«Надёжная, как весь гражданский флот»

Оценить
Бортпроводники обеспечивают безопасность пассажиров в полете

Желающие работать бортпроводниками проходят жесткий отбор. «Лицо авиакомпании» должно соответствовать многим критериям. В России нет учебных заведений, выпускающих бортпроводников. Тем не менее, людям этой профессии нужна особая подготовка.

«Хорошего рейса и без задержек!» – желают друг другу бортпроводники перед полетом. Не хочется засиживаться в аэропортах, особенно зимой, в туманную погоду, когда пассажиры становятся нервные, злые. А если кто-то по телефону сообщает им, что где-нибудь в центре города тумана нет, мгновенно среди пассажиров распространяется негативная цепная реакция. Бортпроводники стараются успокоить ее зачинщика, переключить его внимание, первым делом накормив пассажиров.

Бортпроводникам не меньше, чем пассажирам, хочется скорее оказаться рядом с близкими людьми, которые видят своих «перелетных» родных лишь в период отпусков. Вся жизнь – в небе и в чужих аэропортах! Сюда приходят неслабые духом люди. Физические нагрузки, перепады давления, температуры, разные часовые пояса требуют от бортпроводников почти стопроцентного здоровья. Бортпроводник-инструктор Алексей Воронин работает в саратовском аэропорту уже более двадцати лет и на протяжении длительного времени оставался единственным мужчиной в коллективе прекрасных стюардесс, которым бывает несладко, например, на рейсах «Саратов – Сургут – Саратов».

– Представьте, холод, минус 30, вьюга, а мы отвечаем за багаж, почту, должны принять, посчитать, расписаться и привезти груз в целости и сохранности в Саратов, – рассказывает Алексей Владимирович. – Девчонки зимой простужаются. А недавно летели из Еревана. Больше часа была сильная турбулентность. Одной пассажирке стало совсем плохо, мы ее откачивали. Забеспокоились и две беременные женщины. Мы постоянно ходили по салону, чтобы люди видели, что всё в порядке. На борту поднялось волнение, полезли любопытные. Мне пришлось повысить голос, стало тихо, пассажиры заняли места и пристегнулись. Стюардессы в стрессовых ситуациях тоже так делают. Но иногда приходится выходить из кабины командиру. Мужчину в погонах лучше слушаются, чем щупленькую девочку.

Алексей Воронин
Алексей Воронин

Поэтому «Саравиа» в первую очередь нуждается в стюардах. Сейчас в компании летают 33 бортпроводника, еще несколько человек находятся на учебе, но руководство аэропорта планирует увеличить штат летающих бортпроводников до 50 человек. Объявлен набор. Кандидаты в бортпроводники проходят испытание. Первый критерий: они должны достать руками планки высотой 2 метра 12 см, чтобы суметь закрыть на борту верхние полки. У бортпроводников должна быть грамотная речь, не может быть видимых шрамов и татуировок, судимости. Специально для них психолог подготовил четыре теста по сто вопросов. Пока из ста человек выдержали проверку тридцать конкурсантов, из них уверенно только десять человек. Потом кого-то еще отсеет медкомиссия. С новоиспеченным бортпроводником заключают контракт на пять лет, затем направляют его на учебу в Самару или в Москву. Вообще бортпроводники проходят там переподготовку раз в два года, а в Саратове они непрерывно пополняют знания и повторяют уже пройденное. Главные предметы: техучеба, медицинская подготовка, английский язык.

– На моих рейсах никаких происшествий не случалось, – отмечает Алексей Воронин, облетевший всю Европу, его мужская энергетика воздействует успокоительно на тревожных людей. – И все-таки легче всего с саратовскими пассажирами, они самые мирные и понимающие. Сургутчики у стюардесс иногда шумят, но сейчас стало строже с алкоголем, поэтому и они более смирные. Суровые люди, отработавшие при минус 50 две недели, расслабляются в самолете, снимают ботинки, кладут ноги на кресла. К этому надо относиться с пониманием, но и допускать такой вольности мы не можем. Был в компании один инцидент. Что-то не поделили в бизнес-классе два олигарха, когда самолет летел в Саратов. Чтобы их усмирить, пришлось вернуться в Москву и высадить одного из них... Всегда приятно порадовать чем-то пассажиров. Недавно с нами летел один известный сатирик. Человеку ничего не надо, кроме сладкого. Я принес ему все, какие только были на борту, пирожные. Когда он полетит еще раз, сразу буду знать, что предложить.

Бортпроводники «Саравиа» ориентируются в салоне «Як-42» с закрытыми глазами. Но чтобы работать на любом другом типе самолета, например на «Embraer 195», надо проходить подготовку, в том числе и по аварийно-спасательному оборудованию. Для этого вскоре четыре бортпроводника отправятся в Ле-Бурже. Понимая сложности этой профессии, все равно немного завидую бортпроводникам: столько новых встреч, открытий, городов и стран, столько впечатлений!