«Улыбка» с похоронным маршем

Оценить
Рядом с территорией уничтоженного авиазавода поставят ему памятник

Администрация Заводского района Саратова объявила открытый аукцион по определению подрядчика для изготовления памятной стелы в сквере «Улыбка». Стела будет посвящена памяти авиационного завода, банкротство которого завершилось полной ликвидацией предприятия в прошлом году. Рядом поставят пластиковый макет исчезнувшего завода.

С инициативой увековечить память авиазавода выступили ветераны предприятия. Еще весной активисты заявили о своем намерении на заседании общественного совета Заводского района. Ветераны просили переименовать сквер «Улыбка» (расположенный недалеко от места, где находилась проходная САЗа) в сквер имени авиационного завода и установить здесь памятную стелу. О переименовании зеленой зоны пока ничего не известно, а вот за стелу администрация Заводского района готова заплатить более миллиона рублей.

Как сказано в сообщении на сайте госзакупок, памятник будет сооружен из гранитных плит, на них разместят информацию об авиа­заводе, исторические даты и фамилии руководителей, рядом установят пластиковый макет (примечательно, что в конкурсной документации в качестве образца приведен бронзовый макет старой части Мюнхена, открытый в 2003 году на площади перед Фрауенкирхе). Тендер предназначен для «субъектов малого предпринимательства».

Открытие памятника запланировано на октябрь, когда будут отмечаться сразу две даты: 75 лет назад с аэродрома завода поднялся первый самолет, год назад ЗАО «САЗ» было исключено из реестра юридических лиц.

Авиационный завод был одним из крупнейших предприятий Саратова, некогда здесь работали около 30 тысяч человек, в его ведении находились жилой поселок, детские сады, летние лагеря, профессионально-техническое училище, поликлиника, медсанчасть, стадион, санаторий и другие социальные объекты. Завод был открыт в начале 1930-х годов, сначала здесь делали комбайны. Ближе к войне производство переориентировали на выпуск самолетов, в основном это были истребители Як-1 и Як-3. В послевоенные годы завод последовательно осваивал производство новых боевых машин – уже для реактивной авиации – и другую боевую летающую технику. В 1960-е годы здесь началось производство пассажирских воздушных судов Як-40 и Як-42.

В начале 1990-х на заводе собрали «летающую тарелку» ЭКИП (название расшифровывалось как «Экология и прогресс») – безаэродромный летательный аппарат с дисковидным фюзеляжем. Об удивительной машине много раз рассказывала местная и центральная пресса. Радиоуправляемая модель диаметром в полтора метра даже поднималась в воздух с заводского аэродрома. Но на этом полёты ЭКИП и остановились.

Губернатор Дмитрий Аяцков обещал начать серийное производство, намекая, что проект поддерживают в министерствах обороны, промышленности и министерством лесного хозяйства. Гендиректор авиазавода Александр Ермишин в свою очередь заявлял, что нашел инвесторов из США и даже презентовал ЭКИП на базе американского ВМФ в штате Мэриленд. Создатель ЭКИПа Лев Щукин пытался продолжить проект на личные средства, но безуспешно, конструктор умер от сердечного приступа в 2001 году. С 2003-го работы по созданию ЭКИПа на саратовском авиазаводе были окончательно остановлены. Сейчас «тарелка» находится в подмосковном Военно-техническом музее.

В 1990-е годы САЗ пытался перейти на выпуск ширпотреба: здесь делали чайники, моторные лодки, подметальные машины, но без особого успеха. Из-за задержки зарплат в 1995 году рабочие перекрыли проспект Энтузиастов, провели на Театральной площади митинг под лаконичным лозунгом «Мы гибнем», пикеты у проходной завода продолжались до 1998 года. За долги предприятию отключили газ, из-за чего разрушилась система отопления. Рабочие натягивали над станками полиэтиленовые палатки и обогревались самодельными «козлами». Не действовали даже туалеты – замерзли канализационные трубы.

Экономические проблемы САЗа усугублялись конфликтом между руководством предприятия и региональными чиновниками. Губернатор Дмитрий Аяцков дважды заявлял о намерении «деприватизировать» завод.

В 2005 году по иску «дочки» Газпрома началась процедура банкротства. К этому времени здесь оставалось около двух тысяч рабочих, которые еще пытались строить новые суда, занимались техобслуживанием и ремонтом старых, находящихся в эксплуатации.

В 2007-м по заявлению внешнего управляющего было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего генерального директора по факту растраты и злоупотребления полномочиями. Прокуратура заподозрила, что экс-руководитель распродавал землю и недвижимость, принадлежавшие предприятию, по заниженной цене. Чем закончилось расследование, не сообщалось.

В конце 2000-х на территории предприятия начались «странные» пожары, освободившиеся участки распродали под жилую застройку. В одном из корпусов проводились дискотеки, бомбоубежище пытались переоборудовать в подземный паркинг. Недостроенные самолеты (в том числе доведенные до 80-процентной готовности) порезали на металлолом.

В 2009 году по просьбам старых заводчан с территории предприятия была «эвакуирована» стела в честь работников предприятия, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ветераны опасались, что монумент может быть разрушен при сносе цехов. Сейчас стела находится в сквере «Улыбка», новый памятник поставят рядом.