«А кто сейчас готовит токарей…»

Оценить
Молодежь не идет на рабочие специальности: то ли зарплата не устраивает, то ли просто не любят работать

В последнее воскресенье сентября работники машиностроительной отрасли России отмечают свой профессиональный праздник. В минувшую пятницу на базе Саратовского техникума промышленных технологий и автомобильного сервиса состоялся конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии – 2013», в котором участвовали представители почти двух десятков предприятий машиностроения и оборонно-промышленного комплекса области.

Участникам предстояло показать себя в практических и теоретических занятиях по специальностям «токарь», «электросварщик», «фрезеровщик» и «шлифовальщик». Все эти специальности оказались в нашей стране в дефиците. При этом и токари, и сварщики, и фрезеровщики пользуются спросом на российском рынке труда. Автор этих строк прекрасно помнит, как на одном правительственном мероприятии представители бизнеса жаловались, что квалифицированных сварщиков им приходится возить в Саратовскую область… из Турции! Почему с рабочими профессиями произошли такие метаморфозы, я попытался выяснить у участников конкурса.

Рабочие специальности сейчас востребованы везде – так считает Виктор Харитонов, токарь с 20-летним стажем (завод «АиТ»). По его словам, в Саратове даже начинающие токари могут найти себе работу, но:

– На заводы молодежь мало идет или не идет совсем. Не престижной кажется специальность. И на нее учиться много надо. А кто сейчас готовит токарей? Училища у нас где? Почти все закрыты. В Саратове токарей готовят, но мало, не идут туда молодые. Раньше можно было с улицы взять учеников – он постоит, может, хоть чему-нибудь научится. А сейчас предприятия хотят сразу профессионалов нанимать, чтобы меньше людей в штате было. А чтобы стать профессиональным токарем, нужно учиться лет двадцать.

По оценке собеседника, средняя зарплата токаря в Саратове около 20 тысяч рублей.

– Дефицит шлифовщиков на рынке труда существует, – сказали другие участники конкурса, не пожелавшие представляться. – Потому что нет училищ, ПТУ все разогнали, а у молодых работников очень маленькая зарплата. Это наблюдается не только по шлифовщикам, а и по токарям, и по фрезеровщикам. А люди не хотят за маленькую зарплату работать! Им тогда уж лучше где-нибудь на базаре себе место найти.

– Очень сложно сейчас найти сварщика, токаря, шлифовщика. И сложность заключается, наверное, в том, что наша молодежь отвыкла работать, – пояснил мне сотрудник одного из образовательных учреждений Саратовской области, так же как и другие пожелавший остаться неизвестным. – Они получают навыки, они получают специальности, но то ли зарплата их не устраивает, то ли просто не любит молодежь работать. Это и есть самая большая проблема. Им сейчас зарплату в 10 тысяч рублей не надо, они хотят сразу по 50-100 тысяч получать. Но чтобы такие деньги зарабатывать, надо, прежде всего, себя зарекомендовать! Еще сейчас много соблазнов легкой работы. А за станком стоять весь день, сваркой заниматься восемь часов – это все очень тяжело. Продавать мобильные телефоны или бытовую технику намного легче. Наверное, поэтому молодежь чаще выбирает второе. Есть проблемы и в образовании – это уменьшение количества часов на теорию и практику согласно новым образовательным стандартам. Если сейчас английский язык изучают 4 курса, то практика и теория по специальности уменьшились почти в два раза. Хотя английский, конечно, тоже нужен – многие уезжают работать за границу, много оборудования идет на английском языке, пояснительная литература и так далее.

По мнению собеседника, суть проблемы уходит корнями еще к школьной скамье:

– В советские времена, как бы мы их ни хаяли, трудовое обучение было одним из приоритетных направлений образования. В школе каждый мог увидеть токарный станок. Пускай далеко не везде хорошо работали, но 9-й и 10-й классы уходили на целый день в токарки и слесарки. В 80-е годы у старших классов было по 4 часа в неделю трудовых занятий. Во времена моего школьного обучения мы хотя бы понимали, что такое станок, что такое напильник. Мы знали, с чем мы можем в жизни столкнуться! А там уже судьба кого куда выводила. А сейчас в скольких школах есть трудовое обучение? Есть ли в школах мастерские? Где слесарки и столярки? Трудовое обучение у детей отобрали.

Как объяснили мне в администрации города Саратова, обязательное изучение трудовых дисциплин в школах нашего города заканчивается в 8-м классе, где им уделен всего один час в неделю (с 5-го по 7-й классы – по два часа). В старших классах эти занятия могут быть включены в учебный план по выбору школы или учащихся, однако в большинстве случаев этого не происходит. Тем не менее трудовыми участками все еще оборудована большая часть школ (140 мастерских в 107 школах).

А о популярности профессий у молодежи можно судить на примере того же Саратовского техникума промышленных технологий и автомобильного сервиса: на курсах этого учебного заведения обучается около сотни будущих токарей и столько же сварщиков, а вот автомехаников – почти в два раза больше.