Злобный мир и его окрестности,

Оценить
или Если кто не спрятался, государство не виновато

От Виктора Петровича Астафьева.
Жене. Детям. Внукам.
Прочесть после моей смерти.
Эпитафия
Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.
Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать вам на прощанье.

Виктор Астафьев

(Эта записка найдена в бумагах писателя после его смерти)

Зубная паста защищает зубы с утра до вечера. Мыло защищает моего ребенка от всех микробов. Двойная защита для всей семьи. Эта реклама строится не на формуле: «Мы делаем, чтобы вам было хорошо», а на совершенно другой: «Мы спасаем вас от того, что делает вам плохо». Вроде бы суть та же. Но это заблуждение.

В подсознании укрепляется мысль: кругом все плохо, опасно, коварно... И вся надежда на защиту, и на это не надо жалеть денег. Логика составителей и заказчиков рекламы понятна: воздействовать на человека страхом – беспроигрышный ход. И вот малыша встречают на дороге злобные зубастые монстры Насморк, Кашель и Простуда – приснятся такие ночью, проснешься в холодном поту – никакого аспирина не надо. Граждан постарше пугает такой же милый грибок, грызущий ногти. По сравнению с ними наглые пончики и пирожные, терроризирующие после обеда Антонио Бандераса, просто симпатяги, рубаха-парни, почти дружки.

Но реклама – это еще цветочки, сами знаете. Куда суровее обстоит дело в сериалах – бандитских ли, милицейских ли, полицейских – а какая разница?

И когда мне стало невмоготу от всего этого, я пошел и купил академический школьный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение». Авторы Анатолий Смирнов и Борис Хренников.

И нашел там много полезного, кроме шуток.

«Мусор лучше выносить утром»

Подробные наставления, как оказывать первую помощь при ранениях, сердечной недостаточности, травмах, как вести себя на пожаре – это в учебнике для 11 класса. Для учеников годом помладше – «Автономное пребывание человека в природной среде», «Обеспечение личной безопасности на дорогах», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Профилактика насилия (рекомендации для девушек)», землетрясения, наводнения, цунами, смерчи, чрезвычайные ситуации техногенного характера...

И всё это с дельными советами: на каком дереве спасаться от цунами («на стволе прочного дерева»), как избежать нападения в подъезде («Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром»), как вести себя «во всех видах общественного транспорта» («Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать») и так далее. В «рекомендациях для девушек» дано четкое различие между средствами самообороны (газовый баллончик) и средствами самозащиты (свисток). Поскольку необходимо иметь при себе и то и другое, то, естественно, очень важно помнить, каким средством обороняться, а каким – защищаться. Не дай бог перепутать!

Тут тебе и нормативно-правовая база: федеральные законы «О безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и прочее. Вообще на всех своих шести с лишним сотнях страниц двухтомный учебник «ненавязчиво» внедряет в неокрепший ум школьника простую мысль: государство о тебе заботится, вон сколько законов напринимало. А если это тебе не на пользу, сам виноват.

О главном – причинах роста преступности в стране – учебник умалчивает. В параграфе «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях» сказано только: «Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности».

Здесь явно не хватает исторической справки с воспоминаниями старожилов о том, как они в детстве пропадали на улицах до глубокой темноты с полной «собственной беспечностью», никого не боясь и не подвергаясь никаким нападениям, никакому насилию. Нет и анализа того, как, по каким этапам, при чьём попустительстве происходила в последние десятилетия криминализация России. И почему граждане опасаются милицию (или полицию) порой не меньше, чем бандитов. Как и «благодаря» кому тюремная лирика названа «русским шансоном» и получила «зеленый свет» на телеканалах, радиостанциях и в многотысячных концертных залах. Почему, наконец, уголовный жаргон становится все более привычным языком не только дельцов и политиков, но и журналистов.

Ничего об этом в учебниках нет. Да и понятно: размышления на эту тему заведут слишком далеко и высоко.

Где они, союзники?

Половина обоих учебников отведена теме «Обеспечение военной безопасности государства». Благое дело. Я вовсе не разделяю благодушие тех оптимистов, которые с легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева умиляются бескорыстному благородству западных стран и уверяют, что России никто не угрожает. Мне гораздо ближе нестареющая истина, сформулированная Александром III: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Кстати, все наши западные – и не только западные – партнеры (как в кавычках, так и без оных) действуют именно по такому принципу, только не говорят об этом вслух.

История Вооруженных сил России, их традиции – все это дано в учебнике кратко, но емко. Вопрос только: неужели на уроках истории школьникам ничего не рассказывают о Дмитрии Донском, Суворове, Ушакове, о Великой Отечественной? Впрочем, не будем придираться: повторение – мать учения.

В разделе о вооружении вообще много интересного: от пистолета Макарова до стратегического бомбардировщика и тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий», всё с цветными фотографиями. Надеюсь, и нынешним мальчишкам это так же интересно, как нам в свое время было интересно листать редкое для 60-х годов издание «Молодежи – о новом в военной технике». Иллюстрации в той книге были черно-белые, да и бомбардировщики на них были какие-то абстрактные, боевые машины конкретных марок тогда в открытой печати называли и показывали, мягко говоря, неохотно.

Как сказал товарищ Бульба...

О неуставных отношениях авторы не умолчали. Но прошлись по этой теме сугубо теоретически. В параграфе «Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений», где главное слово о товариществе говорит Тарас Бульба, дается затем подробное разъяснение, чем дружба отличается от товарищества, и как то и другое в совокупности «создаются и крепнут в повседневной армейской жизни». И ближе к концу параграфа: «В заключение отметим, что неуставные отношения между военнослужащими... (дается разъяснение, что это такое. – Прим. автора) которые получили развитие в армейской среде в последнее время, свидетельствуют прежде всего об отсутствии в определенных подразделениях и частях четко налаженной учебно-боевой подготовки, а значит, и о потере основного смысла военной службы в этих частях и подразделениях».

Сформулировано четко, ничего не скажешь. А что делать, как поступать, если столкнешься на дороге с этим злом? Это ведь не Кашель и Насморк, которых от малыша можно отогнать целебным сиропом. С дедовщиной нужен другой разговор. Но практических советов в учебнике нет.

Процитированы статьи Уголовного кодекса «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими...» и «Оскорбление военнослужащего». Упомянут федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках...». А как в казарме найти «удобное место, где вам не будут мешать»? И где же именно искать то «прочное дерево», на котором нужно спасаться солдату-первогодку от обнаглевших «дедов» и потворствующих последним командиров, в учебнике тоже не сказано. А странно: вроде бы это имеет самое прямое отношение к «Основам безопасности жизнедеятельности». Кто посоветует молодому солдатику обратиться в прокуратуру, если до командиров не достучаться? Союз солдатских матерей? Но откуда солдат узнает о существовании такой общественной организации? Нет ответа.

Из чего только сделаны спальни...

Зато раздел «Размещение военно­служащих» расписан подробнейшим образом. Как располагаются кровати в спальных помещениях («в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты»), из чего состоят постели военнослужащих («из одеял, простынь, подушек с наволочками, матрацев и подстилок»), где и как хранятся оружие и боеприпасы.

В «дополнительных материалах» к этому параграфу откровенно дана целая страница «извлечений из Устава внутренней службы». Но, похоже, авторы учебника и в самом параграфе просто переписали этот устав и, может быть, соответствующие ведомственные инструкции. В таких документах подобная дотошность и внимание к подробностям не только простительны – они необходимы.

Но так ли обязательно знать десятикласснику, что комнаты для умывания оборудуются умывальниками из расчета один на 5–7 человек, а «туалеты – из расчета один унитаз и один писсуар на 10–12 человек»?

А вот «комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивным инвентарем» – это ценная информация. Глаз до глаз нужен за начальством, а то ещё оборудуют чем-нибудь не тем.

Какой толк будет от изучения всего этого, равно как и таблицы «Примерный распорядок дня войсковой части №...», если ученики, скорее всего, благополучно забудут все это к окончанию школы? И ведь это был учебник для 10-го класса! А в одноименном, тех же авторов, для 11-го, всё прямее и жестче: устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб, строевой устав – не полностью, разумеется, в изложении и кратких выдержках.

Короче говоря, «О, воин, службою живущий, читай устав на сон грядущий! И утром, ото сна восстав, читай усиленно устав!» Но тогда отчего бы не добавить армейского фольклора? И официального (или полуофициального, слышанного нами когда-то от офицеров на военной кафедре университета), вроде «Тяжело в учении – легко в очаге поражения!» (имелся в виду ни много ни мало очаг поражения ядерным оружием). И неофициального – пресловутого «копать от забора до обеда» и проч. Всё было бы веселее. А то очень уж занудно.