Мелкие победки и большое поражение

Оценить
В воскресенье Россия впервые голосовала в единый день голосования. Не будем о Москве и Навальном, отметим только, что явка в Москве была рекордно низкой – порядка 32 процентов.

В воскресенье Россия впервые голосовала в единый день голосования. Не будем о Москве и Навальном, отметим только, что явка в Москве была рекордно низкой – порядка 32 процентов. А теперь поговорим о родных палестинах. Я не знаю, где и как обстоят дела по явке избирателей в других регионах, но представляется, что Саратов, как и всегда, идет впереди России всей по части выборных достижений. 5 процентов, 6, 7 в Саратове. 11 в Энгельсе. Да, по области гораздо выше. И многие объясняют это некоей дисциплиной сельских жителей. Но если в Саратовском районе к 9 утра на одном из участков было 14 процентов, в то время как на других полтора-два, то это говорит о полной бессовестности избирательной комиссии, но не об активности сельчан.

И когда вице-губернатор Фадеев говорит, что выборы прошли успешно и к этому успеху приложил свою госдеповскую руку Николай Панков, я лично думаю, что Фадеев не чужд ироническому взгляду на мир. Потому что какой же это успех, когда в областном центре не набралось ни на одном участке больше десяти процентов? В приличных странах такие выборы не считаются легитимными.

Власть долго шла к этому моменту истины и счастья. Сначала отменили порог явки. Делали вид, что хорошо, когда на маленькие выборы приходили кандидат, его жена и еще одна женщина. Потом, видно, долго подумав, назначили единый день голосования именно на такие сроки, чтобы максимально ограничить дорогим россиянам возможность придти и проголосовать. Где закрытие дачного сезона, где его разгар, где просто люди ловят последние теплые деньки. Добились своего и теперь стыдливо делают вид, что всё просто замечательно.

Однако уверен, что не только технические меры привели с такой позорной явке. Долго, очень долго власть делала всё возможное, чтобы доказать гражданам, что ни сами выборы, что ни граждане у избирательных урн не нужны. Запредельный откровенно наглый уровень фальсификаций, снятие большинства оппозиционных партий и кандидатов еще до выборов – всё шло в ход. Добились своего: позорище состоялось. И всё равно мало. Вот уже спикер Саратовской областной думы Капкаев замечает, что наблюдатели мешают избирательному процессу – то бишь фальсификациям. Высказывает сокровенное: «Мы уже возмужали и окрепли. Есть достаточная законодательная база, которая позволяет проводить выборы. Может, уже стоит задуматься над институтом наблюдателей, нужен ли он нам вообще?»

Конечно же, нет, г-н председатель, и наблюдатели не нужны, да и сами выборы – тоже. Назначить вас навсегда – до кончины в почтенных годах или, что тоже может быть, до ареста – и управляйте. Тем более что верность правильного курса уже многократно доказана – хотя бы долговым бременем области.

Даже в мелочах власть стремится спрятать выборы от народа. 8 сентября, поселок Солнечный, избирательный участок № 287 в детском саду № 167. Садик, что хорошо, стоит в окружении тенистых деревьев. Нигде – и это, понятно, плохо – нет никаких объявлений, что здесь находится УИК. Только пройдя по дорожкам, на самом здании можно было увидеть объявление «Избирательный участок» и стрелочку-указатель. Маскировка принесла ожидаемый результат: из двух тысяч избирателей пришло сто два человека. Пять с малым процентов. Комиссия и десятка полтора наблюдателей от «ЕдРа» (под разными флагами – «Патриоты», «Правое дело» и так далее) были очень недовольны появлением независимых наблюдателей и желанием наблюдателей, чтобы все соблюдали закон. Словно дети малые (недаром дело происходило в детском саду), они сразу после восьми вечера затянули: «Нам домой надо, мы кушать хотим». Тем не менее, все процедуры были соблюдены. Попытка взять измором тоже не удалась – мы выдержали двухчасовую непонятную задержку. Пришлось считать как есть. В результате победил коммунист Владимир Новиков, на втором месте ЕР Алферов, на третьем – с отставанием в один голос – кандидат «Гражданской платформы» Александр Глущенко. Еще на одном участке, где удалось проконтролировать подсчет голосов, Глущенко и вовсе был первым со значительным отрывом.

Почуяв, что дела идут не так, как хотелось, ЕР направила в округ тяжелую артиллерию. В 21:20, когда вход на избирательные участки запрещен законом, на УИК № 275 заявились кандидат Алферов и депутат гордумы Сурменев. Он у них на все выборы ходит, наблюдателей пугает. Однако не вышло. Робкого десятка оказался сам Алферов. Когда наблюдатели стали снимать на видео незаконный визит, Алферов быстренько спрятался за спину старшего товарища. Похоже, гордуму в лице Алферова ждет отличное пополнение: нарушает закон о выборах, фигурирует в уголовном деле в Ростове, в бизнес-конфликте вокруг Петровского элеватора противоположная сторона называет его действия рейдерством.

Не знаю, хватит ли у Алферова смелости (совести?) говорить о своей «уверенной победе». Мол, за меня 60 с лишним процентов. Фактически за него проголосовало, по данным избиркома, 1400 человек, по данным наблюдателей – 700. Уточнять будем в суде. 1400 человек из округа с числом 45 тысяч избирателей – это три процента. Получилась маленькая такая, захудалая победка.

Поражение в том, что последние выборы окончательно добили систему выборов в Саратовской области. Г-н Капкаев зря тревожится: пациент мертв. Они это прекрасно понимают и наверняка радуются. Совершенно напрасно, господа, это ваше поражение. И очень скоро вы поймете это.