«Война без войны» на балашовских полях

Оценить
Саратовские гектары покупают по два раза, а потом не обрабатывают

Запуганные люди отдают свои земельные паи за бесценок второй раз, попадая в неловкую ситуацию перед первым покупателем. Но большинство владельцев паев просто с удивлением узнают, что их землей распоряжаются по поддельным документам. Сотни плохо подделанных договоров со штампами регистрационной палаты судами не отменяются. Преспокойно живут себе дальше обычной жизнью уволенные с должностей начальник и заместитель районного управления этого государственного органа. На нары их никто не отправил. Это действительность Балашовского района Саратовской области.

Очень наивные и очень доверчивые шведские инвесторы

20 миллионов евро потеряли шведские инвесторы при губернаторе Ипатове на саратовской земле. При губернаторе Радаеве они рискуют потерять здесь еще больше – веру в законность и справедливость. Если Саратовская область потеряет шведских инвесторов, это полбеды. Трагедия нашего региона в том, что после этого у нас никогда не будет нормальных инвесторов, уважающих людей и закон.

Несколько лет назад шведские инвесторы решили прикупить земли и организовать на российских просторах сельскохозяйственное производство. В двух районах области российские лисы алисы и коты базилио отобрали у наивных доверчивых шведов около 800 миллионов рублей, уговорив вложить их в предприятия ООО «Балашов Зерно» и ЗАО «Кудашевский конезавод». Вскорости оба эти предприятия были лисами и котами некрасиво обанкрочены. Но наивные и доверчивые шведы из Саратовской области не ушли. Потому что считают, что уж слишком грубо нарушены оказались все законы – и божьи, и человеческие. И что подобную наглую саратовскую самоуверенность следует примерно наказать.

Уже три года шведы борются в судах, периодически обжалуя саратовские судебные решения в высших инстанциях. Российская Фемида, как показала практика, недалеко ушла от саратовской. Но даже трудные судебные прения за три года не смогли поколебать наивность инвесторов. Они так и не убежали из нашей страны, махнув рукой на отрицательный опыт. Они продолжают искать правду. И тратить свои деньги. Оплата судебных процедур не в счет. Наших шведов-инвесторов в нашей Саратовской области снова неприлично «разводят».

«Людей вывозили на джипах и «уговаривали» забрать иски из судов»

Пострадавшие шведы думали, что они стали умнее, и для второго захода на земли Саратовской области создали и зарегистрировали в Саратовской области фирму «АГРО Прогрессия». Фирма эта со стопроцентным шведским капиталом не имеет по законам права покупать российские гектары. Но обрабатывать может, взяв в аренду. Было решено, что покупать гектары для «АГРО Прогрессии» будет российская фирма «АГРО ЛЭНД». Паи они скупали сами, а потом отдавали ИП Таранец Любовь Викторовна по договору все необходимые документы для их межевания, постановки на кадастровый учет и регистрации земельных участков в собственность и аренду ООО «АГРО ЛЭНД». Паевая эта земля в основном была не размежевана, да еще и обременена договором аренды с предприятием «Балашов Зерно», из которого шведских инвесторов выкинули три года назад, как котят. Поэтому покупать паи можно было только по предварительному договору в обмен на доверенность продавца по дальнейшему распоряжению землей.

Жителей балашовских сел такой подход вполне устраивал. Платили покупатели, за которыми стояли шведы, хорошо – по 60 тысяч рублей за пай, да еще обещали перечислять арендную плату в срок. Однако при попытке размежевать землю, в «АГРО ЛЭНДе» неожиданно выяснили, что земля куплена и даже уже оформлена в регистрационном органе совсем другими людьми.

«Огромное количество жителей района и города остались без своего права собственности на землю, благодаря незаконным действиям лиц и государственных органов, в том числе Регпалаты, – написала в августе нынешнего года балашовский адвокат Светлана Дубровина врио начальника следственного управления ГУ МВД России по Саратовской области полковнику юстиции Н.А. Саранцеву. Сообщила, что «люди не могут вступить в наследство, так как земля уже у других лиц, или на одну землю имеется два собственника – фактический и прошедший по незаконной сделке», а бывает и так, что жители района случайно обнаруживают, «что они якобы продали свою землю своему соседу, который в свою очередь также об этом не знал, но ему пришел миллионный подоходный налог от сделки и налог на землю».

У Светланы Дубровиной нелегкое положение. Потому что махинацию с продажей паев помогла провернуть нанятая фирмой «АГРО ЛЭНД» Любовь Таранец. Забирая доверенности у собственников паев для оформления земли в пользу «АГРО ЛЭНД», название фирмы она вымарала и распорядилась землей в пользу совершенно других лиц, попутно подделывая подписи. Многоходовок в данном деле так много, что предварительное расследование уголовного преступления продлили, но майор юстиции по фамилии Алейников уже физически не справляется со сбором доказательств, делая все зависящее от него. Адвокат Дубровина просит дать в помощь старшему следователю следственной части ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области еще сотрудников и вообще взять расследование под личный контроль.

«От себя лично могу сообщить, что пыталась отменить неправомерные сделки Таранец и лиц к этому причастных в порядке гражданского производства, но когда были поданы исковые заявления от собственников – потерпевших, то со стороны названных лиц поступали угрозы, людей вывозили на джипах и «уговаривали» забрать иски из судов», – сообщает она начальству в МВД.

О том, что сотни жителей Балашовского района остались без прав и без защиты со стороны государства, Светлана Дубровина написала не только саратовскому полковнику, но и начальнику Главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу в Нижний Новгород. Как практикующий адвокат она убеждена, что сегодня от махинаций пострадала фирма «АГРО ЛЭНД», а завтра, если не остановить подобный произвол, люди будут оставаться не только без земли, но и без жилья.

Фирма «АГРО ЛЭНД», к слову, пострадала от действий только этой очередной российской лисы алисы Таранец почти на 9 миллионов рублей. Вследствие перепродажи земель по муниципальному образованию Хоперское – 5 110 000 рублей, по муниципальному образованию Барки – 1 440 000, кроме этого оплатили Таранец за услуги по межеванию 2 440 000 руб. А вообще земельная доля по паю составляет около 10 гектаров земли. Но тем или иным образом за последние два года у «АГРО ЛЭНД» отняли право распоряжаться почти 10 тысячами га земли. Предварительные договоры аренды и купли-продажи были заключены приблизительно на 16 тысяч гектаров. Сегодня реально обрабатывается 5-6 тысяч. Шведские инвесторы хотели работать вокруг балашовских сел Барки, Малая Семеновка, Хоперское, Большой Мелик. Но реальность такова, что обрабатывать пашню и выращивать урожай они могут только в районе Мелика.

ОБЭП, участковый, муниципальные служащие, регпалата, суды плюют на людей. Люди утираются и молчат

– У нас в Хоперском был договор аренды на землю, и земля там была отмежевана, – рассказывает управляющий сельхозпредприятия «АГРО Прогрессия» Таисия Козлова. – Люди все до единого подписали с нами договоры на 11 месяцев (так по закону можно договариваться о работе без регистрации достигнутого соглашения в государственных органах учета и контроля. – Ред.). Два года до нашего прихода эта земля прежними арендаторами не обрабатывалась, арендную плату пайщикам никто не платил. Для того чтобы нам оформить все по закону, мы возбудили судебные дела по расторжению предыдущего договора аренды ООО «Балашов Зерно». В августе часть решений суда вступала уже в законную силу. Мы спокойно начали сеять озимые. И вот в середине сентября, когда до края последнего поля оставалось пять метров, появился директор ООО «Полесье» Дмитрий Бозриков. Мне позвонили механизаторы и агроном: «Таисия Алексеевна, приезжайте, здесь милиция, ОБЭП, утверждают, что мы преступники».

У Бозрикова в руках было 27 договоров с печатью регпалаты, и по ним арендатором значились не мы, не прежний арендатор «Балашов Зерно», а именно ООО «Полесье». И при этом договор передачи земли зарегистрирован в мае».

Как могло так получиться? Неужели регпалата все зарегистрировала задним числом, чтобы признать решения суда по обращениям «АГРО ЛЭНД» недействительными «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами»?

– Вот так мы остались ни с чем, – говорит Таисия Козлова. – Нас во время уборки на поля не пускали. Мы убрали только 83 гектара, на это поле у них документов не было. И то пришлось вызывать начальника районного управления сельского хозяйства. Я ему сказала, что если наши комбайны не пустят на это поле, то подниму все население и будет им тут второй Пугачев.

Пугачевских народных «стояний» начальники районного масштаба в Саратовской области не забыли и боятся их. Потому что сейчас такое время наступило, что любой повод может сделать тихий, уступчивый провинциальный народ смелым, и начнут люди тогда резать правду-матку в любое начальственное лицо, невзирая на надутость его щек.

Накопилось у балашовских сельчан обид. Кроют они и главу района Елену Щербакову, и ее заместителя Татьяну Саврасову. Полощут их имена и за взятки, и за оброки, и за неумение поставить интересы своих земляков из числа простых честных тружеников на первый план. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно почитать балашовские форумы. Но в Хоперском у людей зуб еще и на заместителя главы администрации Александрова. Зуб этот растет у сельчан с собрания пайщиков, на которое чиновники приехали расставлять точки над i. Народ тогда сказал: «Нас устраивают шведы, они нам начали платить арендную плату за пользование землей, завезли корма, дали зерно». А чиновник Александров им ответил жестко и четко в том смысле, что если они не идут к Бозрикову, то к власти за помощью лучше больше не обращаться. Логика у него была при этом президентская: бозриковское «Полесье» бралось под крыло, потому что он «этих ребят знает, и они хорошие». А вот шведские инвесторы получались нехорошими, потому что были силой чужой незнакомой.

Ходит по рукам и все краше и дороже становится

Интернет-разведка про знакомое балашовским чиновникам ООО, зарегистрированное в Балашове, выдает интересную информацию. По данным Росстата, в 2008 году фирмочку эту родило ООО «Сельхозтехника». В 2011 году на этой дочке «Сельхозтехники» женился ООО «ЕвроАльянс». И дочка «Сельхозтехники» ООО «Полесье» сразу после этого стала богатой – потому что ее уставный капитал поднялся с 10 тысяч рублей аж до 6 миллионов. А в 2012 году у «Полесья» стало еще больше денег в уставном капитале. Может быть, потому что она перестала быть интересной «ЕвроАльянсу» и перешла в руки физических лиц, главным из которых был еще прошлым летом некий Алиев Шамиль Мухидинович. Он контролировал более 50 процентов капитала «Полесья» общей суммой 15 млн рублей в денежном выражении. Правда, уже к осени его лавры альфа-самца среди совладельцев были утрачены. Главными стали Расулов Расул Морисович и Купреева Юлия Сергеевна. Теперь они контролировали 80 процентов капитала, Дмитрий Бозриков – 10 процентов, а Алиев Шамиль Мухидинович и Арсланов Али Ахмедпашаевич еще по 5.

Все, конечно, меняется в деловом российском мире очень быстро, и вполне возможно, что сейчас основными совладельцами ООО «Полесье» стали совсем другие люди, а вовсе не эти москвичи, с которыми у балашовского «начальника» Александрова вряд ли могут быть хорошие отношения. Но жителям-то Хоперского от этого не легче. Потому что им все равно милее остаются шведы, которых для них в Балашовском районе представляет директор сельхозпредприятия «АГРО Прогрессия» Таисия Козлова. Они хоть землю и не могут обрабатывать, а аренду платить не перестают. «У нас есть договоры с людьми. Мы от них не можем отказаться. Люди же нам отдали землю, и они на нас надеются», – говорит Таисия Алексеевна. ООО «Полесье» хоперскую землю по 27 полученным нечестным путем договорам тоже, кстати, не обрабатывает.

Притча про землицу и страшилка про корову

Адвокат Светлана Дубровина
Адвокат Светлана Дубровина

– Бозриков не пустил нас в Барки. Поля, право работать на которых мы купили, зарастают теперь осотом. Да полрайона бурьяном зарастает, – говорит Таисия Козлова, человек-оптимист. Для нее каждый день главное, чтобы была работа и чтобы было все по-честному. Это ее качество знают и враги, и друзья. Она любит рассказывать притчу, услышанную от старого человека, которому ее рассказал еще его отец. В притче той крестьянин просит у помещика землицы. А тот спрашивает, сколько крестьянину надо. «Много», – не может тот даже сообразить. «А ты беги вдоль поля, – советует помещик – и рукой отмерь, где хватит. И вот бежит безземельный крестьянин, бежит, устал, упал, руку из последних сил протянул и умер». Так что смысл-то приходить на землю в том получается, чтобы сил хватало ее обработать. У «АГРО Прогрессии» силы есть. Техники шведы накупили для обработки 30 тысяч гектаров. По новым договорам для «АГРО Прогрессии» купили пока втрое меньше земли, оформили вообще чуть больше 5 тысяч га. – В Семеновке реально не можем отмежевать. Наняли кадастрового инженера. Хотим отрезать поле хоть по диагонали, хоть вдоль, хоть поперек. Уже полтора года бьемся. Не дают. Но люди-то у нас с арендными договорами и все арендные обязательства мы выполняем. А заехать в поле не можем. Нет официально оформленных в регпалате бумаг. И не будет, наверное. Доверенности «Полесье» перекупает запугиванием. Все пастбища вокруг Семеновки скупили они, и теперь грозят, что если корова туда зайдет от неугодных им людей, не состоящих в отношениях с «Полесье», застрелят ее.

– На одном нашем поле 10 человек пайщики. Представители от «Полесья» или от «СельхозТорга» проезжают по этим десяти, и три человека дают уже им доверенность на право оформления земли. Я теряю иск. Пишу в полицию. Полиция проводит беседы, они к нам возвращаются, мы доверенности отменяем. Они опять запугивают. Люди опять от нас отказываются». – Юрист Светлана Дубровина спокойно рассказывает такие вот жуткие бандитские истории из сельской балашовской жизни. Я прошу подробностей. У нее их много – с фамилиями, с названиями сел. В одной истории про оформление земли по поддельным документам адвокат Дубровина писала уже три исковых заявления в суд. Всех трех истцов запугали, и они отказались искать справедливость. Третьим был мужчина, получивший землю в наследство от двух теток. «Я когда писала иск от его имени, то подбадривала. Говорила, что если «Полесье» будет предлагать купить его землю по-настоящему, чтобы он не брал деньги, что «АГРО ЛЭНД» заплатит за нее еще раз. – Светлана уточняет, что они тетушкам уже заплатили, но понимают, что наследнику от этого никакой прибыли. – А он говорит, что деньги, даже меньшие, чем второй раз хотим заплатить мы, от Бозрикова, если тот предложит, возьмет, и все, что тому надо, подпишет, потому что жизнь дороже – «Вы же знаете, что они угрожают и вывозят в лес». И я понимаю всех этих людей. Потому что это их жизнь, их семья, их дом. Земля как бы того не стоит.

Одних купили, других запугали

В октябре будет год, как юрист Светлана Дубровина пытается оспаривать поддельные договоры ООО «Полесье», завизированные специалистами регпалаты. Над ней смеялись. Давали понять, что плетью обуха все равно не перешибешь. И ее усилия обернутся потом против нее же, потому что ей в районе работать и надо принимать те правила игры, что сложились. Но она упрямая. И идейная. Говорит мне, что дедушка в пехоте прошел до Кенигсберга. И сейчас живой, ему 90 лет. И что она не имеет права спокойно смотреть на то, как отвоеванную им землю растаскивают. И если даже не удастся совсем вытянуть страну из темноты и пустоты, «то пусть хоть рядом меньше воняет».

– Кто подписывал кадастровые документы в регпалате? – спрашиваю. – Можно проследить по подписям одно заинтересованное лицо?

– Сергеев Сергей Иванович, заместитель руководителя наш, балашовский.

– Сколько таких договоров? Десятки?

– Сотни.

– Думаете, он действовал под прикрытием саратовского руководителя палаты Павла Гришина?

– Нет. Наоборот, когда Гришин пришел, Скипина (начальник регпалаты в Балашове. – Ред.) и Сергеева уволили. Не из-за меня, конечно, просто если уж я вижу, что договоры поддельные, то сами-то специалисты еще быстрее разбираются в этом. Наверное, Гришин посмотрел и сказал: «Скипин, ты чё?». Появился новый руководитель, и стало гораздо легче договоры от «АГРО ЛЭНДа» регистрировать.

– А где теперь Скипин и Сергеев?

– Скипин риелтором работает, а Сергеев вроде уехал.

– Не в тюрьму?

– Нет, – смеется. – Если б на него уголовное дело завели, мне бы гораздо легче было признавать сделки недействительными. А пока у нас война без войны в селах продолжается.