Плач о положительном имидже,
На недавней встрече в Хвалынске коллеги говорили об имидже области. Точнее, это представители правительства попросили журналистов пофантазировать на эту тему. Коллеги, понятно, народ творческий, нафантазировали от души: эко– или этнотуризм, отсутствие административных барьеров и что-то там еще. А еще коллеги говорили, что это очень здорово – встречаться с властью и ей что-то советовать. Понятно, из деликатности журналисты не стали советовать меняться самой власти, которая по большому счету и должна формировать имидж.
Точнее, власть должна давать журналистам поводы, чтобы они, корреспонденты и обозреватели, донесли до всего прогрессивного человечества, насколько велик потенциал нашей власти. И как родная область процветает под руководством Валерия Васильевича Радаева и возглавляемого им правительства. Даже несмотря на общероссийские проблемы, которые в ходе своей избирательной кампании создал российскому народу наш президент. Нет, понятно, о недальновидности президента власть говорить не будет и не должна, но об остальном можно же позаботиться. Но нет, получается, что нельзя.
Кабинет неслышных министров
Сегодня о работе областного правительства слышно не много. Нет, сам губернатор регулярно куда-то выезжает и что-то там проверяет с благоприятными для проверяющих последствиями. Типа Радаев взял под контроль ремонт школы, и вот уже 1 сентября занятия начались в новом спортзале. То есть Радаев молодец. А о том, что есть социальный и строительный заместители председателя правительства, министры строительства и образования, не слышно. Видно иногда этих чудесных людей на телевизионной картинке в группе сопровождения губернатора, но ни слова о том, почему губернатор должен брать под личный контроль ремонт спортзала.
Теперь мы все поднапряжемся и вспомним, когда мы слышали в средствах массовой информации о заместителе председателя областного правительства Павле Большеданове. Пусть, предположим, он просто провел совещание, заседание или отозвался о каких-то новациях в федеральном законодательстве. Ведь по логике в чём-чём, а в законодательстве Павел Владимирович должен понимать лучше многих. Слава богу, не один срок в областной думе отработал и даже руководил ей какое-то время. Но о работе Большеданова не слышно. Совсем.
Ладно, финансово-экономический блок – дело сложное и простому обывателю малопонятное: бюджет, дефицит, профицит, прогнозный план. Но есть же строительно-коммунальный блок. Это «счастье» касается всех и каждого. Чем заметен заместитель председателя правительства Сергей Канчер? Тем, что регулярно собирает совещания по поводу двух незаконно построенных домов, мешающих работе аэропорта? Тем, что на этих совещаниях вместе с министром строительства Дмитрием Тепиным весьма неуклюже обещает несчастным владельцам, что скоро жизнь наладится и они смогут въехать в свои квартиры? Так не наладится. И не смогут. А какие-то другие решения проблемы Канчер предложить не может. Как не может решить проблему и с сиротой, который пикетирует здание Госдумы из-за не полученной им, но полагающейся по закону квартиры. А ведь наверняка решение этих проблем есть, но их Канчер не знает. И имидж области это отнюдь не улучшает.
Есть у нас еще заместитель председателя Моисеев. Юрий Владимирович зампред по спецпроектам. Из спецпроектов у нас есть один реальный и пяток фантастических. Из реальных это строительство аэропорта в Сабуровке, которое более или менее продвигается. Из фантастических – канатная дорога, новый мост вдоль Волги, канувший уже в Лету бизнес-центр на островах и, может быть, что-нибудь еще. Но Моисеев, судя по всему, человек прагматичный и нигде кроме Сабуровки с аэропортом не засветился. Юрий Владимирович лишнего не говорит и непонятного не обещает. Впрочем, нельзя исключать тот факт, что говорить не умеет. Говорить – в смысле ораторского искусства.
Что еще у нас с заместителями председателя правительства? Михаил Горемыко. Относительно новенький, который успешно отработал летний сезон. То есть никаких ЧП в ходе оздоровительной кампании детей в каникулы не случилось. Подготовка к школе прошла тоже вроде бы без особых проблем, больницы худо-бедно функционируют.
Была одна серьезная «засада» с областным реабилитационным центром. Скандал вокруг него возник довольно шумный. Но на амбразуру упали дамы – руководитель горздрава Саратова и заместитель министра здравоохранения, а мужчины, зампред Горемыко и министр образования Алексей Данилов, следили за войной с высоты наблюдательного пункта. Войну социальный блок проиграл, и имиждевые потери область понесла.
Ну и наконец, заместитель председателя Александр Соловьев, который с недавнего времени еще и аграрный министр. Вроде бы сейчас самая что ни на есть страда. Урожай прет со всех сторон. Но почему-то в средствах массовой информации, в том числе по телевизору, ни о каких намолоченных миллионах тонн не говорят, про овощи фрукты вообще не слышно. Не говоря уже о надоях, яйценоскости и прибавке в весе. Тут возможны два варианта. Либо у нас аграрный комплекс разрушился до основания и ни урожая, ни надоев с привесами уже не будет никогда, либо, что на самом деле более вероятно, об этом не умеют рассказывать. Впрочем, есть еще один вариант – не всё гладко в АПК с законностью. Может, фермеров притесняют чиновники, и в отрасли бушует рэкет? Может, потому ничего не слышно о рекордных урожаях, чтобы вместе с этой бравурной информацией не просочился совсем позорный негатив?
Вице и окраины
Есть у нас один заместитель председателя правительства, который одновременно еще и вице-губернатор. И о деятельности которого слышно. Понятно, речь идет о Денисе Фадееве. Именно Денис Владиславович первым вышел к разгневанным жителям Пугачева, именно он пытается успокоить балашовских сепаратистов. То есть это функции вице-губернатора – работа с территориями.
А еще Денис Фадеев ведает идеологией в регионе. И, видимо, с его подачи или как минимум при его поддержке прошел форум СМИ в Хвалынске.
Начнем с территорий. Балашов, благодаря виртуозному управлению районом Еленой Щербаковой, пытается вырваться из Саратовской области в Воронежскую. Отчего жители Балашова думают, что у соседей лучше, не известно. Очень вероятно, что этот демарш – просто крайняя мера, ультиматум. Денис Фадеев в ситуацию вник со всем тщанием. Щербакова на месте, но пошли слухи о ее скорой замене. Правда, это не первая волна слухов. Потому жители сепаратистского района вполне могут быть разочарованы. В очередной раз.
О ситуации в Пугачеве знают жители не только Саратовской области, но и всей России. Увы, и тут Фадеев был не на высоте.
В Саратовском районе – совсем беда – арестован глава администрации Василий Синичкин, в Энгельсском глава Дмитрий Лобанов давит бизнес и рушит всё то, что долго и тщательно создавал сиделец Михаил Лысенко. Начались недоразумения в Марсксовском районе, бизнесмены которого написали открытое письмо губернатору Радаеву. Есть проблемы в Александровом Гае, где тоже лютуют местные власти, что-то назревает в Питерке, в Аткарском районе обижают фермеров. Короче, сейчас сложно назвать район области, где всё было бы чинно и благородно. Где власть управляла бы, бизнес работал, социалка лечила, защищала и обучала.
Ладно, про социалку не будем, а вот с властью в районах совсем беда. Как минимум потому, что она там чудит. Нет, по закону власть муниципальная отделена от власти государственной. Но это только «как бы», де-юре. Потому как де-факто муниципалитеты сидят на региональных дотациях. Потому о независимости районов от области говорить не надо. Рычаг воздействия на районную власть у области есть. Вот только умеют ли в областном правительстве этим рычагом пользоваться? А если умеют, то не нарушают ли правила техники безопасности в свою личную пользу?
Как бы то ни было, но вклад в улучшение имиджа области со стороны вице-губернатора Дениса Фадеева невелик.
Первый и уровень некомпетентности
Всемирно известный принцип Питера гласит, что каждый чиновник стремится достигнуть уровня своей некомпетентности.
То есть человек карабкается по служебной лестнице до тех пор, пока не перестает справляться с поставленными перед ним задачами. Бывает, человека на эту ступеньку некомпетентности забрасывает судьба в лице какого-то серьезного покровителя.
Так случилось с нашим губернатором Валерием Радаевым, который оказался в губернаторском кресле благодаря Вячеславу Володину. Вячеславу Викторовичу импонировала покладистость Радаева, его преданность. И на самом деле это всё. Никто не будет отрицать, Валерий Васильевич – хороший человек, который старается быть хорошим губернатором. Очень старается, но не может. Просто в силу собственной некомпетентности.
Про образование Валерия Васильевича говорить лучше не стоит. В 1993 году, то есть в 32 года, он окончил нашу кузницу кадров, институт механизации сельского хозяйства. Конечно, сейчас у него в активе есть и кандидатская диссертация, но помнит ли он ее название?
Положим, наличие корочек не свидетельствует об уровне образования, грамотности, интеллигентности. Но о наличии этого уровня свидетельствуют речь, манера говорить, общаться, вести себя в обществе, обращаться с коллегами, подчиненными, обслуживающим персоналом.
А вот с этим у нашего губернатора проблемы. Нет, первый и единственный всенародно избранный губернатор Дмитрий Аяцков носил мешковатые костюмы, мог появиться перед объективами в трусах (на Крещение). Но Дмитрий Федорович учился и не стеснялся в этом признаваться. Также он не стеснялся слушать людей и впитывал хорошие идеи. И реализовывал их. Иногда, случалось, присваивал чужие, но исключительно творчески переработав. Но он думал и имел собственное мнение. Впрочем, во времена Аяцкова это еще позволялось.
У Радаева с упаковкой всё нормально. В трусах на публике его никто не видел, а джинсы и толстовка идут ему больше, чем официальные костюмы. Но все равно складывается ощущение, что он не на своем месте. Даже выступая перед учениками и их учителями, читает тексты по бумажке. Опять же справедливости ради надо отметить, что читает, не заикаясь и не перевирая слова.
Валерий Васильевич легко заглатывает дурные наживки вроде островного бизнес-центра и боится журналистов. Но эту боязнь прячет за высокомерием. Есть подозрение, что за высокомерием он прячет и собственную некомпетентность при общении с подчиненными. И вместо того чтобы учиться, пытается властвовать.
Короче, нам очередной раз не повезло с губернатором. Имидж которого, мягко говоря, не блестящий. Чтобы исправить его, надо исправлять губернатора.