Космос, комедия, покойники

Оценить
Каждый получит то, за чем идет

Культурная жизнь города зачастую строится на посещении маленьких, часто почти незаметных для широкой публики мероприятий. Мы откликнулись на три наиболее интересных приглашения, пришедших нашему корреспонденту через соцсети на минувшей неделе. Как выяснилось, всё любопытно, но не всегда удачно.

Черные и белые дыры

На первое мероприятие я собирался уже давно. Речь идет о лекциях в рамках дней открытой астрономии, которые проводятся по всей России. 30-го и 31 июля в магазине «Четыре глаза» состоялись повторные лекции про Млечный Путь. В прошлый раз желающих было так много, что организаторы Станислав Короткий (руководитель научных проектов обсерватории «Ка-Дар») и Алексей Мартынов решили повторить свой рассказ. Помещение опять заполнилось до отказа. Многие пришли во второй раз.

О самой лекции рассказывать не будем. Во-первых, чем черт не шутит, вдруг она повторится еще не раз? Во-вторых, о Млечном Пути лучше читать в специальной литературе. Наконец, этот рассказ не работает без иллюстративного материала. Можно лишь посоветовать всем желающим посетить повторное мероприятие, если оно случится, а заодно и грядущие лекции 23-го и 24 августа, когда речь пойдет о космологии.

Лекции не были похожи на сухие чтения с бумажки. Напротив, частенько рассказ превращался в разговор, а лекция в интерактив, когда зритель должен был ответить на каверзный вопрос ведущего. Иногда эти вопросы разрешались очень быстро: среди постоянных посетителей оказались и маленькие дети, которые запомнили ответы с прошлого раза и теперь всячески хотели показать, что они всё знают.

По окончании лекции все желающие могли задать вопросы, на которые уверенно ответил Короткий. В частности, можно было узнать, что Юпитер – это несостоявшаяся звезда, что так называемые белые дыры, в отличие от черных, являются придумкой и что сами черные дыры никогда не могут возникнуть в адронном коллайдере, потому что в нем не вырабатывается достаточная для этого энергия. Наконец, для кого-то в этот вечер, возможно, стало открытием, что вид Млечного Пути, в том числе и тот, который можно увидеть на фотографиях, не является абсолютно точным, потому что развитие техники еще не достигло того момента, когда мы можем сделать фотографию нашей Галактики «со стороны». Единственное, что расстроило в тот вечер, 30 июля, – это то, что из-за облачной погоды сорвалось наблюдение за Сатурном, планетарными туманностями и вспышками «Иридиума». Впрочем, Станислав Короткий призвал всех пронаблюдать за метеорным потоком Персеиды, который можно будет увидеть ночью с 10-го по 14 августа. «Во всех окнах Российской Федерации в прямом эфире», – добавил с улыбкой он.

Штампы, стереотипы, ирония

31 июля я был на кинопоказе. «AppCafe», которое открыло «Кинолето», предлагало всем желающим ознакомиться с французской лентой «Анонимные романтики». Как заметил куратор «Кинолета» Андрей Шалаев, председатель университетского киноклуба СГУ, в этот раз пришло гораздо больше людей, чем неделю назад, когда показывали «Окно во двор» Хичкока. Выбор ленты мне, как и некоторым другим посетителям, поначалу показался несколько странным: «Анонимные романтики» выглядела как достаточно типичная, если не сказать жестче, стереотипная картина по типу тех, которые показываются на центральных телеканалах для домохозяек, пенсионеров и их внуков и внучек, которые еще не вышли из детского возраста. Короче, чтобы заставить пустить слезу и вызвать умиление не слишком изощренного зрителя. С другой стороны, выбор казался понятным: легкую комедийную мелодраму про чрезвычайно застенчивую пару – влюбленных друг в друга директора шоколадной компании и его очень талантливую подчиненную – лучше всего показывать нежарким летом, как в этом году.

Андрей Шалаев после просмотра подчеркнул, что это «очень французское кино», которое испещрено всевозможными отсылками к классике французской мелодрамы. Совсем другой вопрос, чего здесь больше – обыгрывания штампов как в постмодернизме или сознательной игры на зрителя. В этом вопросе мнения разошлись, хотя даже самые ярые скептики приняли кино положительно. После показа говорили и о том, что стоит показать в будущем. Среди предложений из зала звучали «Макбет» Белы Тарра, «За Маркса...» Светланы Басковой и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда. Но следующий фильм уже известен – 21 августа покажут «Крылья» Ларисы Шепитько.

Стендап в стену

Последним пунктом в моем списке была пятничная стендап-комедия в одном из саратовских антикафе. Это жанр, в котором комик выступает напрямую перед публикой. Поскольку публика может как угодно реагировать на шутки, то работа комика предполагает большую степень импровизации. В России в этом жанре время от времени работал Ян Арлазоров, ныне – Павел Воля. К сожалению, как мне показалось, наш доморощенный стендап-комик явно перемудрил: в первом отделении говорил о покойниках, во втором – о религии. Выходило не всегда смешно, временами скучновато, а порой и вовсе дико. Первое отделение прошло всё же поживее, а во втором всё прогнозируемо скатилось к сумбуру. Нет, никаких жестких шуток и разбирательств по поводу оскорбления чувств верующих не было, просто стендап в какой-то момент стал походить на эдакий круглый стол, где каждый посетитель вызывался рассказать про собственные религиозные взгляды. С другой стороны, возможно, я что-то не так понял: другие-то смеялись.