Два часа в маршруте номер 90

Оценить
Два часа в маршруте номер 90
Фото Вера Салманова
Путешествие от Юбилейного до Крекинга за двенадцать рублей

Завершилась пора каникул и отпусков, и сразу в городских автобусах стало тесновато, да и времени на то, чтобы добраться из пункта А в пункт В теперь требуется гораздо больше. Убедился я в этом, проехав в вечерний час пик от конечной до конечной на втором по протяженности в Саратове автобусном маршруте – 90-м.

Из Юбилейного – в любую точку города

«Пунктом А» в своем путешествии я выбрал остановку «поселок Юбилейный». Это конечный (или начальный) пункт многих маршрутов. Я даже сначала попытался сосчитать, во сколько «концов» Саратова можно отсюда добраться, но сбился со счета, когда автобусную коллекцию пополнили автобусы из поселка Зонального. Один из водителей 90-го автобуса Николай Иванович согласился мне рассказать о своей работе.

Прелести и подводные камни 90-го

автобусИзначально 90-й автобус ограничивался доставкой пассажиров до аэропорта. Но с 5 ноября 2009 года его продлили до Юбилейного. Маршрут обслуживается предприятием «Саратовгорэлектротранс» за счет привлечения автобусов, принадлежащих другим юридическим и физическим лицам. На рейс ежедневно выходит 50–60 автобусов. Таким количеством может похвастаться далеко не каждый маршрут в Саратове.

Николай Иванович работает посменно с напарником. Рабочий день начинается ранним утром – в первый рейс автобусы уходят в 5:30. Интервал движения составляет 5–6 минут. По словам Николая Ивановича, за соблюдением интервала стараются строго следить диспетчеры. Конечно же, свои коррективы вносят пробки, от них никуда не денешься, а объезжать их категорически запрещается. По утрам 90-й подолгу стоит в пробках на проспекте Энтузиастов, от 4-го жилучастка и практически до «Реала», далее – на улице Чапаева, вечные заторы на улице Танкистов до улицы Навашина.

Рабочий день Николая Ивановича завершается то в 10 вечера, то ближе к 11. После 23:00 плата за проезд в общественном транспорте повышается, вместо 12 рублей – 18. Не все саратовцы об этом знают и помнят. И их можно понять: автобус поздним вечером в нашем городе редкость. Однако высаживать недовольных пассажиров Николаю Ивановичу пока не приходилось.

Основной конкурент 90-го маршрута – 2д. Очень часто их пути пересекаются. Здесь действует неофициальный кодекс чести. Никаких гонок водители этих маршрутов между собой не устраивают – наоборот, стараются уступать.

Сколько пассажиров перевозит Николай Иванович за рейс? Он отвечает, что примерно 150–200, но точным подсчетом он никогда не занимался. Николай Иванович, да и все его коллеги, работает без кондукторов. Ежедневный план в будни составляет 2500 тысячи рублей. В выходные план понижается. Еще водители должны самостоятельно заправлять автобусы соляркой. Всё заработанное «сверх» – это и есть зарплата водителя.

Настает очередь Николая Ивановича отправляться в рейс. На конечную остановку в Заводском районе, «Крекинг», я должен прибыть, если верить расписанию, через 1 час 25 минут.

Вместо автобуса – электричка!

в автобусеПостепенно автобус заполняется пассажирами. Когда мы выезжаем из Юбилейного, в салоне уже нет ни одного свободного сидячего места. Развлекают пассажиры себя в поездке музыкой в плеерах, чтением книг, просмотром каких-то фильмов на планшетах, а одна девушка (судя по разговору, что-то вроде менеджера по персоналу) решила использовать время в дороге по максимуму и начала обзванивать и приглашать на собеседования людей, желающих найти работу.

На улице Навашина автобус пополняется новыми пассажирами. В их числе моя следующая собеседница – Мария. Она студентка факультета иностранных языков СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Мария не часто ездит на 90-м, так как живет она в районе Техстекла, но и от более удобного 6-го маршрута автобуса чаще отказывается: «На дорогу у меня уходит огромное количество времени – часа полтора. Самая большая проблема кроется в вечно стоящей улице Чапаева, по которой можно ехать иногда до часа в обычные дни, не говоря уже о том, когда у нас идут ливни или снегопады. Летом душно, во многих автобусах нет элементарных занавесок, чтобы прикрыться от палящего солнца, зимой – холодно, от окон, покрытых инеем, веет таким холодом, что никакие пуховики не спасают. Я перешла на электричку. Получается немного дороже, но я готова переплачивать сколько угодно, только бы объезжать неимоверные пробки».

Без крайней нужды в толкучке ездить не надо

В районе Сенного рынка в автобус зашла пенсионерка Вера Викторовна. И сразу рассказала мне всё, что она думает о работе общественного транспорта:

«Я покупаю себе проездной на автобус, так как много куда ездить приходиться. То на рынок за продуктами, то какие-нибудь справки оформлять, то детей и внуков навещать. Естественно, мой социальный проездной окупается (стоит он 150 рублей). Сейчас ситуация немного изменилась, водители стали поспокойнее относиться к пенсионерам. А что раньше было! Вот 90-й автобус в этом нареканий не вызывает и не вызывал. Зато недавно поехала к подруге в гости в Елшанку. Обратно ехать мне надо было на 75-м. Подруга меня пошла провожать. Так получилось, что на остановке оказались мы вдвоем. Вижу на горизонте нужный автобус, уже с подругой начинаю прощаться, а она мне: «Ты, Вера, не торопись. Если никто выходить не будет, он и не остановится. Видит, что две пенсионерки стоят, у которых наверняка вместо 12 рублей за билет – проездные. Я через такое сколько раз проходила». Но мне повезло, и автобус остановился. Правда, из него действительно пассажиры выходили».

Галопам по Европам

Как я и ожидал, от танка, что на улице Танкистов, начался небольшой затор. Плавно он перерос в большой затор на улице Астраханской. Ощущение того, что мы все-таки движемся, посетило меня только на недавно отремонтированной Московской. Но радовался я не долго – автобус повернул на улицу Чапаева. До остановки «улица Белоглинская» мы ползли. Какое же может быть расписание движения с такой ситуацией на дорогах?

Я думал, что и по Чернышевского мы вряд ли будем двигаться с нормальной скоростью. Но улица оказалась относительно свободной.

Давай тогда я уступлю!

Вскоре мы оказались в Заводском районе. Мое внимание привлекла молодая пассажирка с ребенком. Девочка лет 4–5 с интересом наблюдала за тем, что происходит за окном, периодически задавая маме вопросы из серии «что это?». Мама без устали отвечала. На одной из остановок в автобус зашла пожилая женщина. Свободные места были, но женщина не собиралась их занимать. Маленькой девочке, видно, наскучило наблюдать за видами из окна. Изучив вошедшую пассажирку, девочка обратилась к маме: «Мама, ты мне говорила, что стареньким людям нужно уступать. Почему ей никто не уступает? Она же ведь старенькая, да?» Мама не нашлась что ответить, и дочка продолжила: «Давай тогда я уступлю!» Мама с девочкой встали с сидений и предложили их занять женщине. Женщина начала отказываться, ссылаясь на то, что скоро ей выходить, но уступила натиску молодого поколения.

Спустя два часа я оказался на второй конечной автобусного маршрута № 90. Со мной до конца доехало пассажиров пять-шесть. Ни один из них не ехал из Юбилейного. Я поблагодарил Николая Ивановича за рассказ и стал думать, как добраться домой – из района Заводского в Ленинский, которые, помимо маршрутов общественного транспорта, объединяет то, что с них начинается наш город.