Огни укажут дорогу домой

Оценить
Освещение аэродрома – ориентир для приземляющихся самолетов

Профессия специалиста светосигнального оборудования (не путать с электриком) – узкая и редкая. В первую очередь она требует знания цифровых технологий, а затем и электротехники. Учебные заведения, выпускающие таких специалистов, остались только на Украине. Новичкам нужно немало времени, чтобы как следует освоить авиационную профессию, наряду с другими обеспечивающую безопасность пассажиров, справляться с ней так, как это умеют делать опытные сотрудники службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) ОАО «Саратовские авиалинии».

У галогенных ламп, применяемых в аэродромном освещении, как и у обычных ламп накаливания, когда провисает спираль, теряется яркость. Инженер службы ЭСТОП пешком «наматывает» не один километр в день: он осматривает каждую лампочку. Визуальная индикация для летчиков – огни для движения, входные, боковые огни посадки, ограничительные, глиссадные, рулежные. Всего 396 огней должны гореть в определенное время суток с нужной яркостью. Огонь – это лампочка на основании и специальной стойке, ломкой муфте, с двумя линзами, лучи от которых создают эффект светящихся дорожек.

– Муфта – ломкая, чтобы не создавать сколько-нибудь серьезную преграду для самолета, если он в экстренном случае заденет огонь, – поясняет начальник службы электросветотехнического обеспечения полетов Сергей Романов. – Но именно это свойство муфты доставляет хлопоты – например, в снегопад огни иногда ломаются. В метель, особенно с перепадами температур, может нарушиться изоляция уплотнительной резинки линзы, тогда вода попадает в электрооборудование, от повышенного сопротивления лампочка перегорает. А бывает, что нужно, наоборот, поднять сопротивление изоляции для большей яркости огней. Неисправный огонь нужно в короткий срок восстановить. Компьютер подает сигнал, когда какая-нибудь лампочка не горит, но сложность в том, что огни расположены друг от друга на расстоянии 60 м. Опытный специалист знает слабые места и незамедлительно находит неисправность.

В электрохозяйстве аэропорта 28 километров кабеля. Для сотрудников ЭСТОП главное – обеспечить бесперебойность освещения аэродрома. Когда в городских электросетях падает напряжение, в течение 10 секунд всю нагрузку электрооборудования аэропорта берут на себя дизельные установки. Огни взлетно-посадочной полосы попеременно питаются от двух контуров. При неисправности в одной цепи огни, через один, всё равно будут освещать аэродром.

Огни укажут дорогу домойЗаступающие в смену специалисты проводят осмотр техники, знакомятся с текущей ситуацией, которая отражена на экранах компьютеров, и с архивными записями за несколько предыдущих суток в журналах осмотра, замечаниями, записями о выполнении заданий. Только потом в оперативном журнале они делают отметку о том, что светосигнальное оборудование готово, разрешается полет.

Сергей Романов, кадровый офицер, служил начальником полосы военного аэродрома в НИИ им. Чкалова в Актюбинске, начинал работать в саратовском аэропорту инженером светосигнального оборудования. Он уверен в своих сотрудниках, которые раз в пять лет повышают квалификацию на курсах при Московском авиационном институте. Двадцать из них – специалисты с высшим образованием. Сергей Григорьевич ценит своих коллег:

– Подает большие надежды молодой грамотный начальник электротехнического обеспечения полетов Максим Силашин. Инженеры дежурной смены Сергей Платонов, Михаил Борисов и Дмитрий Лущников в любое время суток сосредоточены и готовы к работе. Их мастерство выручает в сбойных ситуациях. Ежегодно специальная лаборатория проводит облет аэродрома и проверяет визировку огней. В один из таких прилетов лаборатории был дождь и сильный ветер, два глиссадных огня, на которые ориентируются пилоты уже на небольшой высоте, внезапно отклонились, об этом сообщили Лущникову. Очень быстро, пока самолет собирался пойти на второй круг, Дмитрий Александрович вернул огни в необходимое положение.

Самые опытные электромонтеры Владимир Денисенко и Владимир Сиротин с трудовым стажем более 40 лет в совершенстве владеют своим ремеслом и уже не могут жить без шума аэродрома. Сергей Романов знает: начальник узла СТОП Анатолий Захаров, старший инженер Виктор Валов, как, впрочем, и все 23 сотрудника службы, любят свою работу и выполняют ее без лишних напоминаний, ответственно. Поэтому горят в ночи все до единого огни – аэропорт встречает своих пилотов и пассажиров.

В любое время суток

Холодные энергосберегающие светодиодные лампы не подходят для аэродромов в России из-за низкой зимней температуры воздуха. Традиционно применяемые галогенные, нагреваясь, выполняют и функцию очищения от снега.

Глиссадные огни включаются обязательно при каждой посадке самолета в любое время суток. Остальные огни зажигают с заходом солнца, за 15 минут до посадки самолета или днем при низкой видимости и по требованию экипажа.