Кино – конец искусства и его начало

Оценить
«Перелет в другую страну» – так отзывались о прошедшем в Саратове фестивале документального кино

Автор сценария и режиссер фильма основной конкурсной программы «Мои немецкие дети» Том Тамар Пауэр сказала, что незачем снимать кино, о котором можно писать, а потом и читать в газете. Нужно ли об этом вообще писать? О настоящих фильмах вообще невозможно написать. Их надо смотреть. Чем все здесь и занимались на протяжении пяти дней. Зачем что-то интерпретировать и пропускать через посредников, если есть уникальная возможность окунуться в это самому.

Один большой фильм…

Программа Десятого международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» была более чем насыщена. Даже если ты загодя подготовился к нему, разобрался с делами, взял отпуск, переделал все, что не переделывается, все равно не попадешь на все фильмы. За пять дней со среды 11 сентября и по понедельник 16-го физически невозможно было увидеть все. Многие мероприятия проходили одновременно. Основная конкурсная программа пересекалась с фильмами дополнительной программы – Панорамы «КИНО.DOK». Куда ползти, куда идти?

Оздоровительная передозировка современным документальным кино не прошла даром. После убойного шквала лент, сейчас уже цифровых, в голове выстраивается своя программа, состоящая иногда из одного большого фильма, в который вошли люди, деревня, контрабандисты, убийцы, матери-одиночки и другие герои со всего мира. После нескольких часов впечатления постепенно «устаканиваются». Каждая картина занимает свое место, выстраивается общая хронология просмотренного. Еще раз открываешь программу и читаешь: тот фильм ты посмотрел или это был другой. Некоторые ищут картины в интернете, чтобы пересмотреть, но очень не часто находят.

Кино – конец искусства и его началоПервые два дня «Сарстрада» были зрительскими. Первый сеанс начался в 11 часов утра. Это детский сеанс, на котором показали «Слона и веревочку» – культовый советский фильм. Сразу после окончания – викторина. Дети из вторых и третьих классов особой разницы между собою и своими сверстниками, которые жили в 1945 году, не нашли.

– Надо учиться и еще раз учиться прыгать на скакалке. Даже если ты не сможешь, надо все равно учиться, – отвечают хором дети.

Ребята говорят с умным видом, что в целом похожи. Но и отличаются.

– Потому что у нас более крутые игрушки, потому что мы в будущем. Может, мы умнее. Наряды раньше были совсем другие. И кино – черно-белое.

Затем «Наша кинофабрика» – конкурсный показ документальных и игровых фильмов о жизни Саратова и области, снятых местными авторами.

Новые темы от старушки Европы

На второй день говорили о «Схожести взгляда» и об общей любви к восточно-европейскому кино в Немецком центре вместе с продюсером и менеджером в сфере культуры Фонда им. Роберта Боша Корнелией Райхель из Германии. В этом году она также является членом жюри конкурсной программы «Саратовских страданий». Говорили о многогранности восточно-европейского кинематографа. Каждый год – новая тема, потрясение и очередной повод для хорошего кино. Корнелия Райхель рассказывала о развитии документальных фестивалей в Западной Европе, которые зародились из ничего, о перспективах для саратовских студентов, которые хотят делать качественное кино у себя на родине. Старушка Европа постоянно накидывает новые темы для размышления. Многие упрекают ее в излишнем аристократизме, но после румынского фильма «24 ведра, 7 мышей, 18 лет» Мариуса Якоба или нидерландской картины «Законы Мэтью» Марка Шмидта – это бессмысленно.

Райхель здесь с самого начала осени: до «Саратовских страданий» работала в Ульяновске на Первом всероссийском форуме региональных кинопроизводителей «РегионКино».

– У нас в Германии тоже больше не рай. Ищем так же деньги, работаем. Многие в Германии работают, отдавая себя без остатка, особенно в сфере культуры. Не за деньги. «Саратовские страдания» – это прекрасный фестиваль, с которым мы, надеюсь, будем и дальше сотрудничать. Что-то перенять с обеих сторон – это полезно.

Изысканное блюдо начала века

Бессменный участник и почетный гость «Саратовских страданий» московский киновед Ирина Гращенкова представляла программу «Немое кино. Живая музыка». Это две мелодрамы с участием Веры Холодной и Ивана Мозжухина – «Дети века» Бауэра, 1915 года. И картина Якова Александровича Протазанова «Пиковая дама», 1916 года. За роялем – художественный руководитель Саратовской областной филармонии имени Шнитке, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Катц.

– Кино 16-17-х годов – это блюдо изысканное и не для всех. «Дети века» – все мы дети какого-то века, времени. Метафорическое перенесение смыслов, карнавал на войне. Поэтическое и изобразительное направление. «Красота впереди правды», говорил Бауэр. Его за это порицали. Но красота выражает суть времени. Глубина кадра, живописная работа, творческий контекст – здесь чувствуется, конечно, и Борисов-Мусатов, Врубель, Чайковский. Очень органичные и глубокие связи с культурой той эпохи. Необыкновенно талантливая, необыкновенно греховная эпоха. Расцвет нашего кино в годы Первой мировой войны – это одна из русских загадок. Это феномен русского искусства. Самая неподходящая эпоха, которая стала самой подходящей.

«За профессию не очень беспокоюсь»

Официальное открытие началось с фильма-призера Каннского кинофестиваля «Отдать концы» Таисии Игуменцевой. Она приехала в Саратов и, кстати, тоже в жюри. В картине снимался наш земляк Алексей Куличков.

– Фильм создан не на почве темы конца света, а на почве отдельных интимных историй. Фильм о жизни людей в условиях того, что завтра ничего не будет. Акцент смещен на их восприятие конца, что они меняют для себя. Я не искала героев, которые могут сыграть. Мне нужны герои, которые могут прожить. Он о жизни людей. Если жизни завтра не будет. Условия конца света. Пересмотрят ли герои свою жизнь…

На открытии кинокритик Кирилл Разлогов сказал, что у каждого фестиваля есть своя атмосфера. Это очень своеобразный фон.

– С одной стороны, вроде документальное кино, с другой – мелодрама. Соединить несоединимое. В России документальные кинофестивали – единственный способ довести их до зрителя. На ТВ другой формат. Я не беспокоюсь за будущее кино. 99% фильмов никому не нужны. Но в них варится профессия. Пропорции оставались теми же всегда. За профессию я тоже не очень беспокоюсь.

Член жюри писатель Александр Терехов сказал, что «Саратовские страдания» – это перелет в другую страну. Показывают реальные фильмы. Изменяют жизнь.

Член жюри Ольга Харитонова:

– С каждым фестивалем виден его бесспорный прогресс. Становится все интереснее. Фестиваль – огромное событие для города. Он становится интереснее и значительнее.

Ирина Гращенкова здесь с самого первого фестиваля. Она помнит, как он быстро укреплялся. Сначала он был только региональным. Сейчас это роскошная международная программа. Но главное, выросла очень хорошая команда, которая его проводит. А фестиваль – это команда.

– Это имеет даже большее значение, чем конкурсная программа, – утверждает Ирина Николаевна. – Когда команда слаженно работает, из всего можно извлечь хороший смысл и глубину кино. Мне приходилось бывать на всяких фестивалях. У «Саратовских страданий» – высочайший уровень. Фестиваль документальной мелодрамы – такого нет больше нигде. Есть своя ниша, свое направление. Посмотрите, какие председатели жюри! К сожалению, о нем мало говорят, о нем мало пишут. Тут работают скромные и не пиаристые люди. Мне-то как раз это очень нравится, но для общего дела в какой-то мере не самое лучшее. Важно, что фестиваль завершается дискуссией. Встречаются зрители, встречаются авторы, год за годом я веду эти обсуждения. Далеко не все фестивали устраивают в конце такие встречи вместе со зрителями и обсуждают, что было и почему. Появились очень яркие программы – ночные просмотры, новые площадки, немое кино. Последние годы стали вливаться выставки. Фестиваль имеет очень большой культурный контекст.

«Превращаемся из ребенка в подростка»

Бессменный директор фестиваля Татьяна Викторовна Зорина напоминает всем присутствующим, что 10 лет – это всего лишь возраст ребенка, превращающегося в подростка.

Антон Морван, корреспондент журнала «Общественное мнение», уверен, что фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» является одним из немногих культурных событий в жизни города и области, которого ждешь с нетерпением. Шутка ли, за несколько дней фестивальных показов, презентаций, встреч и мастер-классов у саратовской публики появляется возможность пообщаться с мэтрами не только игрового и неигрового кино, но и музыки, литературы, изобразительного искусства… Пообщаться, подискутировать, обсудить темы, поднимаемые в конкурсных и внеконкурсных фильмах. В этом году у всех желающих была возможность обсудить будущее документалистики с кинокритиком Кириллом Разлоговым, разузнать об отношении к современной литературе у писателя Александра Терехова, пообщаться с Кирой Георгиевной Муратовой.

Сотрудник пресс-центра фестиваля Катя Телятова считает, что «Саратовские страдания» – это живое, динамичное и воистину крутое событие каждой осени.

– Здесь всегда есть прекрасные, талантливые и очень открытые участники. Мне, правда, неловко, когда ведущие выкрикивают лозунг фестиваля («Страдайте с нами, страдайте больше нас»). Но каждый год сюда приезжают конкурсанты, по своему милые, добрые, которые к концу становятся родными. «Саратовские страдания» – это когда ты выходишь просто покурить, а в итоге разговариваешь с режиссером о возвышенных материях. Здесь всегда можно найти что-то для себя – начиная с опыта, заканчивая приобретенными друзьями.

Вместе с Катей в пресс-центре работает студентка Аля Грунтовская.

– На этом фестивале я работаю всего второй год. Я рада такой возможности, потому что это невероятно интересно. Мне удалось просмотреть почти всю основную конкурсную программу. В каждой из них поднимаются особо важные социальные вопросы: проблемы национальной самоидентификации, проблемы адаптации аутистов и многое другое.

На время фестиваля ты выпадаешь из своей обычной жизни. Часами проводишь время в зале, смотришь фильмы и тут же обсуждаешь их с режиссерами – это ли не здорово? И еще, конечно, множество других мероприятий: выставки, концерты, круглые столы. Если совместить это все с отличным коллективом, то работать становится в разы приятнее.

В России авторское кино просто не доходит до зрителя. Почему это стало такой привычной закономерностью? Саратов имеет уникальную возможность. До него уже десять лет подряд оно доходит. Вместе с ведущими кинематографистами, которые приезжают сюда.

Здесь, на фестивале, кино живет по обе стороны экрана. «Саратовские страдания» – это домашний альбом, что-то интимное и человеческое, этим чем-то личным делились в этом году.

Говорят, кино – это конец искусства, кино – это и его начало. И те и другие правы. На официальном открытии Кирилл Разлогов разрезал торжественную кинопленочную ленту – символ конца пленочного кино. Цифровая запись – символ нового кино. На следующий фестиваль пленочные фильмы, скорее всего, отправлять уже не будут.

– А как правильно резать цифровую запись? Проблема почти неразрешимая, – говорит Кирилл Разлогов.