Вниз по лестнице, ведущей по кругу

Оценить
Половина политического года в Саратовской области была насыщена массой событий – по большей части эфемерных

Полгода – это вам не шутки. Особенно если это половина политического года. А в политике, как известно, день за два, а то и за месяц. Тем более если бунт в губернии или еще какие неприятности. Тут и за час поседеть можно. Или голову потерять. Или кресло. И неизвестно, что хуже, а что лучше. Короче, я постараюсь подвести итоги политического полугодия. Весенней сессии, как говорится у студентов и депутатов. Но опираться в своем анализе буду на слухи, коих у нас всегда в избытке.

От Алгая до Балтая

Была у нас в газете такая рубрика, потом рамки публикаций расширились, но красивое название осталось. Так вот, в Саратовщине от Алгая до Балтая крайне неспокойно.

Нет, как раз именно в Алгае и Балтае всё более и менее прилично. Потому как алгайские казахи не пустили к себе одних южных людей, а в Балтае других южан приструнили. А вот в иных районах области не всё спокойно. Например, в Петровске, Марксе, Красноармейске, Красном Куте. И дело даже не в межнациональной розни, которую привязывают к пугаческим волнениям, а в тотальной неспособности местных и региональных властей держать вверенные им территории в порядке.

И про Пугачев как раз упоминать не стоит. Об этом писали много и подробно. И вывод из проделанного анализа неутешительный: проблемы в Пугачеве – это несостоятельность власти. Но в Пугачеве рвануло. А в других регионах пока нет. И ключевое слово тут «пока».

Саратовский район бурлил начиная с февраля-марта, когда в почетную отставку отправили Анатолия Зотова и поставили руководить Василия Синичкина. Нет, де-юре все ритуальные танцы были исполнены, господин Зотов сам сложил свои полномочия, а Синичкина назначили исполнять обязанности главы администрации района. Но депутаты районного совета обиделись, и Синичкина избирать не стали. Потому Василий Павлович остался у руля районной исполнительной власти в статусе и. о. Ну, до тех пор, пока не изберутся новые, лояльные ему депутаты, которые и узаконят по всем правилам главу администрации. То есть до 8 сентября.

Но уже с марта Василий Павлович начал махать шашкой. Сначала так резво, что депутаты райсовета написали письмо губернатору, где жаловались на беспредел нового районного начальства. Видимо, Василия Павловича пожурили, потому как шум из Саратовского района доноситься перестал. За исключением разве что перекрытия федеральных трасс в Сторожёвке. Но это большого резонанса и оргвыводов для руководства района не повлекло. Зато в июле рвануло. Дальше продолжать пока рано. Об аресте Синичкина и его заместительницы и обвинении их в получении взятки известно всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется политикой.

Балашовский район в этом году выходить из Саратовской области не будет, хотя группа граждан с такой инициативой выступила. Их предложение о проведении референдума по вопросу присоединения к Воронежской области пришлось рассматривать на заседании районного собрания депутатов. «Сепаратистам» отказали. Но это не значит, что ситуация там стабилизировалась. В районе, и без того экономически не сильно благополучном, наблюдается конфликт балашовских элит. Инициатором конфликта и вообще звездой балашовского шоу, бесспорно, является глава района Елена Щербакова. Она чудесным образом умудрилась добиться такой «любви и популярности», что районные депутаты с завидным постоянством пытаются низложить госпожу Щербакову с престола. Балашовские склоки периодически выплескиваются на региональный уровень. Ходили слухи, что Щербакову хотели забрать в правительство области. Просто для того, чтобы снизить накал в районе. И вроде бы даже под неё освободили место министра информации и печати. Но Елена Юрьевна в последний момент от поста отказалась. И продолжила солировать в балашовском шоу. На очередное представление туда совсем недавно выезжал даже вице-губернатор Денис Фадеев. Пока никаких далеко идущих выводов не сделано. Но, собственно, и народ в Балашове безмолвствует. Шумят пока депутаты и общественники.

Еще одна горячая точка на карте Саратовской области – это Энгельс и Энгельсский район. Мало того что там уже третий год пребывает в СИЗО уважаемый и популярный в народе Михаил Лысенко, который сделал Энгельс образцовым населенным пунктом. Мало того что суд над Лысенко идет по очень странному сценарию, так в Энгельсе еще и «зажигает» новый глава администрации Энгельса Дмитрий Лобанов.

Ходят слухи, что господин Лобанов какой-то дальний родственник нашего губернатора, который питает к Дмитрию Юрьевичу отеческие чувства и потому прощает ему всякие мелкие шалости. А Лобанов этим пользуется направо и налево, нарушая этические и юридические нормы.

Как у любого политика, у губернатора Радаева есть масса заклятых друзей, которые старательно фиксируют ляпы и промахи Лобанова, кои даже стали появляться в видеоформате. Так что отеческая привязанность Валерия Васильевича может выйти ему боком. Впрочем, слухи об отставке Лобанова не заставили себя ждать. То его сватают в правительство на место вице-губернатора, то он, Дмитрий Юрьевич, ждет освобождения губернаторского кресла. Но это после того, как губернатор Радаев пойдет на повышение.

Федеральный политик

То, что Валерий Васильевич Радаев перерос свою должность, очевидно. Потому как слухи о том, что он скоро перейдет работать в федеральные структуры, начали появляться буквально на следующий день после вступления Радаева в должность.

Слухи не прекращались и в этом году. Сначала Валерия Василевича провожали в федеральную структуру сельскохозяйственной направленности. Затем, ближе к весне, начали говорить о том, что господин Радаев пойдет на повышение по партийной линии, потому как планируется создание новой партии.

Сегодня этих разговоров не слышно. Возможно, это связано с полной неразберихой в регионе и перманентным наращиванием долга области или, что маловероятно, с ослаблением позиций нашего великого земляка Вячеслава Володина, который, собственно, и расставляет интересные ему фигуры по нужным клеточкам.

Впрочем, появились ближе к лету слухи и о Вячеславе Викторовиче. Нет, о небожителе с саратовскими корнями никто никогда не забывает. Потому как любое решение – кадровое, экономическое, политическое, тактическое, стратегическое и так далее – это все он. Но о том, что на федеральном олимпе, где давно и прочно обосновался Вячеслав Володин, заштормило, начали говорить совсем недавно. Тем не менее, мало кто верит или всерьез воспринимает разговоры о скором закате нашего главного саратовского солнца. Даже несмотря на то что эксперимент по ручному управлению Саратовской областью получился не очень удачным.

Еще один федеральный политик от Саратовской области, Николай Панков, тоже представляет серьезный интерес для политической тусовки. Потому и о нем слухи ходят постоянно. То Николая Васильевича отправляют губернаторствовать в Пензу, то поднимать «Единую Россию» с последующим губернаторством в Смоленске. То вовсе списывают с политического поля и отправляют в политическое небытие. Но делать это, во-первых, преждевременно, во-вторых, опрометчиво. Потому как, пока сияет на политическом небосводе Вячеслав Викторович, для Николая Васильевича всегда найдется обогретое его лучами теплое место.

Оптимизация структуры

В изначальной конфигурации правительство Радаева продержалось немногим более года. Нет, о том, что оно формировалось долго, мы говорить не будем. Потому как некоторые уверены, что кабинет министров подбирался тщательно и скрупулезно. Другие уверены, что министров рекрутировали с трудом, потому как очередь из желающих работать в новом правительстве не выстраивалась. Но, собственно, речь не об этом.

А о том, что буквально накануне Нового года областное правительство покинул заместитель председателя по социальной сфере Андрей Россошанский. Слухи об уходе Андрея Владимировича ходили давно – уж больно не приспособлен он для ежедневной рутинной работы. Но факт свершился лишь под Новый год, когда Россошанский ушел в отпуск с последующим увольнением.

И в правительстве начались поиски социального зампреда. Должность, что и говорить, не самая сладкая. Сначала называли имя Александра Михайлова – главного врача нового перинатального центра, который когда-то засветился во власти, правда, на муниципальном уровне. Потом, по слухам, Михайлов не прошел собеседования в Москве, и всё началось по новой. Назывались фамилии Ларисы Колязиной, Игоря Плеве, Сергея Утца. Но остановились на кандидатуре Михаила Горемыко, который когда-то служил министром образования в правительстве Ипатова.

На сегодняшний момент слухов о Михаиле Александровиче нет. Это говорит о том, что он либо никому не интересен, либо вполне исправно исполняет свои обязанности. Впрочем, возможны оба варианта одновременно.

Почти столь же часто, как и Россошанского, в отставку оправляли и министра информации и печати Романа Чуйченко. Наверное, это участь всех министров информации. Роман Юрьевич продержался до 3 июня, проработав в правительстве Радаева больше года. Поиски преемника продолжались месяц с хвостиком. Назывались кандидатуры Елены Щербаковой, Романа Алембаева, Светланы Бакал. Но в итоге министром информации и печати Саратовской области стала Наталья Линдигрин – дважды депутат областной думы и верная соратница Володина-Панкова.

А практически одновременно с уходом-увольнением Чуйченко, 10 июня, случилась первая реорганизация областного правительства, которую можно было бы назвать и оптимизацией. Потому как были ликвидированы три министерства – инвестиций, охотничьего хозяйства и леса. Оно и правильно, ни инвестиций, ни леса в Саратовской области практически нет, а целые министерства имелись в наличии. Охота, правда, пока есть.

Между двумя этими эпохальными событиями, 5 июня, в отставку ушел еще один министр. На этот раз по делам территориальных образований, Сергей Нестеров. Надо сказать, Сергею Анатольевичу повезло: пост он покинул до больших внутрирайонных волнений. Но слухи о профнепригодности господина Нестерова начали появляться еще в начале весны. На самом деле просто никто не мог понять, чем это юное дарование занимается в рамках своих полномочий. Оказалось, что ничем. Впрочем, молодым везде у нас дорога. И Сергей Нестеров, более чем вероятно, скоро пополнит ряды депутатов Саратовской областной думы.

Конфликты и прочие виртуальные игрища

Как то-так получилось, что в обзоре совсем не задет вице-губернатор Денис Фадеев, который обласкан вниманием слухов почти так же, как и губернатор Радаев. Дело в том, что Денис Владиславович находится в перманентном конфликте со своим непосредственным начальником. Потому как Фадеева в правительство рекомендовал депутат Госдумы Панков, который на момент формирования кабинета министров был куда как влиятельнее губернатора. Нынче ситуация изменилась. Но не настолько, чтобы Радаев мог уволить Фадеева самостоятельно, без благословения сверху.

Впрочем, Валерий Васильевич не сильно ладит и с Николаем Васильевичем. Давно не ладит. Люди врут, что в какой-то момент губернатор даже запретил Панкову заходить в здание на Московской, 72. Но это произошло на фоне ослабления позиций Панкова и подъема имиджа Радаева. То есть до событий в Пугачеве.