Канатоходцы над Волгой

Оценить
На большие московские интересы у саратовцев нашлись свои

Мы отвыкли мечтать. Хотя мечты вполне реальны, если под них подложить политическую волю и большие деньги. Если провести всё быстро и слаженно, то в Саратовской области через полтора года может по­явиться альтернативный вид транспорта – канатная дорога.

Смотрите, кто пришел и что предложил

Непростой инвестор рвется в Саратовскую область. В минувший четверг в парламентском центре Саратовской областной думы состоялась презентация компании «Сетьстрой». На экране мелькали роскошные интерьеры зданий и сооружений управления делами президента РФ, дома отдыха «Рублёво», российского министерства по налогам и сборам, культурно-оздоровительного центра министерства путей сообщения РФ, пассажирский терминал аэропорта Внуково и его посадочная галерея. Во всех этих проектах Сетьстрой выступал генподрядчиком. И вот теперь генеральный директор этого генерального подрядчика интересуется Саратовом и Энгельсом.

Зальчик парламентского центра заполнили депутаты энгельсской и саратовской дум, а также Саратовской областной думы, представляющие эти города. Мероприятие почтил своим присутствием даже глава администрации Саратова Алексей Прокопенко. Не исключено, что ему пришлось срочно менять график встреч, и его на заседании особо не ждали. По крайней мере заместителя Прокопенко по вопросам градостроительства и архитектуры Александра Буренина в списке гостей не было, и он на заседание сам напросился.

Канатоходцы над ВолгойПереполох был вызван, конечно, не масштабами генподрядчика (думаю, что о них до презентации никто и не подозревал), а его чисто местным предложением построить канатную дорогу через Волгу.

Было заявлено, что эта канатная дорога поможет разгрузить автомобильный мост и сократит время движения между городами как минимум вдвое. Бюджетных денег на проект не потребуется. «Наша компания, когда приходит в регион, понимает, что уже приняты бюджеты», – сказал Александр Смирнов. И пообещал начиная от проектно-изыскательских работ вкладывать свои средства.

Саратовцам и энгельсцам новый вид передвижения через Волгу будет стоить всего 40 рублей в одну сторону. А к конечным станциям на берегах будут подаваться по 20 автобусов. Их Сетьстрой тоже купит за собственные деньги. Они позволят местным жителям перемещаться по городу.

Кто-то из приглашенных на встречу поинтересовался, как эти 40 автобусов впишутся в старые маршруты. Дескать, не получится ли так, что городские улицы еще сильнее будут из-за новых машин забиты транспортом? Но Александр Смирнов заверил депутатов, что Сетьстрой готов передавать новые машины в управление сложившимся бизнес-структурам. «Мы, как инвестиционная компания, никогда не вмешиваемся в управление бизнесом на территориях, – сказал он. – Для нас интересна доставка к нужной точке. Поэтому мы приобретаем транспорт и передаем его существующему оператору».

Куча-мала из фантастических и шкурных предложений

Фантастические планы начали обретать реалистичные черты, когда заговорили об экономике. Оказалось, что «кроме непосредственного перемещения людей» компания намерена «развивать комплекс зданий и сооружений» и построить на одном берегу центр торговый, а на другом – молодежно-игровой, со спортивными и развлекательными сооружениями. Именно через них предполагается «отбить» вложенные в канатную дорогу средства. Без этих объектов окупать дорогу придется десятилетие, а может быть, и не одно. Даже при самом хорошем раскладе, когда будет налажен регулярный пассажиропоток, по 60 тысяч человек ежедневно, и когда в ночное время будет производиться перемещение грузов с одного берега на другой.

– Это проект. Это предварительный взгляд. Нужны возможности земельные. Мы понимаем, что в крупных городах с этим проблема. – Генеральный директор Сетьстроя рассказал депутатам и чиновникам о том, как она решается в Москве, и признался, что в особые тонкости саратовского и энгельсского права пока не вдавался. Потому что в принципе компания готова ко всему.

– Вы с отселением планируете получить земельные участки или чистые? – недоверчиво уточнили наши люди у москвича.

– По нашему опыту происходит следующим образом: определяется статус земли, потом идет процедура передачи в аренду на 49 лет с последующим выкупом, но взамен мы или перечисляем деньги городской власти или выполняем какое-то другое обременение. Инвестор должен перечислить муниципалитетам какие-то деньги на развитие дорожной инфраструктуры (он ведь приходит в город зарабатывать деньги), энергетики. Всё это есть обычно в законодательстве.

– А вы готовы расселить площадки? – прямым текстом задали важный для них вопрос саратовцы.

– Если не будет другого выхода, то да, – спокойно ответил Смирнов.

– Какие земельные территории нужны вам на двух берегах?

– Если вы нам дадите возможность разместиться в центральной части городов, мы вам будем безмерно благодарны. Если такой технической возможности не будет, то, значит, будем искать компромиссные решения с ответвлениями дороги от центральной части. И тогда за 40 рублей можно будет про­ехать не только над Волгой.

Перспектива передвижения по воздуху понравилась некоторым из собравшихся в парламентском центре. Депутат Саратовской областной думы Алексей Сергеев спросил, есть ли в планах в принципе желание не только Волгу пересечь канатной дорогой, а развивать другие маршруты.

– Да, конечно, – ответил московский гость гендиректор. Через Волгу – это первый этап. Везде сейчас думают об альтернативном движении. Но мы должны понимать, что люди должны привыкнуть к этому новому виду транспорта.

– Мы не в первый раз слышим подобные предложения. В Саратове когда-то говорили о канатной дороге из центра города в парк Победы. О дороге из Саратова в Энгельс тоже говорили. Идея интересная, и я в ней вижу много плюсов. Первый: мы немного разгрузим мост. Второй: можем развивать туристическое направление. Мы же берем в оборот остров, где любят отдыхать жители летом, а можно будет и в зимнее время его развивать – и катки построить, и лыжные трассы.

Сергеев
Сергеев

– Я бы проголосовал обеими руками, если построить гипермаркет на острове, – прозвучало еще одно предложение. – Из двух городов люди переезжали бы за покупками. Инфраструктура острова бы росла.

Мечтателя попытались осадить уточнением о том, что канатную дорогу планируется вести через остров, где расположен пляж, а не через Зеленый. Какой, дескать, на пляже супермаркет? Но он не унимался.

– Да мы просто обсуждаем! Я вот знаю, что в Энгельсе на развязке нельзя построить то, что вы запланировали. Если только на воздушной подушке здание центра строить, но я этих технологий не знаю. А на острове есть земля. И экология, и звездное небо.

– Я вам благодарен за предложение, – улыбнулся ободряюще Смирнов. И получил еще одно – построить мостовой переход между двумя островами. И тогда можно развивать все два острова.

– Станцию поставите и уйдете от неблагодарных вещей с отселением. Это же перспективная территория.

Смирнов что-то говорил об энергоснабжении и о том, что «техническую возможность надо смотреть» (очень плохо были слышны все выступления), а ему уже рисовали паркинги на платформах и другие заманчивые вещицы.

Депутат Алексей Сергеев зачем-то попытался пролоббировать интересы торгового комплекса «Лазурный» в Энгельсе. Сказал: «Ставьте свою дорогу к «Лазурному» в Энгельсе». И, не забывая о том, что в Саратове надо комплекс в любом случае построить, уточнил, будет ли Сетьстрой «привлекать местных строителей под себя».

Большеданов и Смирнов
Большеданов и Смирнов

Смирнов ответил, что конкурс на исполнение проекта они еще не выиграли, хотя надеются это сделать. И если всё получится, то у них есть постоянный немецкий партнер – группа компаний Gross (занимается производством товарного бетона). И что у Сетьстроя в принципе отработана схема заполнения торговых площадей и передачи их бизнесу.

Алексей Прокопенко может развернуть дорогу

Глава саратовской администрации Алексей Прокопенко на заседании спросил только о том, просчитана ли безопасность движения с учетом ветров, разброса температур от 40 до 40 градусов, ширины Волги, которая больше, чем в Нижнем Новгороде, где кабинками над водой уже приучают горожан к альтернативному способу перемещения. «Если вы экономику и безопасность посчитали, это интересно, конечно», – загорелся идеей Прокопенко. На первом этапе ему объяснения понятны. Он попросил потенциальных инвесторов «подробно изложить на бумаге, что нужно от городов», «а мы дадим ответы, и вы посмотрите, насколько они интересны вашим ожиданиям». По­обещал «любую помощь в самые короткие сроки». Но спрятать за этими аккуратными репликами мальчишеский интерес к теме Алексей Львович не смог. После заседания, знакомясь уже за руку, с Александром Смирновым он размечтался, что было бы хорошо соединить канатной дорогой Ленинский район с железнодорожным вокзалом.

А теперь вернемся к сути предложения Сетьстроя. Канатная дорога для компании – вспомогательный инструмент зарабатывания денег. И если саратовские городские власти быстренько подсуетятся и распишут во всей красе богатому инвестору (собственный капитал 12 млрд рублей, по словам Смирнова) гарантированные пассажирские потоки, посадив на интересных концах торговые центры, то, может, он и скорректирует первоначальное предложение. И тогда дорога будет чисто саратовской – внутригородской.

Первоначальное инвестиционное предложение совершенно точно писалось, как говорится, «на коленке». Просто у людей есть деньги, есть силы, есть опыт. Требуется только встречное движение властей. Хорошо бы саратовские городские власти в своих планах не забыли, что горожанам очень не хватает торговых комплексов типа ИКЕЯ и «Леруа Мерлен».

Заместитель председателя правительства Саратовской области Павел Большеданов, курирующий по должности экономический блок, открестился от руководящей и направляющей роли правительства. Сказал, что со Смирновым познакомился только что и что это был такой новый подход – «не в правительственном кабинете обсуждать предложение, а здесь». Опытом обсуждения Большеданов доволен: «Вопросы прозвучали в позитивном русле – от души, от сердца. Большая работа впереди, если она состоится. Впереди 1,5 года, если всё начнется. Цель была сегодня – познакомиться, показать, что все наши двери открыты. Но основные ваши партнеры – муниципалитеты».

Немножко цифр на закуску

По словам Александра Смирнова, 80 процентов в себестоимости канатной дороги приходится на конструкции немецкого производителя.

После принципиальной договоренности с городскими властями компании потребуется четыре месяца на проектно-изыскательские работы, восемь месяцев непосредственно на стройку, два месяца на пусконаладочные работы.

Вся дорога будет стоить инвестору 2,5 млрд рублей.