От бури до болота

Оценить
На некоторых заседаниях комитетов областной думы невозможно было понять, о чем идет речь

Началась думско-комитетская неделя очень вяло. Рассматриваемые на комитетах законопроекты были совсем проходными, дежурными или техническими. Что объединило все заседания, так это поток почетных грамот. Всего на думском заседании ими наградят более 15 человек. А финал недели порадовал.

Практически все заседания комитетов были непродолжительными. Рекорд скорости побил комитет по строительству и ХКХ – четыре минуты, и его заседание было самым скучным. Дольше всех заседали депутаты комитета по госстроительству – чуть более полутора часов. И весело там было как никогда.

Нельзя не отметить мастерство аксакала Николая Кузнецова. Возглавляемый им комитет по аграрным вопросам рассматривал два пункта повестки дня почти час. Причем заседание было интересным.

Пять минут работы комитета по культуре, спорту и молодежной политике и общественным отношениям прошли незаметно благодаря своей насыщенности и задорному настрою дам-депутатов.

Что касается депутатов, то с дисциплиной у них не очень. Кворум практически на каждое заседание набирался с трудом.

Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:

НЕМНОГО НИ О ЧЕМ

Заседания выдалось скучным и совершенно непонятным. Немного спас ситуацию депутат Владимир Дерябин, но это было в самом конце заседания. Потому как пояснительные записки, подготовленные к рассматриваемым вопросам, назвать таковыми было нельзя. Нет, записками можно, но то, что они ничего не поясняли, очевидно. Есть подозрение, что аппарат комитета не считает нужным этим заниматься, а председатель комитета Алексей Мазепов не знает, какими должны быть сопроводительные документы

Собственно, не только комитет по экономической политике, но и все остальные думские комитеты заседали под девизом приведения в соответствие регионального законодательства федеральному.

И тут все рекорды побил законопроект имени Николая Яковлевича Семенца. Наш думский аксакал инициировал законопроект, в соответствии с которым во всем региональном законодательстве слова «Целевая программа» меняется на слова «Государственная областная программа». На августовском заседании смену программ приняли к рассмотрению. В ближайшую среду программы поменяют в двух чтениях. Но законопроекты, инициированные Семенцом из-за технических поправок в Бюджетном кодексе, рассматривали на каждом заседании комитета.

Впрочем, не только шлифовка Бюджетного кодекса дает работу региональным законодателям. Изменился федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и в области необходимо принять закон, который предусматривает «расширение перечня объектов и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет включения в него парков, центров и фондов, занимающихся инновационной деятельностью».

Еще один документ, который решено внести на думское заседание, называется «О региональном государственном надзоре за техническим состоянием аттракционной техники на территории Саратовской области». Из текста закона исключаются слова «Непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласитесь, не очень понятно. Пояснительная записка ясности не внесла, потому как гласила: «Законопроект разработан в целях уточнения части 3 статьи 6 закона области «О региональном государственном надзоре за техническим состоянием аттракционной техники на территории Саратовской области». Яснее не стало не только после прочтения пояснительной записки, но и после выступления специалиста. Впрочем, все депутаты, видимо, всё поняли и проголосовали за.

Самым обсуждаемым на заседании комитета стал вопрос о состоянии законности в сфере охраны атмосферного воздуха. С небольшими докладами выступили представители природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора, которые уверены, что финансирование природоохранных мероприятий крайне низко.

К счастью, докладчики не стали зачитывать представленные материалы полностью, а ограничились кратким их изложением. Больше всего вопросов было у депутата Дерябина, который представляет Вольский район и, понятно, беспокоится об его экологии. Тем более что именно в Вольске расположены крупнейшие цементные заводы, которые, как ни странно, пылят. На многочисленные вопросы Дерябина сотрудники природоохранных ведомств ответили, что, во-первых, пылят меньше, чем раньше, во-вторых, поймать их за руку нарушителей природоохранного законодательства сложно, потому как нет лабораторий и денег.

Комитет по социальной политике:

РИТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

Собственно, повестка дня заседания комитета по социальной политике была немаленькая, 10 вопросов. Шесть из них – о награждении почетными грамотами Саратовской областной думы заслуженных жителей региона. Это, как правило, никто не обсуждает. Но на социальном комитете не обсуждали и другие вопросы.

Понятно, что изменения в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования – дело темное и малопонятное. Ясно, что доходная и расходная часть бюджета увеличивается на 318 миллионов рублей, что пойдут средства на финансирование лечебных учреждений. А больше депутатам и не надо.

Столь же малоинтересными оказались вопросы о квотировании рабочих мест для инвалидов – два процента к списочному составу организаций, численность которых составляет более 35 человек. То есть если на предприятии работает 35 человек, то там обязаны трудоустроить 0,7 инвалида.

Министр труда и занятости Наталья Соколова четко и абсолютно непонятно поведала об изменениях в закон о социальном партнерстве. Ее понял депутат Михаил Ткаченко, который одновременно является профсоюзным лидером региона. Речь, судя по всему, шла о регистрации коллективных договоров. Точнее, о том, кто теперь будет эти самые договоры регистрировать – «соответствующий орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Комитет по аграрным вопросам:

ПЛОХИЕ СЕМЕНА И БОЛЕЗНИ

Саратовская областная дума решила выйти в думу Государственную с инициативой. Потому как ничего невозможно сделать с аграриями, которые засевают свои поля семенами без предварительной проверки их на сортовые и посевные качества. А в итоге поля зарастают ползучим горчаком, головней, спорыньей и прочими алкалоидами.

Проверка семян нынче дело добровольное, и аграрии не утруждают себя лишними телодвижениями. В 2009 году непроверенные семена высадили в 156 хозяйствах, а в 2012-м уже в 197. И площади посевов увеличились с 46,5 тысячи гектаров в 2009 году до 236 тысяч в 2012-м.

Короче, беда, с которой, понятное дело, надо бороться. А иного способа борьбы, кроме штрафов, у нас еще не придумали. Собственно, и сейчас аграриев за непроверенный семенной фонд штрафуют, но административные наказания очень невелики. Физическое лицо выплачивает от 300 до 500 рублей, должностное – 500-1000, а юридическое – от пяти до десяти тысяч рублей. То есть штрафы куда как скромнее затрат, необходимых для проверки семенного фонда.

Чтобы крестьянам неповадно было использовать непроверенные семена, саратовские парламентарии намерены предложить депутатам Госдумы увеличить штрафы для «физиков» – от 900 до 1500, для «юриков» – от 15000 до 30000 рублей и для должностных лиц – от 1500 до 3000 рублей.

Все это замечательно, но, например, депутат Владимир Соловьев не понял, как этот закон будет работать. И немногим позже предложил влиять на аграриев посредством субсидий. То есть не выдавать несвязанные субсидии тем хозяйствам, которые не соблюдают предписания Россельхознадзора.

Председатель комитета Николай Кузнецов заявил, что помимо работы с Госдумой, куда будет отправлена инициатива, надо работать и на местах.

Второй, и не менее интересный аграрный вопрос – об эпизоотической ситуации и задачах ветеринарной службы по проведению зимнего стойлового содержания животных – значился в повестке дня как информация к рассмотрению. И традиционно был рассмотрен тщательно, пристрастно и с интересом.

С заболеваниями животных – сибирской язвой, классической чумой свиней, ящуром и иными напастями – у нас все в порядке. То есть очагов этих заболеваний не выявлено. Если появляются больные животные, то из-за завезенной от соседей (Волгоград, Воронеж, Тамбов) инфекции. И эту инфекцию пресекают на корню.

Есть некрупная проблема с бешенством животных. Но больных лис успешно отстреливают, как и кабанов.

Самая большая проблема у ветслужб сегодня – отсутствие постов на въездах в регион. То есть ветеринарные посты есть, но они не имеют права останавливать машины, на которых могут находиться зараженные животные. А сотрудников патрульно-постовой службы нет из-за реорганизации системы МВД.

Еще одна беда, традиционная для всех отраслей, – недостаточность финансирования. Обоснованная потребность ветеринарных мероприятий – 500 рублей на голову, а сейчас выделяется от 10 до 50 рублей, которых, понятно, катастрофически не хватает.

Закончили депутаты обсуждение вопроса на жизнеутверждающе-рекомендательной ноте. Серьезного сброса скота за последнее время не произошло. И чтобы этого не случилось и впредь, необходимо пресекать провокации перекупщиков, грозящим снижением закупочных цен из-за несуществующих заболеваний скота.

И еще одна проблема, которую обозначили депутаты: ветеринарным службам следует четко определиться с тарифами на свои услуги, потому как крестьяне не понимают, почему одна и та же справка от ветеринара мозжат стоить от 150 до 300 рублей.

Комитет по местному самоуправлению:

МИНУТА В МИНУТУ

На 24 вопроса повестки дня депутаты комитета потратили ровно 24 минуты. Собственно, 20 из 24 были посвящены назначению членов конкурсных комиссий в районы, где избирались новые депутатские собрания. Самую большую нагрузку в конкурсных комиссиях получили председатель комитета Виктор Володин и депутат Олег Алексеев.

Внесение изменений в закон «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» повышает статус сотрудников контрольно-счетных органов. Предлагается в реестре должностей муниципальной службы должность председателя, его заместителя и аудитора отнести к ведущей группе должностей, а инспектора – к старшей. Поскольку «в настоящий момент категории должностей не отвечают той высокой степени ответственности и нагрузки, которые возлагаются на работников». Депутаты не возражали.

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики, комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике:

СКОРОСТРЕЛЫ

О заседании комитета по коммунальной политике говорить нечего. Председатель Алексей Сергеев отсутствовал. Его заместитель Сергей Кузнецов не без труда зачитал три пункта повестки дня. Все четыре депутаты проголосовали. И всё.

Зато дамы-депутаты смогли разукрасить скудную, на пять минут, повестку дня своего комитета по культуре. Нет, сначала все было, как и в строительном комитете: три вопроса, ни слова обсуждения. Но потом председательствующая Алла Лосина сочла нужным сообщить присутствующим о прошедшем накануне заседании рабочей группы, на которой рассматривали инициативу Александра Ландо.

Председатель общественной палаты предложил увеличить состав ОПы до 112 человек за счет представителей общественных советов районной области. Перехватившая инициативу у Лосиной Галина Комкова объяснила, что на сегодняшний день никакого юридического статуса у районных общественных советов нет. Как, впрочем, нет и самих советов в большинстве муниципалитетов. Потому Александру Соломоновичу предложено разработать положение об общественных советах, утвердить его не думе. Затем советы собрать, а затем уже и расширять состав палаты. По словам Аллы Лосиной, Александр Соломонович отнеся к предложению депутатов с пониманием.

Комитет по государственному строительству:

БУРЯ В СТАКАНЕ

Началось заседание практически благостно. Депутаты согласовали кандидатуры семи судей. Поскольку депутат Сергей Курихин отсутствовал, согласование прошло практически формально, без вопросов и иных закавык.

Два вопроса имени Николая Семенца тоже проголосовали без проблем, как и еще четыре вопроса. Например, о наделении правительства области дополнительными полномочиями по определению границ зон экстренного оповещения населения, организации мобилизационной подготовки.

Короче, первые полчаса заседания прошли в оперативной и слаженной работе. А потом приступили к рассмотрению 14-го, последнего вопроса повестки дня: «О внесении изменений в статью 8.2 закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области». Конкретнее, речь шла об административных штрафах за организацию несанкционированных свалок.

Надо сказать, что на заседание комитета прибыли депутаты Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов и Елена Злобнова, а также председатель общественной палаты Александр Ландо.

Но закоперщиком бурных выяснений отношений стал депутат Альберт Старенко. Альберт Валерьевич сразу передал председателю комитета Александру Сундееву документ со своими замечаниями, где предложил уменьшить суммы штрафов и увеличить размер площади скопления мусора, которые можно считать несанкционированными свалками.

Вместо 1,5 квадратных метров Старенко предложил считать свалкой 10 квадратов. Штрафовать Альберт Валерьевич предлагает не сразу, а после предупреждения.

Депутаты городской думы, наоборот, выступили сторонниками более жестких мер. Площадь загрязненной территории, которую можно считать свалкой, они предлагали оставить той же, а штрафы увеличить изрядно. Вплоть до миллиона рублей с юридических лиц за повторное нарушение.

Так вот, Альберт Старенко отдал документ Сундееву и произнес пространный спич, из которого следовало, что нельзя притеснять бизнес, который уже и так платит за уборку мусора. Потому надо снижать ставки. А еще Старенко считает, что если утвердить повышенные штрафы, то администрация может заняться рейдерством и относиться к бизнесу предвзято. Кроме того, Старенко уверен, что в случае принятия больших штрафов может пострадать и бюджет города, потому как муниципальные учреждения, ответственные за уборку территорий, тоже выполняют свои обязанности не идеально.

Оппонировать депутату Старенко взялся Александр Ландо, который заметил, что Альберт Валерьевич представляет интересы бизнеса, а он, Ландо, интересы населения. А еще Александр Соломонович представил в думы фотографии свалок из Заводского района, которые образовались буквально за те две недели, когда перестал работать закон, который был отменен «благодаря» Старенко и прокуратуре.

Старенко не выдержал: «Бизнес априори заинтересован в порядке, а не в том, чтобы крысы бегали пешком».

Перепалка аксакала областной политики и бывшего депутата гордумы продолжалась весьма продолжительное время и без видимого перевеса кого-либо. И это несмотря на то, что к Ландо присоединились бывшие коллеги Старенко Кудинов и Злобнова.

Прения сторон волевым усилием прекратил председатель комитета Александр Сундеев, который поставил вопрос на голосование. Голосовали в два этапа – за размер площади свалки и за сумму штрафов.

Три депутата решили, что полтора квадратных метров – это достаточная площадь, чтобы считать кучу мусора свалкой. Трое других проголосовали за 10 квадратов.

Отложив на время вопрос с площадью, депутаты перешил к деньгам.

Большинством голосов прошел вариант, предложенный рабочей группой облдумы. С физических лиц взимается штраф от 2 до 4 тысяч рублей, с должностных – от 10 до 30 тысяч. Юридически лица наказываются более значительной суммой – от 50 до 100 тысяч рублей. При повторных нарушениях суммы штрафов увеличиваются примерно вдвое.

С размером площади тоже удалось определиться: депутаты согласились на компромиссный вариант в два квадратных метра.