Чудеса импровизации

Оценить
Музыка, живопись, поэзия на одной площадке

В этом году календарная осень совпала с настоящей один в один. Однако не все торопятся провожать лето. В минувшую среду в Доме работников искусств состоялась «Летняя ретроспектива», которая должна была сплотить местных музыкантов, художников и поэтов на одной сцене.

На сцене два абсолютно по-разному смотрящих на мир и на искусство музыканта – меланхоличный, задумчивый профессор Влориди (Владимир Орлов) и полная его противоположность – эксцентричный и назойливый, угнетающий и постоянно перебивающий профессора маэстро Вигансо (Василий Игонин). Характерный пример речи последнего: «Облетел всю вселенную и понял: то, что Вы собираете здесь, не составляет и одного процента от собранных мною залов в других галактиках. Меня там теперь любят и знают. Но не печальтесь. И Вас тоже знают. Вот только репутацию себе Вы там заработали как жуткий ретроград и противник современной музыки. И всё благодаря кому? Мне». «Новатор» и «ретроград» знакомят зрителей с образцами мировой классической и современной музыки (нет-нет, рэп, метал или эмбиент там не услышишь, разумеется). Время от времени музыкальные номера разбавлялись чтением стихов приглашенных поэтов из литературного клуба «Дебют». Кроме того, все присутствовавшие могли насладиться коллаж-выставкой Надежды Шитовой и Натальи Никифоровой.

Их работы, как рассказала первая художница, наполнены концепцией четырех стихий, «без конкретных образов и реалистических пейзажей». Действительно, с этим сложно спорить: только на одной картине вполне отчетливо читается солнце, разделяющее небо на две части, но не ночную и дневную, а на две по-разному абстрактные.

Как поведал нам художественный руководитель и исполнитель роли профессора Влориди Владимир Орлов, «Летняя ретроспектива» несколько отличается от обычных встреч руководимого им «Театра новой музыки»:

«Всё началось в конце 2011 года, когда наш композитор и дирижер Александр Заремба придумал начало своего спектакля «Город волшебников». Мы решили немного трансформировать его идеи и придать несколько иное значение персонажам, добавили нового героя – маэстро Вигансо. Суть заключалась уже в ином: персонажи должны были спорить о музыке, так же как они спорили в критических заметках Роберта Шумана. Спорщики ожили на сцене и помогали воспринимать зрителю произведения музыки должным образом. Сегодня, впрочем, мы работали в несколько ином формате, потому что решили поэкспериментировать и попробовать первый раз для нас соединить несколько видов искусства: современную поэзию, музыку и декоративно-прикладное искусство. Кроме того, только-только закончилось лето и нам не хотелось сразу делать на наших мероприятиях акценты на истории создания музыкальных произведений, на споры о музыке. Просто было желание познакомить людей с искусством, но в достаточно необычном формате».

И все же не обошлось без трудностей: ведущими были объявлены двое участников из «Дебюта», которые не смогли прийти на вечер. Надо отдать должное профессору Влориди, который не растерялся и сумел очень изящно обыграть факт их отсутствия, так, чтобы текст сценария не рвался.

Подробно на музыке останавливаться не будем: произведения Скрябина, Дебюсси, Пуленка и Паскаля Пруста были исполнены отлично. Прозвучала и авторская музыка – Владимира Орлова. Наконец, программа закончилась хорошо всем известным вальсом Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» (надо отдать должное артистизму Игонина, маэстро Вигансо очень забавно объявил номер: сразу назвал композитора, но «запамятовал», где звучала мелодия, и стал разматывать скомканный листок с программой). Не обошлось, впрочем, и здесь без шероховатостей: после одного из номеров музыканты забыли закрыть крышку рояля, из-за чего заглушалась флейта.

Пожалуй, самая непростая ситуация была с «Дебютом». Некоторые участники литературного клуба, в том числе и автор этих строк, узнали о мероприятии уже после того, как появилась афиша с их именами, менее чем за неделю до мероприятия. Были опасения, что аудитория может быть просто не готова к тому, что прозвучит, поскольку «Дебют» специализируется на современной актуальной поэзии. Впрочем, всех поэтов принимали хорошо: и читавших в паре и по отдельности осенние по тематике стихи сестер Котенёвых, и Михаила Богатова, которому аплодировали после каждого сочинения. Пожалуй, живее всего зал откликался на поэзию Натальи Троянской, пишущей короткие стихотворения в рамках Лианозовской школы. Вот примеры: «Парадокс: чем больше консерваторов, тем быстрее загнивает общество», «Вот закинул старик в море невод// Тут на встречу ему рыбоохрана// Золотой получилась рыбка».

Следующее мероприятие, рассказал Орлов, состоится 12 октября в консерватории в театральном зале: «Скорее всего, это будет простой концерт, но там будет звучать музыка первой трети двадцатого века – ранний русский авангард, который практически не исполняется в Саратове». Этим мероприятием, несмотря на ряд шероховатостей, Орлов остался доволен: «Стоит помнить, что мы не профессиональные актеры, для нас главное – музыка».

На сцене два абсолютно по-разному смотрящих на мир и на искусство музыканта – меланхоличный, задумчивый профессор Влориди (Владимир Орлов) и полная его противоположность – эксцентричный и назойливый, угнетающий и постоянно перебивающий профессора маэстро Вигансо (Василий Игонин). Характерный пример речи последнего: «Облетел всю вселенную и понял: то, что Вы собираете здесь, не составляет и одного процента от собранных мною залов в других галактиках. Меня там теперь любят и знают. Но не печальтесь. И Вас тоже знают. Вот только репутацию себе Вы там заработали как жуткий ретроград и противник современной музыки. И всё благодаря кому? Мне». «Новатор» и «ретроград» знакомят зрителей с образцами мировой классической и современной музыки (нет-нет, рэп, метал или эмбиент там не услышишь, разумеется). Время от времени музыкальные номера разбавлялись чтением стихов приглашенных поэтов из литературного клуба «Дебют». Кроме того, все присутствовавшие могли насладиться коллаж-выставкой Надежды Шитовой и Натальи Никифоровой.

Их работы, как рассказала первая художница, наполнены концепцией четырех стихий, «без конкретных образов и реалистических пейзажей». Действительно, с этим сложно спорить: только на одной картине вполне отчетливо читается солнце, разделяющее небо на две части, но не ночную и дневную, а на две по-разному абстрактные.

Как поведал нам художественный руководитель и исполнитель роли профессора Влориди Владимир Орлов, «Летняя ретроспектива» несколько отличается от обычных встреч руководимого им «Театра новой музыки»:

«Всё началось в конце 2011 года, когда наш композитор и дирижер Александр Заремба придумал начало своего спектакля «Город волшебников». Мы решили немного трансформировать его идеи и придать несколько иное значение персонажам, добавили нового героя – маэстро Вигансо. Суть заключалась уже в ином: персонажи должны были спорить о музыке, так же как они спорили в критических заметках Роберта Шумана. Спорщики ожили на сцене и помогали воспринимать зрителю произведения музыки должным образом. Сегодня, впрочем, мы работали в несколько ином формате, потому что решили поэкспериментировать и попробовать первый раз для нас соединить несколько видов искусства: современную поэзию, музыку и декоративно-прикладное искусство. Кроме того, только-только закончилось лето и нам не хотелось сразу делать на наших мероприятиях акценты на истории создания музыкальных произведений, на споры о музыке. Просто было желание познакомить людей с искусством, но в достаточно необычном формате».

И все же не обошлось без трудностей: ведущими были объявлены двое участников из «Дебюта», которые не смогли прийти на вечер. Надо отдать должное профессору Влориди, который не растерялся и сумел очень изящно обыграть факт их отсутствия, так, чтобы текст сценария не рвался.

Подробно на музыке останавливаться не будем: произведения Скрябина, Дебюсси, Пуленка и Паскаля Пруста были исполнены отлично. Прозвучала и авторская музыка – Владимира Орлова. Наконец, программа закончилась хорошо всем известным вальсом Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» (надо отдать должное артистизму Игонина, маэстро Вигансо очень забавно объявил номер: сразу назвал композитора, но «запамятовал», где звучала мелодия, и стал разматывать скомканный листок с программой). Не обошлось, впрочем, и здесь без шероховатостей: после одного из номеров музыканты забыли закрыть крышку рояля, из-за чего заглушалась флейта.

Пожалуй, самая непростая ситуация была с «Дебютом». Некоторые участники литературного клуба, в том числе и автор этих строк, узнали о мероприятии уже после того, как появилась афиша с их именами, менее чем за неделю до мероприятия. Были опасения, что аудитория может быть просто не готова к тому, что прозвучит, поскольку «Дебют» специализируется на современной актуальной поэзии. Впрочем, всех поэтов принимали хорошо: и читавших в паре и по отдельности осенние по тематике стихи сестер Котенёвых, и Михаила Богатова, которому аплодировали после каждого сочинения. Пожалуй, живее всего зал откликался на поэзию Натальи Троянской, пишущей короткие стихотворения в рамках Лианозовской школы. Вот примеры: «Парадокс: чем больше консерваторов, тем быстрее загнивает общество», «Вот закинул старик в море невод// Тут на встречу ему рыбоохрана// Золотой получилась рыбка».

Следующее мероприятие, рассказал Орлов, состоится 12 октября в консерватории в театральном зале: «Скорее всего, это будет простой концерт, но там будет звучать музыка первой трети двадцатого века – ранний русский авангард, который практически не исполняется в Саратове». Этим мероприятием, несмотря на ряд шероховатостей, Орлов остался доволен: «Стоит помнить, что мы не профессиональные актеры, для нас главное – музыка».