Предупрежден – значит вооружен

Оценить
Штурманы обеспечивают пилотов «Саравиа» справочными данными и хорошим настроением

Ознакомившись с информацией, поставив в документах все полагающиеся по инструкциям отметки и свои подписи, полностью подготовленные к полету пилоты уверенно направились из комнаты предполетной подготовки к самолету. Старший штурман аэропорта службы наземного штурманского обеспечения полетов (НШОП) Валерий Чендев по-отечески тепло пожелал им: «Счастливого пути, ребята!»

Когда пилоты удалились, а Валерий Иванович начал рассказ о своей работе, за окном прогремел гром, сверкнула молния. Я поинтересовалась, не отложат ли рейс.

– Экипаж снабжен всеми необходимыми сведениями, в том числе метеорологической информацией по маршруту полета воздушного судна. Анализ информации позволит командиру экипажа принять решение о вылете самолета, – пояснил старший штурман аэропорта. Стаж его летной работы – 35 лет. Валерий Чендев, штурман первого класса, в саратовской авиакомпании прошел путь от штурмана воздушного судна до штурмана авиационного отряда.

Шел проливной дождь, самолет тем временем начал прогревание двигателя, хотя, по словам Валерия Ивановича, и это еще не означало, что рейс состоится. Командир экипажа руководствуется опытом, накопленными знаниями и оперативной информацией, ее-то и предоставляют штурманы. Все стены и столы комнаты предполетной подготовки заполнены справочными материалами и картами. С помощью телетайпа, телефонной и интернет-связи новости сюда поступают раньше, чем зрители их слышат с экранов телевизоров. Бюро авиационной информации принимает необходимые данные, а группа предполетной штурманской подготовки обрабатывает их и проводит предварительные расчеты.

За час до вылета (на международных рейсах за два часа) экипаж начинает изучать предполетную информацию, на что отводится 20–25 минут. Пилотам дается нотам примерно страниц на пятнадцать. Это бюллетень предполетной информации, предупреждающий о режимах полетов, текущих изменениях, ограничениях в использовании воздушного пространства, правилах приема основного и запасных аэродромов. Рабочий план полета содержит координаты точек, которые пилот вносит в навигационный комплекс. Метеорологи предоставляют действительную картину и дают прогноз погоды. Командир расписывается в документах и записывает голосовые данные на магнитофонную ленту. Служба штурманов ведет контроль документов авиаинформации.

В комнате предполетной подготовки проводится брифинг, штурманы обязаны выдать пилотам любую информацию по их запросам. Сведения в распечатанном виде летчики берут с собой на борт. Изменения могут произойти в любой момент. Если поступила новая информация, когда экипаж покинул комнату предполетной подготовки, штурманы связываются с диспетчерами, которые уже ведут воздушное судно в полете.

Вячеслав Жогов
Вячеслав Жогов

– В летном деле огромное значение имеет интуиция. Но «мать интуиции – информация», – приводит Валерий Чендев слова заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Марка Галлая. – В «Руководстве по предотвращению авиационных происшествий. Doc. 9422» международной организации гражданской авиации (ICАО) сказано: «Если бы авиаторы учились не на своих ошибках, а на ошибках других, то авиапроисшествий было бы меньше». «Саратовские авиалинии», следуя этой рекомендации, постоянно обновляют системы и методы управления.

– Каждый штурман должен знать в два раза больше, чем нужно знать пилотам, – подхватывает штурман – дежурный аэропорта Вячеслав Жогов. – Аэродромов-то много, иногда пилотам требуется напомнить, как в этом случае заходить на посадку, как взлетать с другого аэродрома. Для этого штурманы сами постоянно изучают новые авиационные приказы и положения, а также каждые три года повышают квалификацию.

Внезапно раздался телефонный звонок. Пилот уточнял у Вячеслава Яковлевича режим работы аэропорта и размеры взлетно-посадочной полосы в Брно и может ли местный аэродром рассматриваться как запасной при выполнении новой регулярной линии по маршруту Саратов – Прага. В зависимости и от этой информации составляется план полетов. Штурманы несут ответственность за расчет маршрута полетов, максимальную коммерческую загрузку самолета и возможность совершения любого рейса на типе воздушного судна, эксплуатируемом авиакомпанией. Чендев и Жогов достали увесистый справочник по аэропортам Европы на английском языке: его электронная версия не всегда под рукой. Убедились, что размеры ВПП в Брно 60 м на 2650 м вполне подходят для «Як-42», которому необходима взлетно-посадочная полоса не менее 1800 м в длину и 40 м в ширину.

Людей «земных» профессий и новичков в авиации в службе НШОП быть не может. Пять дежурных штурманов в прошлом – опытные летчики. Уважаемые всеми командиры экипажей на руководящих должностях Владимир Болгов и Алексей Вахромеев – ученики Вячеслава Жогова. Общего стажа пилота у Вячеслава Яковлевича 35 лет. 30 лет он отлетал в качестве командира воздушного судна с международным допуском. Вместе с Чендевым несколько лет они летали в Македонию.

Служба наземного штурманского обеспечения полетов и другие, не входящие в состав аэропорта – метеослужба, служба организации воздушного движения, радиобюро, – представляют сложный организм, в котором не должно быть сбойных ситуаций. Нельзя допускать задержки рейсов. Штурманы обязаны помнить обо всем и должны ко всем относиться благожелательно. Экипаж перевозит пассажиров, пилотам надо думать только о полете. Если у них есть личные неприятности, всё негативное надо оставить на земле. С хорошим настроением экипаж удачно взлетит и благополучно приземлится.

Наш разговор подходил к концу, когда гул работающего двигателя «Як-42» стал нарастать. «Напрягся лайнер, слышен визг турбин»: вовремя взлетевший самолет – благодарность штурманам за их хорошую работу.