Кандидаты, откройте личики!
Зародившаяся недавно тенденция маскировки единороссов под независимых кандидатов набирает обороты. Истинный член «Единой России» Сергей Собянин участвует в выборах мэра Москвы как самовыдвиженец. О своей принадлежности к партии власти кандидат старается не упоминать. Такая же ситуация складывается и на выборах в столичные муниципалитеты. Официально «Единая Россия» в нынешней кампании не участвует. Однако аффилированные с этой партией или с районными администрациями кандидаты идут на выборы как самовыдвиженцы. То же самое творилось и на мартовских выборах в Москве. В списках единороссы тогда не значились. На деле же большинство независимых кандидатов имело к партии власти самое непосредственное отношение. Аналогичная ситуация имеет место во всей стране.
В марте за пост мэра Нарьян-Мара сражались целых три единоросса. Причем один из них был действующим градоначальником, другой – секретарем окружного политсовета «Единой России». Но ни один из трех кандидатов в документах свою партийную принадлежность не указал.
Помимо маскировки единороссы активно развивают и тактику замалчивания. Некоторые выдвиженцы от ЕР просто-напросто не указывают в предвыборных материалах партию, стоящую за их спиной.
Так, в Ярославле кандидат в депутаты от «Единой России» ректор Александр Русаков о своей принадлежности к ЕР старается не вспоминать. Ни слова о выдвинувшей его на сентябрьские выборы партии нет ни на билбордах кандидата, ни в предвыборных роликах. В Новосибирске кандидат в депутаты Игорь Титаренко тоже почему-то не спешит рассказывать электорату о том, кто дал ему дорогу в жизнь. В агитационных материалах Титаренко нет и намека на «медведей». А ведь кандидат – руководитель местного исполкома «Единой России», и региональное отделение партии, как следует из документов, предоставленных Титаренко избиркому, – его основное место работы.
Покажите ваши партбилеты
С тем, что в последнее время кандидаты от «Единой России» дистанцируются от партии, соглашается политолог Дмитрий Олейник. Правда, по его словам, от ЕР дистанцируются не все и не везде. «Всё зависит от рейтинга партии в регионах и от рейтинга самих кандидатов. Если личный рейтинг кандидатов выше, чем рейтинг партии на территории, от которой они избираются, то кандидат дистанцироваться от партии может. Если же это не так, то, скорее всего, дело просто в плохой работе предвыборного штаба», – объясняет Олейник.
В Саратовской области, по словам политолога, ситуация обстоит несколько иначе. «В районах и муниципалитетах дистанцирования точно не возникает, отчасти оно может возникнуть лишь в Саратове. Однако пока выдвиженцы от ЕР в партийной скромности замечены не были. Нестерову скрывать особо нечего. Он достаточно известный экс-министр, молодогвардеец, единоросс. Не думаю, что Романов в Ртищеве тоже как-то скрывает наличие партбилета, ведь рейтинг ЕР там достаточно высокий», – говорит Олейник. Политолог уверен, скрывать партийную принадлежность глупо. Ведь придя на участок и ознакомившись с бюллетенем, избиратель всё равно увидит, кто и какой партией выдвинут. И если партия кандидата избирателю не по нраву, то возможно разочарование и протестное голосование.
Дистанцирование, объясняет политолог, может привести еще и к тому, что сторонники ЕР, не найдя в списках своих кандидатов, могут просто-напросто не прийти на участки. В результате потеря потенциальных голосов единороссам обеспечена. По словам Олейника, замеры рейтинга «Единой России» составляют, в зависимости от района, 35–40 процентов. «Такой рейтинг почти гарантирует кандидату победу, ни одна политическая партия не имеет таких показателей, так что скрывать принадлежность к «Единой России» – это странная или глупая позиция штаба, не более того», – резюмирует собеседник.
«Кандидатам, выдвинутым «Единой Россией», скрывать свою принадлежность партии глупо и невыгодно», – соглашается с коллегой политолог Александр Пантелеев. Он объясняет это тем, что свои места во власти, несмотря на падающую популярность партии в народе, ее кандидаты получат. Это во-первых. Во-вторых, членство в ЕР скрыть всё равно не удастся, об этом позаботятся соперники.
А вот тенденция к замене единороссов на якобы самовыдвиженцев, по словам Пантелеева, прогрессирует. «Собянин весь из себя единоросс, но участвует в выборах как самовыдвиженец. Предвыборную кампанию строит на хозяйственных делах. Политической или идеологической составляющей в его кампании нет. Многие единороссы, приближенные к власти, идут по этой же линии», – говорит политолог. И поясняет, что набирающая популярность маскировка заключается в специфическом имидже, сложившемся вокруг ЕР. «Партии взяли и приклеили лейбл ПЖиВ, отделаться от него теперь очень трудно. При любом случае воровства, взяточничества или каких-то некрасивых историй, связанных с членами «Единой России», СМИ обязательно это дело подчеркивают. «Единая Россия» связана с бюрократией, а бюрократия ассоциируется с коррупцией. Вот и висит некрасивый имидж пудовыми гирями на ногах партии. Неслучайно молчат в последнее время видные члены партии, и неслучайно активизировался «Общероссийский народный фронт». Идеолог фронта Володин старательно раскручивает его для замены «Единой России», – говорит Пантелеев.
А иные партийцы в последнее время склонны скрыться «в гуще ветвей» |
Иной точки зрения придерживаются представители либерал-демократов и коммунистов. Руководитель регионального отделения ЛДПР Николай Асафьев обращает внимание на скрытность саратовских единороссов. «Перед выборами эта тенденция становится заметнее», – уверяет он. Причины такого поведения, по словам Асафьева, связаны с тем, что партия власти «наследила» и «отметилась» во всех районах области. «Кроме громких обещаний, которые повторяются из года в год, жителям и вспомнить-то нечего. Разве что скандалы, – говорит либерал-демократ. И добавляет: – Единая Россия» сейчас не в тренде, а на выборы кандидатов выставлять надо, вот и стараются лишний раз не упоминать название партии, чтобы перед избирателями не позориться».
«Единая Россия для избирателей как грязная тряпка сейчас», – продолжает тему первый секретарь саратовского горкома КПРФ Александр Анидалов. Он уверен, что кандидаты в депутаты от партии власти стараются не афишировать своей принадлежности к ней не только на выборах в Саратове, но и по всей области. «Исключение составляют лишь некоторые сёла, где авторитет у «Единой России» еще остался, – добавляет коммунист и приводит в пример выдвиженца «Единой России» Александра Сидоренко: – Ни в одном агитационном материале он не указывает, что идет в думу от «Единой России».
Причина скромности партийцев, по словам Анидалова, простая – рейтинг партии стремительно падает. «Люди меняются, партия остается. Партия со своей программой, ценностями и устоями. Именно принадлежность к партии должна играть решающую роль при голосовании, ведь слепить красивого кандидата с безупречной биографией можно всегда, а вот отмыть дискредитировавшую себя партию очень сложно, – говорит коммунист.
В партии власти точку зрения оппонентов не разделяют. Заместитель секретаря регионального политсовета ЕР Владимир Писарюк обращает внимание на то, что оппозиция всегда в чем-то да упрекает кандидатов от «Единой России». «Не стал исключением и этот случай. По данному поводу могу пояснить следующее: никто из выдвинутых от партии кандидатов свою партийную принадлежность не скрывает», – уверяет Писарюк.
Мышиная возня вокруг нескольких фамилий
Региональные и муниципальные выборы постепенно выходят из сферы нашего пристального внимания. Всё меньше внимания уделяют им и политики, эксперты и СМИ. Не спешат заявлять о себе электорату и сами кандидаты. 8 сентября в Саратове пройдут дополнительные и повторные выборы в представительные органы власти. На дворе конец августа, а предвыборные кампании многих кандидатов даже еще не начинались. Смеем утверждать, что большинство жителей областного центра даже не подозревают о том, что вскоре им снова предстоит опять кого-то куда-то выбирать.
«Возможно, люди предполагают, что результаты выборов известны», – объясняет всеобщую политическую вялость Дмитрий Олейник. Он выделяет три причины партийной неактивности: «Во-первых, это предопределенность. Во-вторых, финансовые возможности». Если финансовые возможности ограничены, на длительную и среднесрочную кампанию денег не хватает, то агитация приходится на последнюю неделю перед выборами, объясняет политолог. Третья причина, по словам Олейника, – неинтересность. «Это же довыборы, расклад сил в думах давно ясен. Каким бы ни был результат голосования, он ни на что не повлияет, поэтому некоторые партии вообще только для галочки участвуют», – уверен политолог.
«Выборной кампании в Саратове нет. То, что происходит, можно назвать лишь мышиной вознёй вокруг некоторых фамилий. Если бы кандидаты надеялись на себя и на избирателя, а не на систему, они бы суетились, бегали, выступали, проводили встречи с населением. А так как этого нет, возникает мысль, что результат заранее предопределен», – констатирует Александр Пантелеев.
«Не могу сказать, что эта кампания проходит шумно и весело. Соперников на этих выборах практически не видно. Для многих жителей информация о том, что в сентябре опять какие-то выборы, настоящее открытие», – отмечает Николай Асафьев. И предрекает низкую явку на избирательных участках.
О том, что нынешняя кампания проходит практически незаметно, говорит и Александр Анидалов. Инертность своих коллег по партии он объясняет денежным вопросом. «Несмотря на то что мы не очень активную кампанию ведем, у нас тяжеловато с финансами, мы любыми способами людей на избирательные участки зовем, в отличие от тех же единороссов», – замечает собеседник. Он объясняет, что главная задача партии власти – затушевать выборную кампанию и провести ее с наименьшей оглаской. «Единороссы собирают свой электорат, тех, кто им еще верит, консолидируют административный ресурс. Главная их задача – сделать явку как можно более низкой. Когда на выборы придет 12 процентов избирателей, результаты переписать намного легче, чем при 80-процентной явке. Чтобы людей из процесса по максимуму исключить, выборную кампанию перенесли на лето. Всё проходит тихо, люди ни о чем не знают, у них на уме школа, дача, отпуска», – говорит Анидалов.
Категорически не согласен с оппонентом-коммунистом Владимир Писарюк. Он отмечает, что у всех кандидатов от «Единой России» есть собственные избирательные штабы. Штабы эти работают в соответствии с графиками. «В отличие от оппозиции партия «Единая Россия» всегда делает акцент на личном общении с избирателями и решении их проблем», – акцентирует внимание собеседник.