Набережная довела до греха
Очередное громкое задержание, связанное с обвинениями в коррупции, произошло в Саратове на минувшей неделе. В руки правоохранителей попал председатель областного комитета капитального строительства Александр Сурков. Чиновника подозревают в получении взятки в 7 миллионов рублей от подрядчика, выполнявшего госконтракт по сооружению новой набережной города, причем, по сведениям прокуратуры, общая сумма отката должна была составить 10 миллионов рублей. Задержание госслужащего прокомментировал губернатор Валерий Радаев, отметивший, что случай с Сурковым – «наглядное подтверждение» сотрудничества правительства и правоохранительных органов.
Скандал в пакете из-под кофе
Александр Сурков был задержан в своем служебном кабинете, по неофициальной информации, деньги ему принесли в пластиковом пакете с рекламой кофе.
7 миллионов рублей якобы составляли часть десятимиллионного отката за оплату госконтракта по строительству новой набережной Саратова.
Набережная считается одним из скандальных долгостроев региона. О начале работ было объявлено в 2007 году: как подчеркивали представители городского управления инженерной защиты, благодаря мэрии и саратовским депутатам Госдумы объект удалось включить в федеральную программу берегоукрепления. Как заявлялось, российский бюджет выделит 1,1 миллиарда рублей на строительство 3,7 километра саратовской набережной. Работы планировалось закончить в течение трех лет. Госконтракт выиграла балаковская строительная фирма, которую злые языки связывали с тогдашним губернатором Павлом Ипатовым. В 2008 году в присутствии Ипатова была торжественно забита первая шпунтовая свая в основание набережной. Господин Ипатов сообщил, что стоимость работ выросла до 2,2 миллиарда рублей, и пообещал, что «проект не станет долгостроем».
Три года спустя региональная Счетная палата заявила о неэффективном освоении средств при сооружении новой набережной. По мнению ревизоров, стоимость работ даже теоретически была завышена от двух до пятнадцати раз (по разным позициям). В 2010 году подрядчику было выделено 450 миллионов рублей, но строители завершили менее 20 процентов запланированных работ. Областное правительство в ответ на упреки Счетной палаты сообщило, что во всем виновато подорожание стройматериалов.
В 2011 году, незадолго до смены губернатора, было возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования бюджетных средств при сооружении новой набережной. Позже представители регионального Следственного управления заявили, что ошиблись, «нецелевого использования не было», дело прекратили за отсутствием события преступления.
Освоение бюджетных средств на набережной продолжалось. По сообщениям областного правительства, в 2012 году на строительство было выделено 555 миллионов рублей из федерального бюджета и 58 миллионов из регионального.
Первая очередь многострадальной набережной (600 метров из запланированных 3,7 километра) была торжественно открыта в августе прошлого года. Выяснилось, что в этом «месте отдыха» нет ни деревьев, ни скамеек, ни мусорных урн: обещанный грандиозный объект оказался просто асфальтовой дорожкой вдоль реки. Глава города Олег Грищенко предупредил, что это еще не конец бюджетной истории, и заявил, что после передачи объекта в городское управление набережную будут «исправлять», в частности, заменят асфальт на гранитную плитку (за прошедший год «исправление» свелось к тому, что на фонари повесили металлические ящики, куда гуляющие кидают мусор).
За несколько часов до задержания председатель комитета капитального строительства Сурков (ведомство выступает заказчиком работ) проводил осмотр второй очереди набережной (на строительство участка длиной 800 метров было потрачено более 280 миллионов рублей) и рассказывал прессе о достигнутых успехах. Нужно сказать, что вторую очередь все-таки сдали в эксплуатацию ко Дню города, правда, уже без участия Суркова. По решению Волжского суда председатель комитета пробудет в СИЗО до 3 ноября.
Системный процесс
Задержание чиновника прокомментировал губернатор Валерий Радаев. Как подчеркивается в заявлении, размещенном на официальном сайте саратовского правительства, «все сигналы о возможной коррумпированности того или иного государственного служащего, поступающие в правительство области, получают незамедлительную реакцию. Такая работа совместно с правоохранительными органами проводится постоянно». Председатель Общественной палаты Александр Ландо в комментарии агентству «Взгляд-инфо» назвал происходящее «нормальным и системным процессом борьбы с коррупцией».
По слухам, Сурков стал жертвой подковерной борьбы группировок внутри региональной власти, и его задержание предваряет более громкие скандалы. Впрочем, подобные предположения решительно опровергает директор Поволжского института управления имени Столыпина Дмитрий Аяцков. В комментарии «Общественному мнению» он заявил, что «в Саратовской области не осталось ни одной политической группировки. Есть политическая власть и воля губернатора. И его команда. Кто не на Московской, 72, тот в СИЗО». Дмитрий Федорович добавил, что во время его губернаторства «таких масштабов коррупции, конечно, не было». «У нас есть так называемые чиновники, которые дрожащей рукой суют во все места купюры, обирая стариков, обирая бюджет. Все будут шить рукавицы с Ходорковским!» – сказал экс-руководитель региона.
Спортивный откат
Отметим, что откат при выполнении госконтрактов остается одним из самых распространенных видов коррупционных преступлений в Саратовской области. Например, сейчас в Кировском суде Саратова слушается дело в отношении бывшего первого заместителя министра молодежной политики, спорта и туризма Дмитрия Козлачкова. Чиновника обвиняют в мошенничестве: по версии правоохранительных органов, он пытался получить 4,5 миллиона рублей от предпринимателя, выполнявшего госзаказ на поставку спортивного оборудования в школы (общая стоимость контракта составляла 29 миллионов рублей). Наблюдатели считают немаловажным, что господин Козлачков был членом команды предыдущего губернатора, арест произошел уже после смены региональной власти.
В июле был задержан и. о. главы администрации Саратовского района Василий Синичкин. Как уже рассказывала «Газета недели», правоохранители полагают, что чиновник требовал откат у фирмы, принимающей у жителей платежи за коммунальные услуги, домофон, кабельное телевидение, сотовую связь и т. д. По сведениям следователей, чиновник пожелал, чтобы за возможность работать на территории района коммерсанты отдавали ему один процент от прибыли, то есть по 300 тысяч рублей в квартал. Как заявляют адвокаты Синичкина, он отрицает вину. По утверждению стороны защиты, и. о. главы администрации просил у предпринимателей «спонсорскую помощь», деньги предназначались на ремонт муниципальных школ и котельных, а также на покупку подарков для матросов подшефной роты Черноморского флота. Характерно, что и в случае с Синичкиным эксперты называют основной причиной ареста вовсе не бескомпромиссную борьбу с коррупцией в отдельно взятом регионе, а поражение чиновника во внутривластном конфликте политических и экономических групп, борющихся за контроль над привлекательным пригородным районом.