Двухдневный топливный кризис

Оценить
В сентябре компания «Роснефть» сократила объём поставки топлива для реализации в нашем регионе

Фермер из Дергачёвского района рассказал о том, как Ершовская нефтебаза отказывает ему в выдаче горючего, ссылаясь на фактическое отсутствие топлива. В течение следующего дня похожие жалобы посыпались от сельхозтоваропроизводителей других районов. По рассказам фермеров, нефтебазы вдруг перестали выдавать уже оплаченное топливо. Назревал топливный кризис. Но проблема разрешилась так же стремительно, как и возникла.

Дорого и далеко – неудобно

Уборочная кампания 2013 года в противовес всем предыдущим кампаниям обошлась без громких скандалов на тему нехватки льготного дизтоплива и сложностей его получения. Просто никаких льгот на горючее в этом году у фермеров нет. Солярку крестьяне покупают по рыночным ценам (около 32 тысяч рублей за тонну) у её производителей (в Саратовском регионе это завод ОАО «Саратовнефтепродукт» и компания «Лукойл») и забирают с их нефтебаз в районах области.

Другое дело, что за последние несколько лет количество нефтебаз в районах резко сократилось. Если, например, в 2009 году нефтебаз в регионе было свыше 30, а точнее, практически в каждом муниципальном районе было по нефтебазе, то в 2013 году их осталось всего девять на всю область. И поэтому фермерам-растениеводам за горючим для посевной и уборочной кампаний приходится ездить на далёкие расстояния – в соседние районы или даже регионы. Но сами фермеры от этого не очень страдают и воспринимают сложившуюся ситуацию скорее как неудобство, к которому можно привыкнуть, а не как проблему, с которой невозможно жить и работать.

«Проблем с доступностью горючего, в смысле его наличия, в этом году нет. Дороговато, конечно, обходится без льгот, но дефицита нет, и купить не проблема для тех, у кого есть деньги, – говорит Игорь Епифанов, глава хозяйства «Ремтехпред» (Аркадакский район). – Есть некоторое неудобство в том, что после закрытия нефтебазы в нашем районе за соляркой приходится ездить в Ртищево или в Саратов. Но и это не проблема. Мы берём сразу большие объёмы, 150–200 тонн горючего, поэтому затраты на дорогу кажутся незначительными. А вот для тех, кто покупает 2–3 тонны топлива, ездить за ним куда-то за десятки и сотни километров, конечно, не выгодно. Как правило, это проблема для совсем маленьких фермерских хозяйств».

Неожиданно на минувшей неделе, по рассказам фермеров, нефтебазы вдруг перестали выдавать уже оплаченное топливо. «Нам объяснили на Новоузенской нефтебазе, что введены какие-то ограничения по отпуску горючего. Ввели какой-то, мол, лимит, не больше 20 тонн в одни руки, – рассказывает Евгений Цибин, фермер из Питерского района. – То есть мы-то счета за топливо оплачиваем заранее, а потом едем и забираем, предварительно созвонившись с нефтебазой. Но тут мы оплатили, а нам говорят – солярки нет, вставай в очередь. Но уже, правда, вчера позвонили и сказали, что топливо привезли, забирай, мол».

Не брали – значит, не надо

За прояснением ситуации с ГСМ для сельхозтоваропроизводителей мы обратились в областные министерства промышленности и сельского хозяйства.

В минпроме «Газете неделе» сообщили, что виной топливного кризиса в Саратовской области стала компания «Роснефть». Напомню, что ТНК-ВР, господствовавшая на нефтяном рынке Саратовской области, прекратила своё фактическое существование, влившись в Роснефть. Всё, что у нас носило имя

«ТНК-ВР», теперь носит имя «Роснефть». В том числе и нефтебазы. Так вот, как объяснили в областном минпроме, в сентябре компания «Роснефть» сократила объём поставки топлива для реализации в нашем регионе.

«В первые дни месяца, чтобы не допустить вымывания запасов с нефтебаз, которые должны составлять 7–10 дней, был ограничен отпуск горючего сельхозтоваропроизводителям до 20 тонн в одни руки, – говорит Максим Шихалов, первый заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области. – Но правительство области своевременно обратилось к руководству Роснефти, что позволило урегулировать данную ситуацию. И уже 5 сентября были выделены лимиты в полном объеме. С этого же дня топливо с нефтебаз «Саратовнефтепродукт» отпускается в полном объёме согласно заключенным договорам».

Александр Соловьёв, заместитель председателя правительства и министр сельского хозяйства в регионе, подтвердил, что возникшая в первых числах сентября проблема решалась оперативно. Буквально за двое суток ситуацию удалось урегулировать. «Мне пришлось выехать в Москву – в министерство сельского хозяйства, в Роснефть и в минпром. И на сегодняшний день 8 тысяч тонн ГСМ уже предоставлено для отгрузки, – говорит Александр Соловьёв. – Все восемь нефтебаз Роснефти (ОАО «Саратовнефтепродукт») работают в штатном режиме уже с утра пятницы. И все ограничения с отгрузки особенно оплаченного ГСМ сняты».

Директор ОАО «Саратовнефтепродукт» Игорь Молчанов уточнил, что в пятницу утром, 5-го сентября, на нефтебазах уже было в общей сложности пять с лишним тысяч тонн горючего. Ещё около трёх тысяч тонн на тот момент были в пути. При этом сельхозтоваропроизводителями оплачено уже 4,5 тысячи тонн. «Сейчас ситуация нормализовалась, но я бы хотел объяснить, почему она вообще возникла, – отметил Молчанов. – Дело в том, что в период посевной кампании сельхозтоваропроизводители Саратовской области не очень активно выбирали топливо с нефтебаз Роснефти. Из заявленного объёма было выбрано только 40 процентов. Вместо заявленных 20–23 тысяч тонн ГСМ на кампанию реально израсходовано было меньше половины. Поэтому Роснефть и приняла решение сократить поставки горючего в наш регион».

Вопрос доступности ГСМ для фермеров был затронут и на прошедшем в минувшую пятницу селекторном совещании Александра Соловьёва с фермерскими хозяйствами районов. Главам КФХ предложили задать интересующие вопросы по горючему и подать жалобы, если таковые имеются. Фермеры промолчали.