Кто помнит, «Что делать»
24 июля в музее-усадьбе Чернышевского и на прилегающей площадке через каждые пять метров обязательно что-нибудь происходило. Из-за большого стечения народа и обильной зелени казалось, что ты постоянно плутаешь по какому-то лабиринту. Мы попытались не запутаться в программе мероприятий и вспомнить, что было.
40075 картин
Однако начать стоит с того, что произошло накануне. 23 июля открылась выставка «Рисованный экватор». Идея проекта принадлежит словацкому художнику Андрею Смолаку, чьи картины, к слову, также выставляются в фойе. «Рисованный экватор» должен создать гигантскую галерею из 40075 картин, символически отображающих длину экватора в километрах. От Саратова словаку пойдет 100 картин, и это еще не предел, поскольку каждый желающий может нарисовать что-то от себя на холсте 20 на 20 см на любую тему. Работники музея постарались запечатлеть Николая Гавриловича, а директор Поволжского института управления Дмитрий Аяцков – наш многострадальный мост, хотя картина носит имя «Сапсан» (голова птицы «впечатана» в мост). Да, в создании картин приняли участие не только представители художественного мира (есть и работы профессиональных художников – Евгения Яли, Рашида Салямова, Сергея Дворникова и других), но и иных известных саратовцев – министра культуры Светланы Краснощековой, директора театра оперы и балета Рената Мухамедьярова, директора цирка имени братьев Никитиных Ивана Кузьмина. Наконец, на саратовской выставке оказалась работа известной актрисы Чулпан Хаматовой. Это просто написанная на холсте цитата из Киплинга: «Мы с тобой одной крови: ты и я…».
Посол проекта в России Ирина Яшина, студенческий друг Смолака, прочитала приветствие самого художника, который подчеркнул, что «Саратовская область – первая в мире, которая присоединилась к проекту в таком масштабе».
Свистки
Более масштабная программа ждала любителей искусства на следующий день. В 10 часов утра состоялось возложение цветов к мемориалу Чернышевского на Воскресенском кладбище. После слов Валентины Александровны Кибальниковой Галина Муренина, директор музея-усадьбы, рассказала, что дочь знаменитого скульптора привезла из собственной коллекции материалы, связанные и с отцом, и с Чернышевским. Часть из них будет презентована в тот же день, а большая выставка откроется 10 августа. Еще одна выставка открылась 25 июля в музее краеведения.
В музее-усадьбе тем временем происходило действо. На площадке у входа вовсю шел бурным ходом фестиваль детского творчества: желающие могли на буккроссинге взять в подарок любую представленную книгу, рядом проходили мастер-классы по изготовлению русской народной игрушки и воздушного змея. Пожалуй, наибольшей популярностью пользовался мастер, на глазах у детей вылеплявший свистки. На площадке у дома были выставлены работы учащихся Саратовского художественного училища «Усадебные пленэры». И всё утопало в цветах, хотя территория музея и так зеленая.
В центральном здании Павел Васильевич, праправнук писателя, общался с посетителями.
Иваны, родства не знающие
В 11:30 начался митинг у памятника Чернышевскому. Публика была самая разнообразная: помимо официальных лиц и обычных зевак, присутствовали наряженные в народные костюмы женщины, сотрудник музея, представший в образе Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя, дети, рисовавшие на пленэре консерваторию, представители института филологии и журналистики, от лица которого выступил профессор Валерий Прозоров. Валерий Владимирович с сожалением для себя отметил, что по результатам опросов, которые ежегодно делают студенты СГУ, очень многие жители Саратова ничего или практически ничего не знают о Николае Гавриловиче, «а между тем выход из положения очень простой – достаточно преодолеть собственную лень, пройти сквер «Липки», почти спуститься к Волге и попасть на территорию музея-усадьбы Чернышевского».
После возложения цветов к памятнику ваш корреспондент спросил Валерия Прозорова, насколько хорошо поступающие в институт филологии и журналистики абитуриенты знают, кто такой Чернышевский. Научный руководитель института честно признался, что бывшие школьники, не прошедшие специальные курсы, часто могут иметь самые диковинные представления, например, что Николай Гаврилович – Герой Советского Союза или ученый-естествоиспытатель, «а результаты опросов студентов-журналистов у памятника показывают, что представления могут быть не только нулевыми, но и с минусовой отметкой». Впрочем, заметил Валерий Владимирович, едва ли те же люди знают, кто такой Радищев. Единственный выход – «полюбить себя и чаще спрашивать, что я такое, что есть мой город и люди, которые остались в нем знаками памяти».
На вопрос о том, не надоело ли саратовским студентам постоянное присутствие имени Чернышевского как в стенах университета, так и в городе, Прозоров заметил, что это больше могло касаться тех, кто учился в 60–80-е года, «поколение же Интернета не так часто с ним сталкивается, дистанция безразличия и равнодушия совершенно отчетлива. Надо немного знать, кто такой Чернышевский, чтобы возбуждаться по поводу того, что так сильно его навязывают», в том случае, разумеется, если человек не разделяет взгляды писателя.
Наконец, мы поинтересовались, как Валерий Владимирович относится к периодически звучащему предложению дать Саратову имя земляка. Прозоров высказался категорически против: «Переименования – беда нашей культуры и истории. Может последовать целая драма восстановления прежнего имени, а оно будет обязательно восстановлено. Слава богу, наш город – один из немногих счастливцев на карте СССР, который остался без переименования».
4 дня
В 13 часов в зале центрального здания музея-усадьбы состоялось ключевое, как было сообщено сотрудниками музея, событие в рамках празднования юбилея – открытие выставки «Несколько дней из жизни Чернышевского». Она посвящена четырем важнейшим, по мнению исследователей, ключевым моментам – блестящей защите дипломной работы, лондонской поездке, в ходе которой Николай Гаврилович встретился с Герценом, гражданской казни и отказу от помилования. На выставке представлены раскрашенные гравюры и литографии, рисунок гражданской казни Чернышевского неизвестного художника, газетные материалы, например передовая статья Леонида Полонского в «Стране» о необходимости освобождения Чернышевского с автографом и личной подписью Михаила Николаевича Чернышевского, сына писателя, и многое другое.
Галина Муренина подчеркнула, что 185-летие Чернышевского – праздник не только для представителей культуры, но вообще для города: «То, что сегодня вы у нас здесь, – это свидетельство того, что мы помним, что наша историческая память жива и дает основания надеяться, что через 10, 15, 50 и 100 лет люди будут приходить к памятнику Чернышевского, в усадьбу, в музей его памяти, и так же, как мы сегодня, будут вспоминать добрым словом о нашем знаменитом земляке, о гражданине России, достойном сыне нашего отечества Николае Гавриловиче Чернышевском».
После открытия выставки в том же помещении состоялся концерт «Приношение. Мастера искусства – великому земляку», в котором выступили солисты Саратовского академического театра оперы и балета Марина Демидова, Михаил Пирогов и Ольга Зайко. Из-за необычайно большого притока народа пришлось заполнять помещение принесенными стульями, но даже после этого все желающие все равно не смогли разместиться в зале и были вынуждены слушать концерт в холле. На улице в это время шел шахматный турнир Саратовского городского шахматного клуба, посвященный Николаю Гавриловичу.
Одно же из самых необычных и несколько неожиданных мероприятий состоялось вечером того же дня у памятника Чернышевскому. Саратовские мастера граффити в рамках проекта «Pro graffiti» попытались задаться вопросом «Что делать?» и найти визуальный ответ на него. Кто-то изображал в оригинальном ключе самого Николая Гавриловича, кто-то представлял ответ в виде своеобразного Сатурна со словами «Что делать?» внутри планеты и в виде ее колец. Как рассказала нам куратор проекта Наталья Курилова, научный сотрудник сектора новейших течений музея Радищева, это однодневная выставка-акция, художники работают на глазах у зрителей. К сожалению, работы не сохранятся, после окончания выставки они вернутся хозяину, и щиты будут снова использованы под граффити. Надо заметить, что если на митинге и на мероприятиях присутствовали в основном пожилые люди, то на граффити-акции стояли (под дождем!) по большей части молодые. Значит, вопрос «Что делать?» по-прежнему актуален.