Краденому лому – нет, манекенам на остановках – да

Оценить
Депутаты обсудили городскую жизнь

Если брошенное имущество кто-то подобрал, отремонтирует и использует, то по закону он имеет право претендовать на то, чтобы официально, пусть даже через суд, оформить законную возможность его использовать. Так объясняли юристы администрации депутатам Саратовской городской думы притязания СПГЭС на остающиеся бесхозными части электрохозяйства в разных частях города. Но некоторые депутаты перечили такой трактовке законов. А некоторые перечили вообще всему. А некоторые перечат вообще всегда. В минувшую пятницу состоялось 26-е, внеочередное заседание Саратовской городской думы.

Сто мертвецки пьяных каждый день – это плохо

На заседание Саратовской городской думы к депутатам пришел хороший полицейский начальник. Сделал положенный по закону отчет о работе за полугодие спокойно и внятно. На вопросы отвечал по-человечески, с сожалением о недоработках. Не старался отбрехаться недостатком денег. И как-то понятно было, что для него порядок на доверенной городской территории важнее чести мундиров, а наказания «вплоть до увольнения» для системы не трагедия, а нормальное отношение к делу и команде, которая за это дело взялась.

Были в выступлении и. о. начальника саратовской городской полиции Андрея Чепурного как минимум две неожиданные цифры. Одна из них – рост на 58 процентов количества вновь возбужденных дел, по которым ранее в делах было отказано. Оговорив, что в основном это материалы прошлых лет, полицейский начальник постарался убедить депутатов, что меняется сам настрой по отношению к заявителям о преступлениях. И отступление от новой тенденции будет жестко наказываться, потому что за каждым заявлением – люди.

Вторая скакнувшая цифра – рост на 30 процентов числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах города. Депутаты допытывались: с чем связано, что виноват? Глава города Олег Грищенко даже на всякий случай спросил: может, новые хорошие дороги? Может, водители на радостях нарушают скоростной режим? Но Андрей Чепурной ответил, что причины гораздо проще: растет число транспортных средств в Саратове, а водители не всегда соблюдают правила дорожного движения. Особое внимание начальника тут же обратили на дорогу из Затона к строительному рынку. Дескать, разбита она грузовиками, которые перевозят нефтепродукты, и что хорошо бы подумать над тем, чтобы запретить им вовсе по ней ездить, тем более что неподалеку есть дублер – технологическая дорога.

В разговор вмешался Олег Грищенко, который дал понять и обеспокоенному состоянием затонской дороги депутату Олегу Комарову, и всем заинтересованным темой саратовцам, что печалиться не стоит. Потому что за годы эксплуатации этой дороги стало понятно, что она востребована и служит исправно. Надо ее просто переделать, расширив и усовершенствовав. По словам Олега Грищенко, у дороги будет даже тротуар. Все депутаты приняли в будущем грандиозное для затонских жителей событие как должное. Потому что депутаты на самом деле ничем не отличаются от обывателей – им бы о плохом успеть поговорить при встрече.

«Плохого» было, как всегда, много. Выяснилось, что на улицах снова стали воровать крышки люков. Даже в центре Саратова – на Московской, на Радищева. Начальник службы, занятой водостоками, попереживал вслух, что они уже не успевают за преступниками. Ведь поставить люк на место – это деньги. Глава города поддразнил руководителя муниципального предприятия «Водосток» Александра Янкловича: сначала дал понять, что «успевают-успевают», а потом предположил, не сами ли вечером «воруют», чтобы утром у себя же купить? Но господин Янклович был настроен не шутить, а серьезно бороться с бедствием, и попросил главного полицейского начальника «сориентировать ППС» для сохранности муниципального имущества, почаще проводить рейды по пунктам приема металла, профилактически беседовать с работниками, делая их союзниками. Потому что нужно «привлечь негодяев к ответственности».

Андрей Владимирович отчитался, что работа ведется. И «для понимания оперативной обстановки» рассказал, что ликвидировано аж 140 нелегальных пунктов приема металла. Борются с нелегалами всеми возможными способами – и свет на площадках режут, и металл изымают, и лицензии через министерство промышленности лишают. А за выявленный неожиданно на административном участке нелегальный пункт по приему лома участкового наказывают «вплоть до увольнения». Но бывают и приятные исключения. Те, кто рассматривает этот бизнес для себя всерьез и надолго, легализируются. Таких полицейские насчитали уже 11.

Депутат Константин Лекомцев попросил полицейскую структуру обратить внимание на 6-й микрорайон в Ленинском районе Саратова. Нет, нелегальных пунктов сбора металла там еще не настроили. Там пьют, дерутся и безобразничают, купаясь, например, в фонтанах. Полицейские патрули в новый микрорайон с неспокойным контингентом не заходят, потому что вся полиция сосредоточена в районе рынка «Солнечный». Депутат предложил хотя бы организовать в районе тотальное видеонаблюдение за улицами, если уж не получается навести порядок силами участковых и дружинников. Андрей Чепурной принял информацию к сведению: «Взято на контроль. О принятых мерах сообщу вам письменно».

Олег Грищенко
Олег Грищенко

Вопрос о дружинниках интересовал и депутата Маргариту Козлову. Она сказала, что помнит, как депутаты недавно выделяли средства на материальное поощрение аж для 161 дружинника. Но сегодня полиция отчитывается только о десятках добровольцев. Андрей Чепурной ответил, что дружинников действительно пока меньше плана, но проблемы не материальные, а кадровые. Так что у нас в Саратове не так много смелых людей, готовых быть добровольными вечерними полицейскими за пять тысяч рублей в месяц.

Глава города Олег Грищенко спросил у Андрея Чепурнова: почему люди уродуют остановочные павильоны? «Из хулиганских побуждений и в состоянии алкогольного опьянения», – ответил Андрей Чепурной. Глава города задумался: «Поставить рядом манекены, что ли? Пусть бьют».

Однако манекенами не отделаешься в гораздо более серьезных полицейских делах. Депутат Александр Ванцов поднял тему пропажи аппарата МРТ в одном из учреждений здравоохранения города. Это ж речь идет не просто о медтехнике, а о потраченных впустую бюджетных деньгах. И. о. начальника городского управления внутренних дел Чепурной не стал, как депутат, обходить кругами тему. А прямо и честно доложил, что по краже в 1-й городской больнице ведется серьезное расследование и что ему ежедневно докладывают промежуточные результаты. Рассекреченный депутат Игорь Салов (главный врач этого медучреждения) вынужден был попросить слово для объяснений. Уточнил, что стоимость украденного имущества на самом деле не 10 млн рублей, а вдвое меньше, и что пропал не целый аппарат, а детали и механизмы. И на их восстановление у бюджета денег больница не просила и не попросит. За два месяца «насобирали спонсорских». Но главврач понимает, что инцидент не исчерпан, и дал понять коллегам и полицейскому ведомству, что тоже заинтересован в раскрытии обстоятельств преступления.

Самым щекотливым оказался вопрос про распоясавшихся хулиганов, которые избили подростка в Ленинском районе и отняли у него скутер. Депутатов интересовало, почему были отпущены задержанные. Андрей Чепурной объяснил коротко: «Потерпевший был несовершеннолетним. И дело по закону было передано в следственный комитет».

В какой-то момент депутату Александр Исаеву стало жалко полицейского начальника. И он попросил председательствующего Грищенко свернуть разговор. Потому что проблем-то много – говорить о них не переговорить, но «ведь когда нам плохо, Олег Васильевич, мы все равно идем к полицейским». «Мы к врачам идем, когда нам плохо», – уточнил с улыбкой Грищенко. Но повел диалог депутатов с полицейским к завершению. Спросил докладчика, как он относится к инициативе федерального центра восстановить систему вытрезвителей. И Андрей Чепурной «доложил обстановку»: с улиц Саратова полицейским ежедневно приходится подбирать и отправлять в больницу на скорой помощи около сотни мертвецки пьяных людей.

Благодарность Олега Васильевича городской полиции за ее работу была традиционной и искренней. Он труд полицейских уважает.

Сверху подбросили 315 миллионов

Александр Струков
Александр Струков

Все эти подробности городской жизни на внеочередном заседании Саратовской городской думы были, можно сказать, приправой к главному вопросу, из-за которого собрались депутаты. Главный у нас всегда бюджет. Его состояние понятно для специалистов, но очень тревожит прочий люд. Больше всего волнуются совсем дилетанты. Не набрал ли город уже так много долгов, что вот-вот придется говорить о банкротстве? Ведь уже почти миллиард должны. Но финансисты успокаивают. Отвечают, что в этом году банкротство точно не грозит.

Финансист в городе, кстати, новенький. Глава комитета ушел из администрации. Предпочел работе чиновника хорошую должность в бизнес-структуре. Глава города Олег Грищенко пока правды не теряет надежды вернуть Никитина в покинутое кресло. Но пока его занял Александр Струков. Человек он для администрации не новый, был начальником управления в комитете по финансам. Но аппаратного веса у депутатов Александр Сергеевич пока не приобрел. Особенное пренебрежение демонстрировали новому назначенцу депутаты Олег Комаров и Александр Ванцов.

Олег Комаров панибратски называл Струкова «друг мой», пеняя ему за все мыслимые и немыслимые грехи всех городских финансистов от царя Гороха. А Александр Ванцов понукал отвечать, а не молчать, когда депутаты спрашивают: «Объясните, или вы глухонемой, на какую статью Уголовного кодекса заявление Комарова тянет?» Но на самом деле ответа на этот вопрос не мог бы дать и прокурор. Потому что Олег Комаров обвинял финансистов в заведомом обмане депутатов некорректно. По мнению Комарова, финансисты неправильно посчитали доходы, не заложив в них 435 миллионов рублей. Он, Олег Комаров, их при формировании бюджета видел, а финансисты делали вид, что получение этих денег под вопросом и поэтому они не имеют права рисковать и под эти туманные суммы, которые то ли будут, то ли нет, закладывать обязательные расходы. И вот на июльском заседании в бюджет вносятся поправки. Сбор налогов идет хорошо. И выше плана снова собран земельный налог (плюс 28 млн рублей), единый налог на вмененный доход (плюс 10 млн рублей), арендная плата за муниципальное имущество (плюс 10 млн рублей). А всего налоговых и неналоговых доходов плюсом пришло 66 млн рублей. И всем от этого было хорошо. И только депутату Олегу Комарову плохо.

– О чем-то надо говорить. Это ж политика, – усмехнулся на комаровские финансовые изыскания председательствующий.

– Понимать надо бюджетный процесс. И не задавать некорректных вопросов. Хуже принять завышенные планы, а доходов не получить, – не выдержал председатель комиссии по бюджетным вопросам Алексей Березовский.

– А вы сами-то в бюджете разбираетесь? – не уступал Комаров, всегда подчеркивающий свою степень доктора экономических наук.

– Не хуже вас. Может, даже лучше, – поставил точку в перепалке Олег Грищенко.

Все в зале хотели бюджет значительно солиднее нынешнего. Но почти все давно уже для себя уяснили, что нехватка денег в доходах, полученных по факту, не отменяет автоматом взятых на себя властью обязательств. Об отказе финансировать часть расходов власть должна говорить вслух, расписываясь в управленческой несостоятельности. С этим всегда тянут до последнего. Даже на федеральном уровне. А уж на муниципальном подкладывать под себя такую мину замедленного действия никто в здравом уме точно не будет. Особенно если на глазах разворачивается не первый год финансовая драма с недобором денег в областной бюджет. Но про завышенные плановые показатели доходной части областного бюджета, с тех пор как поменялась губернаторская команда, говорить не принято. Они взялись за гуж и тянут с переменным успехом, всё яснее и яснее понимая, что без изменений Бюджетного кодекса, перераспределяющего налоговые поступления между уровнями власти, воз не вытащить. И не только областной. Трудный, напряженный бюджет Саратова в нынешнем году еще хоть как-то сбалансировали, а вот следующий год видится более сложным.

– Из-за кадастровой переоценки земли город потерял 700 миллионов рублей. Потери НДФЛ составят 500 миллионов. Раньше в Саратове оставалось 36,6 процента этого налога, но губернаторы пролоббировали поправки, и муниципалитетам уменьшили долю этого налога на пять процентов. С учетом того, что транспортный налог у нас тоже забрали (минус 600 млн), понятно, какие у нас будут выпадающие доходы. И какие расходы добавятся, – говорил после заседания журналистам Олег Грищенко. И коротко обрисовывал важную для всех саратовцев проблему водоканала – «предупреждать аварии у нас не особо пока получается», потому как «мы и сами не вкладываем туда средства, потому что у нас их нет, и область нам особо не помогает, потому что и у них денег нет». Но потом глава города передумал откровенничать. Сказал: «Проблем много, мы стараемся их расшить», – и дал понять, что «что-нибудь придумают» и с бюджетом-2014.

Бюджет 2013 года пока сформирован следующим образом: доходы составляют 12450 млн рублей, расходы – 13448 млн. На минувшей неделе доходную часть бюджета Саратова на 315 млн рублей увеличили депутаты Саратовской областной думы. Деньги эти, правда, тоже не областные. Они пришли транзитом из федерального центра. И потратить их обязали в основном на строительство и ремонт детских садов. В общем-то, из-за этих федеральных денег депутатов и позвали депутатов на заседание. Такие у нас законы в России: наверх налоги поднимаются без особых церемоний. А для того чтобы отправить собранные со всей страны финансы на муниципальный уровень, федеральной власти требуется четкий строгий ритуал.