В кавардак и на колени?

Оценить
О сложностях в экономике может рассказать и секонд-хенд

Хроника шараханий власти в экономическом пространстве пугает уже даже обывателей. А специалисты еще фиксируют, что у нас назревает беда с рублем. Самая большая беда с валютой у нас случилась в 1998 году, когда рубль стремительно ослабел. Тогда тоже кругом был какой-то кавардак.

Рубль и президента спасет только постоянный рост цен на нефть и газ

Российский Центробанк забыл свои обещания о том, что он отпустит нашу национальную денежную единицу в свободное плавание. С начала лета ЦБ РФ продает валюту каждый день, замедляя девальвацию рублевых запасов. Известный экономист Сергей Алексашенко предполагает, что если тенденция не изменится, то к маю 2014 года за доллар в России будут давать 41 рубль. И при этом запасов золотовалютных резервов для взятого курса на поддержку рубля Центробанку хватит года на четыре. «Я не склонен предсказывать ужас-ужас-ужас, – пишет в своем блоге Алексашенко. – Любые тенденции в экономике есть лишь повод для того, чтобы задуматься и понять, что МОЖЕТ произойти, но не гарантия того, что произойдет на деле. Однако одно могу сказать уверенно: если раньше для благополучия рубля достаточно было не удешевления нефти, то теперь без её последовательного подорожания рубль будет слабеть-слабеть-слабеть».

Слабых рублей на большие дела не хватит. Их уже не хватает. Людей российских то пугают нехваткой финансов на выплату пенсий, то ставят под сомнение материнский капитал, на который сами же людей и подсадили. И уже дошло до того, что Владимир Владимирович Путин вроде где-то на окраинах родины заявил о том, что перестарался со своими указами перед очередным сроком президентства и что финансирование некоторых из них придется всё же заморозить.

Эти слова Владимира Владимировича сладко отозвались в сердцах большинства региональных и муниципальных руководителей, потому как устали они тянуть лямку финансирования путинских обещаний. Самостоятельно от нее не только не отвяжешься, а и подумать про этот кощунственный поступок не посмеешь. Но за словами-то президентскими пусто: никаких сентябрьских указов, отменяющих кабальные для регионов майские указы, пока не последовало. И теперь вот как бы тестируется, у кого нервы сдадут раньше и кто из регионалов первый начнет имя президента склонять прилюдно, уточняя, что это именно сам Путин сдал назад и признался в том, что маловато денег у государственной казны и что не будут выполнены данные президентом обещания. Но ведь неизвестно, похвалят за такую простодушную честность сверху или запишут в какой-нибудь черный список. В Саратовском регионе лямку тоже тянут.

Всерьез считать коррупционерами саратовских сидельцев Василия Синичкина и Александра Суркова отказываюсь. Хочу дождаться более солидных и интересных, о фамилиях которых не смею даже заикаться.

Долг снова плюс

Недавно коллеги из журналистского цеха ухватились за новость о нехватке денег в бюджете и о новых заимствованиях в объеме почти пять миллиардов рублей. «Как так может быть? – спрашивали коллеги. – Ведь у нас есть предел долга, и правительство Радаева его этими заимствованиями нарушит». Одни при этом искренне боялись банкротства области, другие потирали злорадно руки, не скрывая, что радуются сбывшейся пословице про яму для другого, в которую сам копальщик и попадет со временем. Поминали Радаеву и его правительству на минувшей неделе не раз нападки на правительство Ипатова из-за растущего долга. Но получилось, что принял Радаев область с долгом бюджета в три десятка миллиардов и нарастил его за полтора года почти до пяти десятков. И это же еще не вечер.

Но мне вот камни в правительство Радаева из-за роста долга бросать не хочется. Потому как если и винить радаевских чиновников, то совсем в другом. Например, в том, что не смогли ответить четкое «нет» президенту, который при верстке федерального бюджета 2013 года переложил бремя финансирования своих указов на региональные власти.

Еще больше упреков можно предъявить нашим региональным властям за то, что как не было, так и нет в ней условий для расцвета духа предпринимательства. И это уже не спрячешь ни за какими красивыми циферками темпов роста, превышающих плановые цифры. Это, может, чиновники не видят, но простые-то люди, обыватели, на себе ощущают, что рушится экономика уже обвально. Почему-то денег стало не хватать всё чаще и чаще от зарплаты до зарплаты многим, хотя вроде ничего не изменилось. Почему-то даже магазины дешевых товаров типа секонд-хендов пишут на ценниках всё более непривлекательные для покупателя цифры. И любимые саратовцами магазинчики, где «всё по 37», как-то незаметно начали продавать «всё по 38». А уж когда рассказывают, что от сегодняшней ситуации скулы сводит уже почти у всех директоров немногих оставшихся в живых саратовских заводов, то вообще становится не до смеха. Хотя мне уже давно не до него. С тех пор как отслеживаю дела о банкротстве больших и маленьких предприятий самой разной направленности.

Кто и зачем дразнит чеченских инвесторов?

«Газета недели в Саратове» не раз рассказывала о хозяйстве «Елизаветинское» НИИ СХ Юго-Востока, которое наш саратовский киллер-рейдер Роман Переплетов успешно банкротил. Жители села Елизаветино Аткарского района до сих пор его поминают недобрым словом, когда проходят мимо руин на месте детского садика и других зданий-помещений, исчезнувших по воле арбитражного управляющего.

По бумагам они исчезали в розницу тысяч за 80 рублей, а что на самом деле там были за расчеты, кто же знает? И кто скажет, какие деньги в карман команде арбитражных управляющих заплатил за несколько тысяч гектаров земли опытного хозяйства инвестор в лице странной фирмы «Аграрный Альянс» с выходцами из Чечни в руководстве? По бумагам значатся 8,5 миллионов рублей. И именно эти деньги Аграрному Альянсу теперь вернут, потому что по решению суда первой инстанции покупателем хозяйства «Елизаветинское» на самом деле вовсе и не Аграрный Альянс оказался, а ООО «Аткарская птицефабрика». Торги были проведены с нарушениями.

Как скажется эта аткарская история на другом аткарском хозяйстве под названием «Красная звезда», которое тоже банкротит тот же арбитражный управляющий Переплетов, пока не известно. Но, может быть, это начало конца прекрасно чувствующей себя в Саратовской области группы, куда организованно и системно входят, кроме арбитражных управленцев, как минимум специалисты налоговой инспекции и территориального управления Росимущества?

Президент Владимир Путин продвинул на должность руководителя Счетной палаты чиновницу по фамилии Голикова. «Ну, это как Цапка начальником МВД поставить», – пришло в голову одновременно не одному думающему человеку в России.

Чужой опыт греет, но нам пока не светит

«Почему власть вместе с налоговыми органами не отслеживала деятельность арбитражных управляющих?» – спросил глава области. Не нашей, а Пензенской. Гнев губернатора Бочкарева вызвала информация о том, что в городе Кузнецке арбитражники продали предприятие Водоканал с имуществом стоимостью 400 млн рублей за 6 миллионов фирме с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированной на Сейшельских островах. И правоохранительные органы Пензенской области не посмели не отреагировать на губернаторский гнев и тут же занялись расследованием деятельности организаторов торгов. И обвинили тамошнего конкурсного управляющего в преступлении под названием «хищение». А когда он не явился в следственные органы по повестке, вынесли постановление о его аресте.

Там, в соседнем с нами регионе, в нынешнем году с арбитражными управляющими вообще круто поступают. Уже несколько месяцев следственный комитет по Пензенской области отрабатывает, в общем-то, наше саратовское преступление – вывод государственных денег в форме возврата НДС на саратовском авиазаводе. Пензенские следователи взялись за это чужое саратовское дело, потому что «варили» кашу пензенские арбитражные управляющие. Два из них входят в руководящие органы некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация профессиональных управляющих «Лига». Олег Фомин – председатель совета партнерства, Олег Тюгаев вроде каким-то боком заместитель. И Фомин, и Тюгаев в команде членов партии «Единая Россия» были депутатами Пензенской городской думы. Неутомимые пензенские правоохранители нашли Тюгаева аж в Италии. Фомина, по сведениям от пензенских журналистов, тоже давно не видно на заседаниях городской думы. Есть предположение, что он в бегах.

На форумах пензенских информационных сайтов этих арбитражников, неожиданно ухваченных за одно место, называют «известными рейдерами». Здесь же (о, ужас!) говорят о том, что организованная группа работала под крышей ФСБ Пензенской области. Есть даже намеки, что следователи из Пензы «повредили крышу вышеуказанных рейдеров» и что это война силовых структур. Трудно однозначно ответить, кто в нынешней России лучше, честнее и отважнее, ФСБ или Следственный комитет, но когда силовики начинают меряться профессионализмом, порядка вокруг всегда становится немного больше. Хотя бы потому, что многое начинает выплывать на свет. У нас в Саратовской области ничего такого пока не происходит. Всерьез считать коррупционерами саратовских сидельцев Василия Синичкина и Александра Суркова отказываюсь. Хочу дождаться более солидных и интересных, о фамилиях которых не смею даже заикаться.

На минувшей неделе газета «Московский комсомолец» намекнула на то, что ООО «Аткарская птицефабрика» в судах выигрывает не просто так, а что ее курирует то ли Валерий Радаев, то ли сам наш знаменитый земляк ВВВ. Но шанс узнать об этом появится только в том случае, если одна силовая структура всерьез вступит в противостояние с другой. А для этого «последнего и решительного» нужны или «заказ» на одну из структур, или сильные личности в другой.

Да, конечно, желание жить в цивилизованном мире рано или поздно заставит бизнес открывать лицо не только перед налоговыми и следственными органами, а перед любым человеком, сунувшим свой любопытный нос в чужие доходы. Но боюсь, что доживет Россия до этих времен не скоро. Президент Владимир Путин продвинул на должность руководителя Счетной палаты чиновницу по фамилии Голикова. «Ну, это как Цапка начальником МВД поставить», – пришло в голову одновременно не одному думающему человеку в России. И чиновница Голикова этих наших человеческих ожиданий не обманула: тут же и заявила, что разговоры о нецелевом использовании триллионов бюджетных рублей кажутся ей какими-то недостоверными. После этого все разговоры о борьбе с коррупцией снова следует воспринимать пугалками для детсадовцев. Хотели бы всерьез бороться, поставили бы руководить Счетной палатой Алексея Навального. Что он там кричит призывно – «Не врать! Не воровать!»? Ну и какая ему разница, из какого кресла запрещать чиновникам всех мастей этими нехорошими делами забавляться? Он бы смог. Но кто ж ему даст.

Если денег много, их не считают

На днях министр финансов российского правительства Антон Силуанов фактически пообещал в 2014 году пятипроцентное сокращение всех бюджетных расходов, «за исключением нормативно

обусловленных и тех, что имеют обязательный характер». Иначе, дескать, не получится свести доходы с расходами. И это заявление можно было бы посчитать началом честной игры, если бы тот же Силуанов не начал параллельно с жалобами на нехватку денег на текущие расходы бюджета рассказывать о толпах желающих запустить руку в фонд национального благосостояния (ФНБ).

По словам Силуанова, заявки на использование средств ФНБ приходят каждую неделю, но минфин не хочет тратить эти неприкосновенные деньги ни на субсидирование процентных ставок, ни на помощь малому предпринимательству. Отказать он не сможет только Владимиру Путину. И его трем проектам общей стоимостью 450 млрд рублей. Эти деньги отдадут на развитие Транссиба и БАМа, строительство магистрали Москва – Казань и строительство центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Глава российского минфина знает, что ФНБ «является стабилизатором» пенсионной системы, что к размещению средств фонда нужно подходить осторожно, но старт финансирования назначен на 2014 год.

Кроме Фонда национального благосостояния, в России есть еще Фонд развития Дальнего Востока. Оттуда скоро достанут несколько миллиардов, чтобы профинансировать строительство хороших дорог в сторону игорной зоны «Приморье». Строить казиношную зону будут в 50 км от Владивостока и в 15 км от аэропорта. После открытия ждут в гости по 10–12 млн игроков из Юго-Восточной Азии в год. Партнерами властям Приморья выступают бизнесмен Олег Дроздов, который строил объекты саммита АТЭС, и компания с пропиской в Камбодже. В общем, всё у всех будет хорошо. Ведь «китайцы, корейцы и японцы с удовольствием проводят время в игорных заведениях». И власти Приморья рассчитывают получить от работы казино неплохие налоги в казну. Говорится о ставке в пределах семи процентов. (Хотя казино в других странах успешно работают и при налоге в 39 процентов от выручки.)