Энергично пострадаем

Оценить
Завтра начнутся юбилейные, 10-е «Саратовские страдания»

Что значит имя! В десятый раз в Саратове собираются мастера и любители документального кино. С каждым годом этот путь становится сложнее и сложнее, «страдательнее» и «страдательнее». В этот раз шанс никуда не двинуться был велик как никогда. Но обошлось.

3 сентября на постоянно действующем совещании при заместителе председателя областного правительства Михаиле Горемыко было сообщено, что из запланированных 1,5 миллионов рублей правительством области было выделено на фестиваль 800 тысяч. Это сумма стала самой маленькой за все время его существования. Михаил Горемыко добавил: «Какая есть возможность, такую и оказываем. Безусловно, фестиваль важен для области, так как это серьезное культурное мероприятие… По средствам помогаем».

Как замечает директор фестиваля Татьяна Зорина, на проведение международного фестиваля нужно как минимум 1,5 миллиона рублей, поэтому оставшуюся сумму пришлось изыскивать у спонсоров. Генеральным спонсорам стало ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз», поэтому и девиз фестиваля звучит теперь так: «Энергия по обе стороны экрана».

3 сентября на сайте фестиваля была опубликована программа (список фильмов основного конкурса появился в тематической группе соцсети «ВКонтакте» 16 августа). На первый взгляд, конкурсных работ не так уж много – всего 16, зато с внеконкурсными работами – 46 лент, что гораздо больше обычного. По традиции география участников широкая: Испания, Болгария, Великобритания, Индия, Канада, Польша, США, Мексика, Нидерланды, Япония, Румыния и, разумеется, Россия. Более того, одна из работ принадлежит не кому иному, как… Табакову. Правда, речь идет не о президенте фестиваля и знаменитом актере Олеге Павловиче, а о болгарском режиссере Юлиане Табакове, у которого, к слову, ударение в фамилии ставится на второй слог. Как шутит Татьяна Зорина, они не могли пройти мимо и ставят его работу «Цветанка» первой.

Однако если конкурсная программа достаточно компактна (Татьяна Викторовна рассказала, что от некоторых лент пришлось отказаться по финансовым соображениям, в частности, от двух испанских картин), то программа самого фестиваля очень насыщенна и включает в себя не только показ фильмов.

Увидеть правду своими глазами

Аркадий Евстафьев, генеральный директор ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз»

Дорогие участники, гости и зрители фестиваля!

ЕвстафьевВ современном мире есть одна редкость, которая интересна только думающим и неравнодушным людям, называется она правда. Сегодня каждый из нас благодаря фестивалю «Саратовские страдания» может увидеть правду своими глазами. Я убежден, что настоящее авторское документальное кино – это один из самых честных видов творчества.

Мне приятно, что я и мои коллеги стали партнерами кинофестиваля, который по праву считают ярким культурным событием в нашем регионе. И мы благодарны людям, которые на протяжении десяти лет проводят в Саратове документальный кинофорум международного уровня, каждый раз привлекая внимание своих зрителей к самым важным и вечным темам.

Мы с коллегами поздравляем всех вас с десятилетним юбилеем международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и желаем, чтобы от «страданий» до «страданий» поводов для грусти не было.

Скажем, 13 сентября в Институте филологии и журналистики состоится студенческий конкурс «частушек-страданий» «Как тальянка заиграет, мому сердцу не стерпеть…», на следующий день в Доме работников искусства откроется выставка уникальных фотографий «Забытая война», посвященная столетнему юбилею начала Первой мировой войны, который будет отмечаться в следующем году. Не могли обойти вниманием и память недавно почившего Алексея Балабанова – в рок-клубе «Machine Head» состоится концерт «Балабанов. Soundtrack», в котором местные группы вживую исполнят каверы на песни, звучавшие в фильмах режиссера.

По традиции не обошлось без именитых гостей. В частности, в этот раз Саратов посетят режиссер, лауреат Каннского кинофестиваля и фестиваля «Кинотавр» Таисия Игуменцова, режиссер, киновед, главный редактор журнала «Сеанс», сооснователь Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Любовь Аркус, известный киновед и культуролог, ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура» Кирилл Разлогов. Закрывать фестиваль поручено Кире Муратовой, которая представит саратовскому зрителю свою работу «Вечное возвращение» на церемонии торжественного закрытия.

4 сентября прошла пресс-конференция, посвященная фестивалю. На ней Зорина вкратце рассказала о программе фестиваля и поведала, в частности, что будет показано несколько работ, посвященных аутистам. Кроме того, «Саратовские страдания» задействуют и дополнительные площадки – СГУ, дом-музей Павла Кузнецова и дневной клуб «Дружба».

Мы связались с Татьяной Викторовной и попросили рассказать ее, почему фестиваль имеет в этом году такую разновекторную направленность. Она рассказала, что на то имеется несколько причин. Во-первых, вопрос жанра: «Генеральная идея фестиваля – это его жанр. Прежде всего, мы должны рассматривать фильмы в жанре мелодрамы. Почему? Потому что, с одной стороны, мы понимаем, что максимальное количество аудитории смотрит именно такие ленты. В этом смысле название фестиваля следует за зрителем. Но здесь имеется и иронический подтекст: ведь жизнь, с одной стороны, веселее, а с другой – сложнее. Поэтому в нашем жанровом определении есть несколько подтекстов, которые иногда не хочется формулировать. У каждого человека открывается свой подтекст, было бы скучно, если бы мы сами все расшифровывали».

Во-вторых, говорит Зорина, «поле работы определяется не нами, а уровнем и содержанием фильмов, сделанных за год. Составители конкурсной программы (Оля Яковлева и Катя Русакович) закидывают сети и смотрят – трейлеры, аннотации, критику. И пытаются понять, что же будет соответствовать жанру мелодрамы: за пределы этой территории мы не выходим. Порой сталкивались с печальной ситуацией: смотрим картину, она нам подходит, а потом выясняется, что она была снята два года назад. Остается только жалеть, что не попалась ранее». Далее, замечает Зорина, если появляется сразу несколько фильмов, посвященных теме аутизма, то это повод обсудить данную проблему. Так или иначе, программа должна складываться во что-то целое, чтобы это было понятно, хотя всех механизмов, конечно, никто раскрывать не собирается.

Также, отмечает директор фестиваля, присутствует соблазн показать максимально возможное количество картин: вдруг больше никогда фестиваль не сделаем? По этой причине было сделано два больших восьмичасовых блока в Институте филологии и журналистики.

Таблица