В списке неблагонадёжных
Напомним, акционированный в свое время Петровский элеватор вдруг, ни с того ни с сего и в достаточно успешный для сельского хозяйства год, начал банкротиться. Причем банкротиться по инициативе директора и с «откуда ни возьмись» долгами неких «третьих лиц», которые получили полный контроль над предприятием, но о которых директор стыдливо помалкивал, пока дело не дошло до судов.
Но в этой истории есть одна неувязочка: причиной банкротства была указана задолженность предприятия перед администрацией Петровского муниципального района Саратовской области на сумму 6 962 943,91 руб., однако в ходе судебных разбирательств выяснилось, что элеватор на момент обращения директора в суд был должен в три раза большую сумму некоему ООО «Торговый дом «Юго-восточная зерновая компания».
Почему-то директор ОАО «Петровский элеватор» Марат Атяков, а впоследствии и назначенный временный управляющий признали указанные долги элеватора, хотя законность и обоснованность их возникновения весьма сомнительны и в настоящий момент оспариваются в ряде арбитражных дел. В частности, в одном из таких судебных заседаний [далее цитата из решения суда] «представитель должника (элеватора. – Прим. авт.) указанные требования признал, относительно их удовлетворения не возражал. Временный управляющий также не возражал относительно удовлетворения требований ООО «Торговый дом «Юго-восточная зерновая компания» о включении в реестр требований кредиторов должника – ОАО «Петровский элеватор» требований в сумме 23 195 854 рубля». Интересная получается картина: кредиторы и акционеры возражают, а директор вместе с внешним управляющим поддерживают. И с какой такой стати элеватор взял и купил хранящееся у него же зерно (информация есть в материалах судебных дел)? В чем экономический смысл? Лежало зерно у элеватора на хранении, и элеватор на этом зарабатывал, а тут ни с того ни с сего взял и купил его, создав долги. И куда делось это зерно? А было ли оно вообще?
Общеизвестно, что одним из традиционных способов рейдерства, т. е. несправедливого захвата собственности, является преднамеренное банкротство предприятия. Что сегодня мы и наблюдаем на примере ОАО «Петровский элеватор». Цепочка также известна и проста: обременение искусственными долгами – банкротство – смена собственника.
Нам удалось связаться с представителем акционера. С его слов, руководство элеватора игнорирует законные запросы акционера – начиная с требования провести собрание и заканчивая предоставлением информации.
От другого источника, знакомого с ситуацией вокруг элеватора, нам удалось узнать, что на месте ОАО «Петровский элеватор» уже функционирует некое ООО «Петровский элеватор». Со слов источника, этому «вновь испеченному» ООО (по данным ЕГРЮЛ, было создано менее 5 месяцев назад с уставным капиталом 10 тыс. рублей) «вдруг» передали всё имущество банкротящегося предприятия.
Теперь внимание: директором ООО «Петровский элеватор» является Владимир Юрьевич Алферов (он же одновременно преподаватель СГСЭУ), а директором ООО «Торговый дом «Юго-восточная зерновая компания» – Юрий Владимирович Алферов. Отец и сын. Не исключено, что таким образом собирают деньги на предвыборную кампанию Алферова-младшего: он хотел стать депутатом гордумы по округу № 16 в Ленинском районе.
Не эти ли обстоятельства подтолкнули экспертов Объединённой зерновой компании внести Петровский элеватор в чёрный список (всего в списке указаны 145 организаций) неблагонадёжных предприятий страны, обозначенных как «имеющие высокие риски утраты или порчи зерна федерального интервенционного фонда по причинам неудовлетворительного сантехнического или финансово-хозяйственного состояния (банкротство, ликвидация)»?