Татьяна Захарова: «Страшной силой» нужно управлять

Оценить
Красота – это страшная сила. Многочисленные исследования подтверждают, что внешняя привлекательность – это источник весомых конкурентных преимуществ, и совершенно неважно, кому эти преимущества достались – женщине или мужчине.

Красота – это страшная сила. Многочисленные исследования подтверждают, что внешняя привлекательность – это источник весомых конкурентных преимуществ, и совершенно неважно, кому эти преимущества достались – женщине или мужчине. О том, из чего состоит красота и как ей пользоваться, мы беседуем с имидж-дизайнером и косметологом Татьяной Захаровой.

– Татьяна, начнем с банального: чем же занимается имидж-дизайнер? Профессия эта в последнее время на слуху, но все же.

– Имидж-дизайнеров или имидж­мейкеров зачастую путают со стилистами. Отличие между нами в том, что стилисты занимаются только гардеробом клиента, мы же – составлением его образа в целом. Это и манера говорить, жесты и мимика, уход за телом и лицом, подбор прически, цвета волос и одежды.

– Инвестиции во внешность – это необходимость или дань моде?

– Необходимость. В мире сейчас жесткая конкуренция. И чтобы победить в этой конкурентной борьбе, мы должны владеть таким инструментом, как имидж.

В психологии существует такое понятие – «импринтинг», в переводе с английского «отпечатываться, оставлять след». Доказанный факт: впечатление о незнакомом человеке в нашем подсознании складывается в первые семь секунд. И это впечатление практически невозможно потом изменить. Это важно знать тем, кто ищет работу или надеется на повышение. Человек, который проводит собеседование, делает вывод, подходите вы на должность или нет, в первые семь секунд, всё остальное время он тратит на то, чтобы подтвердить принятое в самом начале решение.

Например, если на собеседование в банк придут два кандидата, один в рубашке и брюках, а другой футболке и джинсах, то при равных способностях шансов получить работу у первого гораздо больше.

Важно помнить об импринтинге тем, кто не может устроить личную жизнь. В Саратове много умных и симпатичных, но незамужних девушек и женщин. Причины в каждом случае могут быть разные. Но я уверена, что внешний вид здесь играет не последнюю роль. Какая бы ты ни была хозяйственная, заботливая, надежная, если ты одеваешься, как серая мышка, о твоих положительных качествах так никто и не узнает. Ведь мужчину сначала нужно привлечь.

– Насчет того, чтобы привлечь мужчину. Когда бываешь за границей, обращаешь внимание на то, как одеты местные жительницы. Это повседневная удобная одежда, интересные аксессуары, но ничего вычурного. В Москве и Питере такая же картина. Но стоит вернуться в Саратов, и ты снова видишь этот парад мод. Вечерний макияж, стразы и нереальные каблуки с самого утра. Что это – отсутствие вкуса? Издержки провинции?

– Я бы сказала, что отчасти это и то, и другое, приправленное еще нашей неграмотностью. На одной из своих лекций историк моды Александр Васильев очень нелестно отозвался о внешнем виде саратовских девушек, которые, на его взгляд, больше похожи на работниц дома терпимости.

Надевать всё лучшее сразу – это моветон. В Европе, Москве так давно не ходят. Сдержанная элегантность, как у Одри Хепберн, Коко Шанель, – вот это вкусно. А то, что мы часто видим на наших улицах, – это безвкусно.

– Вы, наверное, когда идете по улице, сканируете людей, думаете, как кого переодеть, что в поведении изменить?

– Да. Иногда человеку не хватает малого – достаточно надеть другое платье или изменить прическу, и он начнет себя по-другому чувствовать. Наше внешнее воздействует на внутреннее, и наше внутреннее воздействует на внешнее. Всё взаимосвязано. Если внутренне вы застенчивый человек и застенчивость вам мешает, попробуйте изменить что-то внешне. Наденьте, например, красные туфли на шпильке. Ваши жесты, осанка станут другими, вы и почувствуете себя иначе. Только всегда стоит помнить, что долго на одном изменении внешности вы не продержитесь, потребуется долгая и кропотливая работа над собой. Если не подкреплять внешние изменения внутренними, эффекта не будет, и вы рано или поздно вернетесь к тому, с чего начинали.

– Если нет возможности изменить гардероб, а поменяться хочется, на какие детали стоит обратить внимание? Всегда ли, чтобы выглядеть стильно, нужны большие деньги?

– Достойные вещи можно найти в любой ценовой категории. У меня были случаи, когда я одевала клиентов в секонд-хенде. Пока человек не может позволить что-то другое, а необходимость в смене образа имеется, то почему бы и нет? Там можно найти достойные европейские бренды в хорошем состоянии. А вот на чем экономить не стоит, так это на лице, волосах, маникюре, обуви и сумке.

Многие женщины у нас не умеют пользоваться аксессуарами. А ведь они призваны подчеркнуть стиль. Достаточно повязать какой-то шарфик, ремешок – и ваш рабочий наряд превратится в вечерний. Также стоит серьезно отнестись к выбору цвета, потому что цвет может как полностью убить внешность, так и сделать ее выразительной. Если вещь будет недорогая, но в вашем цвете, вы сразу «заиграете».

– Как вы думаете, чиновникам и депутатам необходим дресс-код? Приходишь иной раз в областную или городскую думу, все парламентарии в рубашках, пиджаках, брюках, а два-три выбиваются из общей массы: свитера, футболки, джинсы, косоворотки.

– Вообще в деловом мире принято соблюдать дресс-код, потому что своей одеждой, внешним видом ты указываешь на свою принадлежность к команде. В некоторых очень крупных европейских и российских компаниях форма одежды прописана до мелочей, вплоть до тона колготок и их плотности. Такой подход определяет корпоративный дух сотрудников, повышает имидж организации, вызывает лояльность клиентов и увеличивает продажи.

Представители власти должны обязательно соблюдать дресс-код, это определяет их статус. У нас в голове имеется определенные стерео­типы. Когда человек одет так, как это подобает тому месту, которое он занимает, то он показывает свое отношение к окружающим. Представьте, вы приходите на прием к врачу, в голове у вас имеется определенный образ – ухоженный, в белом халате. Если врач одет в джинсы, мятую рубашку, волосы у него не расчесаны, у вас возникнет вопрос: а сможет ли он мне помочь? То же самое происходит с госслужащими и депутатами. Если вместо серьезного человека в костюме вы столкнетесь с гражданином в косоворотке и джинсах, то ваше доверие к власти пошатнется.

Помимо дресс-кода, чиновникам и депутатам необходимо соблюдать правила поведения, обязательно посещать, например, курсы по этике делового общения.

– Я недавно наткнулась на исследования о том, что красивых людей мы автоматически считаем честными, интеллигентными, добрыми и талантливыми, даже если в действительности это не так. Исследования проводились во время выборов в Торонто. Оказалось, что красивые кандидаты получали в два раза больше голосов, чем некрасивые. При этом 73 процента голосующих отвергали тот факт, что внешность повлияла на их решение.

– Всё верно. Здесь срабатывает так называемый в психологии эффект ореола. Людям, которые нравятся нам внешне, мы подсознательно приписываем самые разные положительные качества.

– Возвращаясь к теме внешности в политике. В последнее время мужчины во власти стали активнее заниматься собой. Первые лица разных уровней власти не гнушаются подтяжек и ботокса, при этом тщательно скрывают свои походы к косметологам и пластическим хирургам. Это нормально?

– Политики, как и звезды эстрады, пользовались услугами косметологов и пластических хирургов всегда. Был в Москве один-единственный институт красоты, в котором они обслуживались. Просто, во-первых, это никогда это не афишировалось. Во-вторых, достижения в косметологии и пластической медицине тех лет не идут ни в какое сравнение с сегодняшними.

Занимаются своей внешностью сейчас не только мужчины-политики, но и представители других профессий. В 1994 году, когда я заканчивала обучение косметологии, мужчину в салоне красоты представить было невозможно. В последнее время ситуация меняется. Однако мужчины по-прежнему боятся, что их заподозрят в посещении косметолога. Предубеждение, что сильному полу следить за собой немужественно и неправильно, еще очень сильно. Но ведь мужественность меряется поступками, словами, а не двойным подбородком, грязью под ногтями и пивным животом.

– Татьяна, а когда нужно начинать ходить к косметологу и как часто это делать? Я сейчас и мужчин, и женщин имею в виду.

– Поход к косметологу – это такая же инвестиция во внешность. Правильная одежда может многое, но если при этом у вас проблемы с кожей, начинать свое преображение нужно именно с нее.

После 20 лет необходимо очищать и питать кожу. Чтобы получить рекомендации с учетом индивидуальных особенностей, лучше сходить к специалисту, который подберет правильный домашний уход. До 30 лет на этом можно продержаться. А потом уже нужно активнее заниматься внешностью, работать на профилактику старения.

– А как насчет морщин вокруг глаз?

– Кожа вокруг глаз всегда тоньше, суше, поэтому быстрее выходит из строя. Профилактику морщин нужно проводить с 25 лет. Начинать лучше с хорошего крема, а не с инъекционных методик. Они, конечно, действенны, но идти нужно по нарастающей.

– Что скажете о ботоксе и другой тяжелой артиллерии? Здесь важны показания или возраст?

– Показания важнее, однако стоит помнить, что это не панацея. И начинать рано не стоит. Во-первых, эффект ботокса и пластических операций не вечен. Во-вторых, после многократных введений срок действия ботокса укорачивается. Если первый укол действует восемь месяцев, то 10-й уже четыре.

К тому же, если вы не следите за кожей, она больна и обезвожена, эффекта от инъекции никто не увидит, кожа так и будет выглядеть неухоженной.

– Насчет домашнего ухода. Глянцевые журналы внушают нам, что люксовая косметика творит чудеса. Так ли это? Можно ли рассчитывать на качество, покупая продукцию масс-маркета? И вообще, на что нужно обращать внимание при покупке уходовой косметики?

– Косметики в наши дни море, потеряться во всем многообразии легко. К тому же на этом рынке сейчас полно мошенников и подделок. Стоит помнить, что кожа у всех разная, поэтому при выборе косметики не нужно полагаться на советы подруг и рекламу. Всегда смотрите на состав продукта: если на первых позициях идет пропиленгликоль и разного рода парабены, возникает вопрос о том, насколько он действенен.

Использование люксовой косметики оправдано не всегда. Не стоит забывать, что значительную часть ее стоимости составляют упаковка и бренд, поэтому покупка крема за 10 тысяч рублей не решит все ваши проблемы.

На мой взгляд, косметика должна быть либо профессиональной, либо аптечной. Стоить она может дешевле, чем люкс, но пользы от нее будет больше. Профессиональная косметика никогда не вызывает аллергии, там минимальное количество консервантов и отдушек. Однако назначать ее себе самостоятельно не стоит. Дело в том, что относится такая косметика к космецевтике – направление на стыке косметологии и фармакологии, – и в ней содержатся лечебные вещества.

– Действенны ли народные способы ухода – маска из клубники, чайные пакетики для глаз, втирание репейного масла в волосы?

– Когда я училась, профессиональной косметики практически не было. Нам рассказывали, как работать на тех кремах и масках, которые мы сами же и готовили. Недавно нашла свою тетрадь – она полностью исписана рецептами. Но мир изменился, косметология сделала такой шаг вперед, что использование народных методов в наши дни я не совсем понимаю.

Протереться клубникой можно. Фруктовые кислоты, содержащиеся в ягоде, сделают кожу гладкой. Но эффект от маски будет сиюминутным, концентрация полезных в ней веществ слишком мала. Лучше купить профессиональное средство, в состав которого входят те же кислоты, и получить хороший домашний уход. Фруктовые кислоты сейчас занимают ведущее место в косметологии. На их основе делают химические пилинги – одну из самых востребованных процедур на рынке на сегодняшний день. Под воздействием фруктовой кислоты в коже начинает вырабатываться естественная гиалуроновая кислота, коллаген и эластин, происходит увлажнение, расправление морщинок. От клубничной маски мы такого эффекта не получим.

– Давайте подведем итог нашего разговора.

– Наш внешний вид – как упаковка товара, по нему складывается первое впечатление о нас. Внешний вид – это инструмент достижения целей, инвестиции в наше будущее. Наш имидж существует независимо от того, хотим мы этого или нет, и только нам решать, будет ли он нашим союзником или врагом.