Чем не Калифорния? Так, кое-чем

Оценить
Новобурасский район богат достопримечательностями, только мало кто о них знает и мало кто до них доберется

Когда говорят «Саратов», что первым приходит на ум? Лично мне разваливающийся символ города – мост через Волгу, огромные пробки в часы пик и вечные проблемы в жилищно-коммунальной сфере. О туризме, который многим регионам дает неплохой доход, и говорить не приходиться. О чем разговор, если лето заканчивается, а причальную стенку для пассажирских теплоходов так и не отремонтировали? А ведь Саратову и области, безусловно, есть что показать приезжим. Да и многие саратовцы не знают о красотах своего края. В этом я убедился, проведя всего один день в Новобурасском районе.

Новые Бурасы. Центр района стоит у истоков реки Малая Медведица, на севере области, километрах в 80 от Саратова. Местный житель пенсионер Анатолий Васильевич Барановский взялся показать мне, что Новобурасский район может в скором будущем стать туристическим центром Саратовской области. Главное – желание претворить задуманное в реальность. Анатолий Васильевич родился 63 года назад в Саратове и работал в городе в строительстве и сфере ЖКХ. Свою жизнь с Новыми Бурасами связал три года назад.

Вот мельница, ещё не развалилась

Наша экскурсия началась в селе Лох, основанном в 1698 году. От Новых Бурас до села 11 километров. Когда-то сторожевая слобода Лох являлась частью системы укрепленных сооружений, которая защищала юго-восточные границы русского государства от разбойничьих набегов. После образования Саратовской губернии село становится центром Лоховской волости. Согласно переписи населения 1911 года, здесь жили 5890 человек. В конце

19-го и начале 20 веков в селе были построены школа, водяная мельница, православный храм, врачебный пункт. Сегодня здесь всего 600 жителей и только мельница да храм напоминают о том, что когда-то Лох видел лучшие времена.

Отправляемся на заброшенную мельницу. Она была построена в 1854 году, сейчас к зданию даже не проведено освещение. Кстати, по поводу этого существует в селе легенда. Якобы много раз освещение пытались провести (подтверждение этого – столбы и протянутые к мельнице провода), но новшество не пришлось по душе хранителю места – таинственному Мельнику, который по ночам прогуливается вокруг, и свет с завидной регулярностью гас. По другой версии, освещение мешает русалкам, выходящим на берег речки на ночные прогулки.

Водяная деревянная мельница признана архитектурным памятником федерального значения. Эту информацию я прочитал на стенде недалеко от входа. Если бы не стенд, ни за что не предположил бы, что о водяной мельнице в селе Лох помнят на федеральном уровне.

Кем бы ни был Кудеяр…

Кудеярова пещера
Кудеярова пещера

Следующим пунктом нашего путешествия стала пещера Кудеяра. Путь от заброшенной мельницы до пещеры вряд ли какому туристу покажется легким. Первым испытанием стала огромная лужа посреди дороги, которая не высыхает летом и не замерзает зимой. Оставшееся расстояние приходится преодолевать по извилистым тропинкам по горе. К самому входу ведет крутой подъем. В этой пещере, по народному поверью, хранятся громадные сокровища, которые стережет сам Кудеяр, человек необыкновенного роста и силы. До сих пор идут споры о том, кем же был он на самом деле. По одной версии разбойником, по другой – опальным барином, скрывавшимся от гнева Ивана Грозного. Если верить третьей версии, Кудеяр был братом самого Ивана Грозного. В любом случае ему, наверное, было что прятать в пещере.

Из пещеры веет холодом, несколько шагов внутрь – и начинаешь мерзнуть. Забираться далеко вглубь я не осмелился, да и Анатолий Васильевич не советовал делать это без специального снаряжения. В пещере множество извилистых тоннелей и развилок, заблудиться можно без труда.

Возвращались мы через Симов родник. Он назван в честь соратника Кудеяра. Однажды Кудеяр поспорил со своим другом Симом о силе и ловкости их коней. Чтобы разрешить спор, нужно было верхом на коне с одной горы на другую перепрыгнуть через Майров дол, где протекает река Соколка. Конь Кудеяра своего хозяина не подвел и перескочил дол, а конь Сима оборвался и упал. В том месте, где сорвались всадник с конем, ударил родник. Вода в нем красноватого цвета. Это объясняют не легендой, а повышенным содержанием окислов железа.

Памятник природы «Кудеярова пещера», куда входят кроме самой пещеры родник и довольно крупные лесные массивы, признан особо охраняемой территорией регионального значения.

Алтарь в разрушенном храме

Храм
Храм

Напившись из родника, мы возвращаемся в село Лох. Анатолий Васильевич показывает мне еще одну сельскую достопримечательность – разрушенный православный храм. Каменная однопрестольная церковь во имя архистратига Михаила расположилась на холме недалеко от центра села. Она была освящена в 1872 году. До революции число прихожан достигало пяти тысяч. В храме служили два священника, два псаломщика и дьякон.

Во времена советской власти здание церкви использовалось в качестве колхозного склада зерна. В середине 50-х годов прошлого века церковь лишилась куполов. Хотели снести и колокольню, но трактор смог сорвать только верхнюю часть звонницы. Сейчас церковь находится в аварийном состоянии. По заключению экспертной комиссии разрушения здания имеют необратимый характер. Мы заходим внутрь. Когда-то здесь был трехъярусный иконостас с позолотой, а в притворе храма стояла огромная икона, изображающая «страшный суд». От всего былого великолепия осталась только частично сохранившаяся роспись на стенах, под сводом и на самом своде.

В одном из уголков церкви, который меньше пострадал от времени, устроен самодельный алтарь. Несколько икон, книги и брошюры о церквях и вере, подметенный пол говорят о том, что сельчанам церковь нужна.

Из храма Анатолий Васильевич ведет меня к местному оплоту культуры и досуга – сельскому клубу. По дороге я узнаю, что в клубе проводятся дискотеки, различные праздники, функционирует хоровой кружок. Но подойдя ближе, видим, что стену клуба по кирпичам разбирают несколько людей. Увидев, что я фотографирую, они кричат мне, чтобы я приехал недели через три. Обещают возвести на этом месте необыкновенное архитектурное творение.

Гремячка – это звучит!

Клуб
Клуб

Из Лоха едем в село Гремячку в 19 километрах от Новых Бурас. Свою историю оно ведет с 1698 года. В начале 20 века здесь было около трёх тысяч жителей, сейчас – от силы человек 300. Среди них есть настоящие патриоты села, люди, которые гордятся тем, что родились и выросли в Гремячке, которые ни за что не променяют свой край на другой, даже если им предложат переехать, скажем, в Голливуд. О Голливуде я вспомнил, увидев установленные на холме над селом буквы, складывающиеся в имя «Гремячка». Чем не знаменитая надпись в Калифорнии, на склоне над Лос-Анджелесом, созданная еще в 1923 году? Гремяченская надпись по праву может называться современным местным арт-объектом.

Еще одна достопримечательность села – исток реки Чардым, небывалое по красоте место, где можно было бы организовать рекреационную зону. Да вот только жителям еще одного села неподалеку, Красной Речки, стремление сделать из их местности туристический центр может показаться пиром во время чумы. В селе нет водопровода. Воду жители берут либо из колодцев, либо из речки. Больная тема – дороги, которая особо актуальной становится зимой и весной. Дорожные службы должным образом не работают, и село с завидной регулярностью оказывается отрезанным от внешнего мира. И это притом что в Красной речке нет школы и детей возят учиться в соседнюю Гремячку.

С водоснабжением и в Гремячке проблемы. Там есть водопровод, но он находится в плачевном состоянии, воды постоянно не хватает. Из-за износа сети Водоканал не берет местный водопровод на баланс. В продолжение водной темы стоит упомянуть о мосте в селе Лох. Он в аварийном состоянии – того и гляди рухнет.

Общей проблемой для сёл стал вопрос Интернета. В Гремячке есть вышка с антенной, только вот необходимую скорость передачи данных она обеспечить не может. Очень часто Интернет попросту не работает.

Тему проблем новобурасских сёл можно продолжать и продолжать. Нет рабочих мест, нет автозаправки, закрыли филиалы Сбербанка и так далее. А ведь Новобурасский район так богат местами, которые были бы очень интересны туристам. И если бы развивался туризм, он повлек бы за собой и развитие инфраструктуры.

Посещением истока реки Чардым и закончилась наша экскурсия. Анатолий Васильевич посетовал, что показал мне еще далеко не все замечательные места района, о которых незаслуженно забыли. «Что имеем, то не бережем», – с таким отношением придётся столкнуться Анатолию Васильевичу на пути превращения Новобурасского район в туристический центр.