Елена Кишиневская:
Начался сентябрь, дети отправились в школу, некоторые – в первый раз. В последние дни августа на территории Дома книги прошел психологический фестиваль на тему «Семья: как наладить взаимоотношения и сохранить здоровье детей». Мы побеседовали с одним из участников фестиваля, Еленой Кишиневской – психологом и телесно ориентированным терапевтом, выступавшей на семинаре «Детский вопрос (нейропсихологические особенности развития современных детей)».
– Елена Викторовна, нейропсихология в большей степени область медицины или психологии?
– Непростой вопрос. Если заглянуть в энциклопедию или учебник, то «нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга»; причем изначально она развивалась как раздел неврологии.
Думаю, правильно будет сказать так: медицина использует различные медикаментозные и немедикаментозные средства для устранения болезненных симптомов тела (а в отдельных случаях и психики). А психология (в нашем случае нейропсихология и телесно ориентированная терапия) использует разнообразные интеллектуальные, эмоциональные и телесные техники, чтобы помочь психике проявляться здоровым образом в правильно функционирующем теле.
Например, приводит ко мне мама ребенка, младшего школьника, с проблемой: он плохо воспринимает и выполняет задания по русскому языку. Я начинаю смотреть его и, как правило, обнаруживаю две вещи: нарушение взаимодействия между полушариями мозга и сужение поля зрительного восприятия (то есть острота зрения нормальная, но в силу недостаточного развития определенных отделов мозга ребенок не воспринимает на сознательном уровне часть того, что видит). Ему сложно прочитать слово, состоящее больше чем из двух слогов, сложно «собрать» смысл предложения, сложно сделать пересказ, и уж тем более сложно правильно воспроизвести написание слов. То есть у него голова не «больная», она просто недостаточно хорошо работает для выполнения учебных задач. Это можно исправить с помощью несложных специальных упражнений.
– Нейропсихология в Саратове – дело частных специалистов?
– Думаю, правильнее будет сказать, что знание нейропсихологии очень важно любому специалисту, который занимается детским развитием, – медику, психологу и педагогу, как штатному, так и частнопрактикующему. Как наука нейропсихология существует уже очень давно, она обязательно входит в программу обучения профильных вузов. Вопрос в том, как широко применялись эти знания до сих пор на практике, каждый день. Сейчас востребованность этих знаний в «детской» области ощутимо возросла, и грамотные специалисты обязательно их используют в той или иной мере. Ну а для коррекционных педагогов это главная платформа деятельности.
– Люди какой возрастной группы к вам в основном приходят?
– Самых разных. Я бы сказала, что у меня «сезонная» работа. Начиная с конца августа и примерно до февраля чаще идут мамы с дошкольниками и школьниками: сложности обучения, школьной адаптации, повышенная утомляемость или гиперактивность. С декабря до начала лета приходят взрослые с самыми разнообразными проблемами: и детско-родительские отношения, и сложности в семейных и партнерских отношениях (а очень часто и отсутствие таковых отношений), довольно много клиентов подросткового и юношеского возраста.
А есть люди, которые приходят не с болезненной проблемой, а с некой «творческой» задачей. Например, молодой специалист становится начальником отдела, и в его подчинении оказываются люди старше его и дольше работающие в этой организации. Ему надо понять, как правильно выстроить эти отношения, как завоевать авторитет, как добиться продуктивной работы.
Ближе к концу учебного года приходят выпускники: какой вуз выбрать?
– В каком возрасте лучше всего вести ребенка к вам на консультацию?
– С четырех-пяти лет: в этом возрасте дефицит развития становится очевидным (кстати, именно с этого возраста начинают заниматься логопеды). Практика показывает, что можно работать с человеком любого возраста, но наиболее продуктивно изменения происходят тогда, когда мозг еще не сформировался полностью (если сравнить это с возведением фундамента, то очевидно, что ошибки проще поправить в процессе строительства, чем делать подпорки потом).
Нейропсихологи отмечают, что если ранее формирование коры мозга завершалось к 11–12 годам, то за последние 40 лет эта граница сместилась к 13–14 годам, а у отдельных детей к 15–16. Большое количество нынешних детей рождается с неврологическими нарушениями, которые впоследствии оборачиваются задержками развития.
Другая проблема – плохое физическое развитие, увеличение числа детей с ранним ожирением, а также с недостатком мышечной массы. Если раньше они много времени проводили в энергичных дворовых играх, где тренировались их ловкость, выносливость, способность быстро оценить ситуацию, то сейчас дети предпочитают виртуальную реальность или «тележвачку» для мозгов. И родителям проще посадить ребенка за телевизор или компьютер, чем уделять ему свое время. Ну и какой дух будет в таком вялом, неразвитом теле и какой ум?
По счастью, сейчас появилось много детских развивающих центров. В них работают дошкольные педагоги, детские психологи, логопеды, а часто и дефектологи, сформированы программы интеллектуального и двигательного развития. Пять лет – самое время привести туда ребенка (в некоторых центрах занимаются и с более раннего возраста). За два года можно вполне прилично подготовить ребенка к школе и поправить «неправильности» в его развитии. Здесь речь идет, конечно, о здоровых детях и о детях с некоторым отставанием в развитии. О детях с органическими поражениями центральной нервной системы разговор отдельный.
– Стоит ли откладывать поход к врачу до пяти лет, особенно если родитель замечает подозрительные признаки?
– Ребенка с первых дней его жизни и до года должен регулярно осматривать микроневропатолог (а затем раз в год детский невролог) и назначать профилактические и при необходимости лечебные мероприятия. Если по какой-либо причине этого не было сделано, то внимательные родители сами могут увидеть подозрительные признаки и уже целенаправленно обратиться к врачу.
Что это за признаки? Когда младенец слишком много и как будто бы беспричинно плачет, спит недостаточно для его возраста или его сон беспокоен, если ребенок к двум месяцам плохо держит голову, в пять месяцев плохо садится, в семь месяцев плохо или мало ползает, к году не встал на ножки, если он часто ходит на цыпочках. Нередко бывает, что врач назначил лечение своевременно, но родители не сочли нужным его провести, либо приняли за врачебную перестраховку, либо прочитали листовку к лекарству и, испугавшись обилия медицинских терминов, решили: «Я это своему ребенку давать не буду!» Или посчитали, что лекарство слишком дорогое. Или просто забыли о назначении. В результате мозг и вся нервная система ребенка формируются с дефицитом, неизбежно страдает физическое и психическое развитие.
Очень распространённое явление – падение количества и качества внимания родителей к детям. Бывает, что ко мне приводят ребенка с какими-то школьными проблемами, а я вижу, что у него плоскостопие, нарушение осанки, болезненность в мышцах шеи и плеч, поворот головы к плечу ограничен, что явно говорит о неврологических нарушениях. Я говорю: «Мама, посмотрите, у него одно плечо явно выше другого, и голова плохо поворачивается». «Правда? А я не обращала внимания». А еще она не слышала, что у её 10-летнего ребенка словарный запас, как у дошкольника…
Часто родители не понимают, как сильно психическое развитие ребенка зависит от его правильных физических кондиций, или просто не знают, на что нужно обратить внимание. Поэтому гораздо проще и надежнее обратиться к специалисту (неврологу, логопеду, детскому психологу) профилактически: лучше потратить на это несколько часов в год, чем потом потратить массу времени, нервов, денег, чтобы исправлять то, чего можно было избежать, пока ребенок был еще мал.
– Что вы делаете, если с ребенком всё в порядке, а родитель перестраховывается, всё равно хочет, чтобы вы с ним работали?
– Бывает, что родители просят: посмотрите, всё ли в порядке у нашего ребенка? Чаще всего это абсолютно нормальное стремление хороших родителей. Просто они осознают, что их родительские знания могут быть недостаточны. Дети у них «присмотренные» – воспитанные, развитые и жизнерадостные. И хотя у них тоже могут оказаться проблемы, обычно они не сильно выражены.
Есть другая категория родителей, довольно часто встречающаяся. Выглядит это так. Приходит мама и говорит: «Ребенок учиться не хочет, делать ничего не хочет, никого не слушает». А по сути она хочет сказать: «Ты – психолог, вот возьми и сделай моего ребенка послушным, умным и хорошим». А в том, что проблемы с ребенком порождены её невниманием и неправильным воспитанием, она не хочет признаться даже себе самой. Это повод поработать с мамой отдельно.
Есть еще один вариант: когда родитель утверждает, что у ребенка есть серьезные проблемы, а сам ребенок это отрицает. И действительно, часто это не проблема ребенка – это родители невротики, и тогда я веду работу с ними.
– Что делать, если ребенок не может работать с вами без родителей, «закрывается»?
– Ребенку и не нужно работать со мной без родителей – я всегда провожу диагностику в их присутствии (или хотя бы одного из них), подробно рассказываю о сути затруднений, возникших у ребенка, и стараюсь научить их самостоятельно делать необходимые упражнения. Дело в том, что упражнения нужно делать каждый день в течение 15 минут (максимум), а возить ребенка ко мне ежедневно нереально. От родителя не требуется специальная квалификация – только скрупулезное выполнение, вдобавок сам факт обязательности занятий повышает уровень и качество его внимания к ребенку. Но если мама – истеричка, если у нее не хватает элементарного терпения, выдержки и понимания, что ребенок не то чтобы не хочет, а не может сделать всё сразу правильно, тогда я под разными предлогами настоятельно рекомендую ей водить ребенка в детский центр.
– Как выглядит типичный современный первоклассник?
– Мне сложно дать объективную характеристику, я ведь сама не работаю в школе. Те дети, которые приходят ко мне, делятся на две группы. Одна, достаточно большая, состоит из детей с определенными сложностями развития и обучения (то, что называют ММД: минимальная мозговая дисфункция) – им требуется комплекс корректирующих занятий, как правило, в течение нескольких месяцев. Вторая группа, к сожалению, гораздо меньшая, – это дети, развитие которых в целом находится в пределах возрастной нормы. Им я предлагаю творческие задания и игры.
Вообще же, по оценкам знакомых мне учителей начальной школы, дошкольных педагогов и логопедов, у нынешних детей проблем развития существенно больше, чем у детей прошлых генераций.
– В чем же отличие современных школьников от предыдущих поколений?
– С одной стороны, школьная программа стала более объемной, и от ребенка сейчас требуется больше навыков и умений, но с другой стороны, качество усваиваемой информации стало ниже. Мои знакомые учителя признают: школа находится в сложной ситуации – социальные требования к детям увеличились, поскольку мы живем в очень насыщенное информационно, более «спрессованное» время, а мозг современных детей объективно не готов справляться с поставленными задачами (вспомните про отодвинувшиеся сроки созревания коры). Поэтому, как мне кажется, процесс обучения часто идет по формальному пути – проще и быстрее тупо вызубрить, чем понять и усвоить суть.
Приведу пример. Пару лет назад у меня гостил внук (ученик вполне приличной московской школы), у него были сплошные трояки по геометрии, и родители попросили с ним позаниматься. И если с построениями (типа деления угла или отрезка) он как-то справлялся, то задачи ему никак не давались. Скажем, надо вычислить объем фигуры. Спрашиваю: а что такое объем? Внук отвечает: «a умножить на b, умножить на c». Спрашиваю, для чего нужно именно это действие, а он не может ответить. Формулу он говорит правильно, но не понимает её сути. Соответственно, чуть изменится условие задачи – и он уже не может ее решить. Та же история с другими предметами. То, что он изучает, в его восприятии слабо связано с окружающим его реальным миром. И это я наблюдала у большого количества детей, причем разных школьных возрастов.
Но назревает и другая, не менее серьезная проблема: среди школьников всё чаще становится зазорным хорошо учиться, получить пятерку для них – чуть ли не проступок, а вот тройка – это нормально, потому что «у всех так». За последнее время уже несколько раз слышала от родителей, что их ребенок говорит «Хочу быть нормальным, как все», подразумевая под этим право учиться на трояки, зависать во «ВКонтакте» и щеголять модными и непременно дорогими гаджетами.
Конечно, в отсутствие жизненного опыта ребенок еще не может осознать всей опасной глупости этих заявлений. Тем выше наша ответственность как родителей и в вопросах воспитания, и в вопросах развития – если мы действительно любим наших детей. Потому что, как сказал Эрих Фромм, «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим».