чем быть принятыми законодательной властью, проходят сквозь фильтры палаты.
Далее слово взял тот, кто в рамках своих полномочий, увы, не может дойти до каждой аптеки. Вице-губернатор Денис Фадеев вначале выразил несогласие с позицией председателя палаты: «Менять власть не нужно, не нужно брать на себя какие-то свойственные власти задачи – мы за это зарплату получаем». Но подсказывать, помогать власти, не пускать ситуацию на самотек – это пожалуйста, сказал он. Недоработками органов местного самоуправления, общественного совета района и, «может быть, нашими» Денис Фадеев назвал события в Пугачеве.
В ответ пугачевский общественник Сергей Благов рассказал, что еще в мае, как только был образован Пугачевский общественный совет, его члены обратились к местной администрации и полиции с опасением того, что «будет взрыв». Но никто их не послушал – результат известен. Также он заметил, что в представлении народа общественный совет воспринимается как орган при административной власти: «Если бы мы пошли тогда к людям, то нас бы разорвали», – констатировал он.
На это Фадеев ответил, что ошибочное представление об общественниках имеет основание быть – значит, таков уровень работы общественного органа: «Вот они раз в месяц собрались, вот что-то приняли, во что-то вмешались, вот о них написали в газете. На каком-то этапе кто-то не захотел, кто-то не увидел, кто-то пораньше домой ушел. Такая позиция к этим событиям, как в Пугачеве, и приводит. Поэтому задача руководства страны и губернатора – развивать вот эти институты, укреплять вертикальные линии». И добавил: «Мы сюда пришли решать конкретные задачи. Если мы пришли сюда кушать плов – то можно было бы сразу начать с плова и разойтись».
Тогда член региональной палаты Светлана Мартынова попросила прописать, в конце концов, четкий алгоритм взаимодействия общественного органа с властью – «чтобы народ нас не рассматривал как бегущих с шашками наголо». Александр Ландо ответил, что в каждой конкретной ситуации нужно руководствоваться уже существующими нормативно-правовыми актами.
«Не нойте, ребята!»
Вторая часть совещания, начавшаяся после ухода вице-губернатора Дениса Фадеева, была занята бурным обсуждением доклада директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Андрея Саухина. Вначале он пояснил профиль своей организации: она финансовая, а не медицинская, и занимается рассмотрением бухучета медицинских учреждений, которым из Территориального фонда выделяются средства. Суть этого выступления сводилась к разоблачению мифа «работа врача – тяжелая и малооплачиваемая». По его словам, средняя заработная плата врача составляет по области 26 тысяч рублей. И это вовсе не 5-6 тысяч, на которые жалуются врачи, говоря о базовом окладе.
К тому же, по его мнению, работа врача нисколько не тяжелая. Если бы было так, говорит Саухин, то врачи не обращались бы к нему с просьбой об увеличении госзаданий: «Так и хочется спросить: ребята, раз вы ноете, как вам тяжело работать, то зачем же просите, чтобы вас еще больше нагружали?» Он заверил, что зарплата от этого не увеличивается, а начисляется, исходя из бюджета организации. И пожаловался, что ему постоянно приходится разоблачать медицинские учреждения, врачи в которых делают приписки по посещаемости. Для этого Андрею Саухину нетрудно обратиться в страховые компании, чтобы найти тех, кто не обращался в поликлиники из числа указанных в ведомостях.
– Все, что он говорит – не соответствует действительности! – выкрикнул член Общественной палаты Владимир Незнамов.
– Неужели врачи настолько богаты, что их доход вплоть до копейки можно так обсуждать?! – возмутился один из районных общественников. – Вы о себе говорите, сколько вы зарабатываете!
– Человек на общественном посту не получает зарплату, а работает на добровольном начале, – похвастался Александр Соломонович.
– А как же аппарат?
– У нас в аппарате всего пять человек
– Не надо врать, Александр Соломонович, 14! – сказал кто-то из членов палаты.
Незнамов обратился к Саухину: «Вы сказали, что зарплата врача будоражит общественность. Будоражите ее только вы. Давайте говорить о том, сколько врач может зарабатывать, но не все эти деньги зарабатывают по разным причинам». А другого члена палаты, бывшего врача Михаила Волкова, возмутил тот факт, что директор фонда ОМС говорит «ноют» по отношению к людям, которые 10 лет потратили на то, чтобы получить высшее образование. И если бы их труд и его оплата были такими радужными, как описывает это Саухин, то не было бы такого дефицита кадров в провинции, – считает он.
«О чем мы сейчас спорим?»
Дальше началось неясное. Люди возмущались, что-то выкрикивали. Александр Ландо, ранее ловко маневрировавший в ходе беседы и дававший право голоса нужным людям, потерял контроль над ситуацией. «О чем мы сейчас спорим?! – заметил кто-то из членов районных общественных советов. – Мы пришли сюда не выслушивать ваши местные проблемы, вы нас оторвали от работы! А время уже 13 часов. Общественная палата дает регламент, который не соблюдает!» Районные общественники заметили также, что мероприятие называлось «совещание-семинар»: «И чему вы нас тут научили? Нужно было сразу, как предложил вице-губернатор, поесть плов и разойтись», – сказал кто-то из разгорячившихся общественников.
В ответ Ландо попросил прощение за своих коллег из палаты, которые имеют возможность высказаться и в другое время в другом месте, но нарушили регламент. «А что вы за нас прощения просите, Александр Соломонович? За себя просите», – парировал Владимир Незнамов, которому Ландо упорно не хотел давать слова в течение всего совещания. После словесной перепалки с председателем он вместе со Светланой Мартыновой покинул зал заседания.
Члены районных общественных советов попросили поскорее закруглиться, так как многие торопились на автобус. Чтобы закончить совещание на дружеской ноте, министр по делам территориальных образований Людмила Жуковская еще раз заговорила о том, что Общественная палата и общественные советы – единственная площадка, где можно открыто говорить об острых проблемах благодаря их независимости от властных и коммерческих структур. Она пожелала видеть больше молодежи в формирующихся общественных органах на местах.
Наконец, из узбекской чайханы гостям принесли долгожданный плов. Правда, попробовать его удалось немногим, на трапезу осталось человек 15. Остальные поспешили к своим автобусам.