Призрак имиджа

Оценить
Сейчас стало модным сувенирные магнитики собирать. Сам грешен: у меня ими холодильник почти весь залеплен. С гео­графией от Лиссабона до Мичуринска. Еще года два назад саратовских магнитиков почти не было.

Сейчас стало модным сувенирные магнитики собирать. Сам грешен: у меня ими холодильник почти весь залеплен. С географией от Лиссабона до Мичуринска. Еще года два назад саратовских магнитиков почти не было. Ну, может, парочка – с Утоли мои печали и консерваторией. Но вчера прошелся по проспекту – десятки! Правда, почти сплошь серьезные: храмы, мост, консерватория. И ладно, может, самоирония нам чужда. Но вот засада: магнитики – для туристов, туристы – на теплоходах, а теплоходы – на рейде. Сами знаете, причальная стенка в нашем славном городе разрушена.

Эта анекдотическая история может служить иллюстрацией к попыткам нашей власти создать Саратовской области некий имидж. И дело тут не только в том, что теплоходы стоят на рейде, а в том, что предпринимается очередная попытка поставить телегу впереди лошади и посмотреть, что из этого получится.

Неделю назад вице-губернатор Фадеев представлял министра печати Линдигин. Сама Линдигрин, верно, из девичьей скромности говорила мало, Фадеев говорил больше. И всё о нем, родном, об имидже региона. По мнению Фадеева, имидж этот необходимо создать. Почему-то журналистам. Я, правда, не понял, что конкретно имел виду заместитель губернатора – туристическую привлекательность или инвестиционную. По-моему, он говорил и о том, и об этом. И об инвесторах было сказано, и широко известный пример города Мышкина с его музеем мышей был тоже вспомянут.

С вице-губернатором принялся спорить Дмитрий Чернышевский: мол, это власти должны создавать имидж региона. (Почему-то часто всеми употреблялся глагол «поднять» – «поднять имидж». Типа он есть, но лежит. Прикорнул.) Так вот, Чернышевский был против того, чтобы груз создания/поднимания имиджа возложить на хрупкие плечи журналистов. По его мнению, это власть должна создать имидж Саратова и области. Да такой привлекательный, что журналисты совершенно бескорыстно примутся его тиражировать. По-моему, спор, кто должен заниматься строительством имиджа, не имеет большого значения. Главное в том, что Фадеев и Чернышевский считают, что имидж можно создать за короткое время. Наверное, путем мозгового штурма.

С вышеназванными господами согласился Путин. 1 августа он поручил правительству обеспечить туристический имидж России. Соответствующий доклад необходимо принять до 1 февраля 2014 года, сообщает официальный сайт главы государства. «Принять меры по обеспечению защиты интересов Российской Федерации в целях улучшения в странах, формирующих основные туристические потоки, имиджа России». Сильно сомневаюсь, что правительство Медведева способно принять действенные меры в каком-либо направлении, и уверен, что в этой сфере министров ждет очередное фиаско. Похоже, что и Путин, и Фадеев (какое замечательное сближение!) уверены, что имидж можно создать, применяя политические и пиар-технологии. Тем более что и в «Википедии» так написано.

Слово «имидж» заимствовано из английского языка, image переводится как «образ», «изображение», «отражение». Вот, скажем, Англия – страна туманов, а Испания – страна солнца, апельсинов и корриды. Но туманы на Британских островах стоят от сотворения мира, с того же времени на Иберийском полуострове солнечно и в изобилии растут апельсины. И с быками испанцы сражаются сотни лет. То есть я хочу подвести к простой мысли: сначала должно быть что-то, а потом на этой основе можно строить имидж.

Теперь давайте с этой точки зрения посмотрим на родной наш край. В давние годы Саратов дважды открывал ворота перед бунтовщиками – Разиными и Пугачевым. В советские времена это считалось доблестью. Когда-то город купцов и дешевой рыбы. Что еще? Великие битвы гражданской и Отечественной войн нас, к счастью, миновали. Да, есть Гагарин, но, по моему мнению, мы из первого космонавта выжали всё что могли. Разговоры о строительстве некоего мега-музея космонавтики так и остались разговорами.

Я пишу это без всякого злорадства, Саратов люблю и прожил здесь большую часть своей жизни. Но честно не знаю, что можно вдруг придумать, чтобы выделить наш город из десятков других провинциальных городов России. С натугой родили слоган «Сделаем Саратовскую область территорией развития». М-да, сделаем область территорией. Вообще-то так не говорят по-русски. Но и правильно написанные лозунги вряд ли смогут привлечь туристов или инвесторов. Гигантские стройки, о которых время от времени вещают власти, оказались или скоро окажутся мыльными пузырями. Лас-Вегас вкупе с Диснейлендом на Зеленом острове, аэродром, строящийся без проекта, канатная дорога через Волгу. Такими затеями имидж не поднимешь – не вырастишь.

Могу, конечно, подкинуть одну идею – понятное дело, оппозиционную. Не организовать ли в Саратове политический экстрим-туризм? Привозить людей и показывать, как у нас считают голоса, как бюллетени подменяют, терроризируют наблюдателей. Уверен, найдутся любители очень острых ощущений, которые захотят посмотреть, как набирают «кавказские» проценты. Только выборы-то раз в году. Всё остальное время свободно для ваших идей. Только где они?