«Яки» надежнее космических ракет

Оценить
«Саравиа» тщательно следит за состоянием своей техники

Экскурсия на авиационно-техническую базу ОАО «Саратовские авиалинии» поменяла в корне мое мнение о «возрастных» самолетах региональных компаний. Машины, отработавшие свой ресурс, списываются. Среди тех самолетов, что «на крыле», старых не бывает. С годами каждый саратовский «Як-42» становится технически еще более совершенным и современным, потому что постоянно дорабатывается, ремонтируется и обновляется. Самолет, к которому есть малейшее замечание, к полету не допустят, в отличие от подмочившей свою репутацию космической техники.

За 40 лет трудового стажа на авиационно-технической базе (АТБ) саратовского аэропорта с какими только ситуациями ни приходилось справляться теперь уже заместителю генерального директора – начальнику АТБ ОАО «Саратовские авиалинии» Сергею Пригородову. Бывает, и в два часа ночи телефонный звонок «повелевает» Сергею Ивановичу подняться и явиться на работу, например, если экипажу на борту воздушного судна срочно понадобилась консультация инженерно-технического персонала.

Еще летать и летать

А само подразделение по техобслуживанию и ремонту авиационной техники существует с момента создания аэропорта, с 1931 года. Тогда оно называлось ЛЭРМ – линейные эксплуатационные ремонтные мастерские. Кроме «Як-42» (осваивали их с 1982 года), база «Саравиа» обслуживает самолеты «Ан-24», «Cessna». Сейчас работают с полной нагрузкой девять из двенадцати машин «Саратовских авиалиний». У них в основном от 20 до 27 тысяч часов налета. В среднем ресурс, который составляет 40 тысяч часов, отработан на 60–64 процента, поэтому без особых проблем самолеты могут летать еще и по пять, и по десять лет. К тому же конструкторское бюро Яковлева, оказывающее поддержку авиакомпаниям, имеющим самолеты «Як-42», в ближайшее время подпишет бюллетень об увеличении ресурса машины данного типа: по календарному сроку службы – с 35 лет до 40 лет, по налету – до 45 тыс. часов.

– На основании анализов Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА) наши самолеты мало чем отличаются от зарубежных, «Boeing», «Airbus»: одни и те же системы, встречаются и одинаковые дефекты, с которыми самолет не выпустят в рейс, – отмечает Сергей Пригородов. – Исключать их – задача авиационно-технических баз. «Як-42» – крепкая, надежная машина. На 542 тыс. часов налета «Boeing» приходится одно чрезвычайное происшествие. У «Як-42» такое событие – на 2 млн 346 тыс. часов налета.

Мнение о том, что «Як-42» потребляет много топлива, спорно. Современные самолеты, устраняя «детские болезни», увеличивают вес, а вместе с ним и расход топлива.

– Наш аэропорт выжил в 1990-е годы благодаря девятилетней работе в Македонии, – продолжает Сергей Иванович. – Македонцы летали по всему миру на «Як-42» и очень хорошо зарабатывали. При разумно выстроенной работе, поддержании летной годности наши самолеты будут рентабельны, востребованы и в ближайшие годы составят конкуренцию любой авиатехнике западного типа. Не скажу, что меня как пассажира всё устраивает в самолетах «Boeing». Как-то в иностранном лайнере бортпроводник просто убрал в сторону упавшую с потолка панель. В «Airbus» малый шаг кресел – сидеть неудобно. Авиакомпании продолжают совершенствовать свои самолеты. Мы стараемся, насколько возможно, создавать уют для пассажиров: освоили самостоятельный ремонт кресел, пошив чехлов, стали чаще менять ковровое покрытие.

Безопасность и пунктуальность – вежливость самолетов

В службе более 200 дипломированных сотрудников. Начинающие специалисты после профессиональной подготовки в учебных центрах и годовой стажировки под контролем инженеров и начальников смены, инженеров ОТК сдают на предприятии зачеты по многочисленным дисциплинам, после чего и у них появляется право расписаться за выполненную операцию. Если перед вылетом экипаж или технический персонал заметит какую-то неисправность, и ее нельзя оперативно устранить, самолет заменяется резервным. После приземления командир воздушного судна и бортмеханик вносят все замечания экипажа, бортпроводников и даже пассажиров в бортовой журнал. Более того, после каждого рейса расшифровываются данные «черных ящиков». А каждые 600 часов налета самолета специалисты участка периодического обслуживания выполняют профилактические и ремонтные работы, осматривают агрегаты, двигатели, проводят замену масел, фильтров. Карта-наряд на отельный вид деятельности хранится от трех до пяти лет.

В трехэтажном лабораторном комплексе аэропорта ремонтируют электро– и радиоприборы, изделия авионики. Группа технической диагностики и неразрушающего контроля следит за состоянием двигателей, не снимая их с самолетов, ведет компьютерную обработку их параметров в соответствии с нормами программ ГосНИИГА. И институт гражданской авиации, и специалисты аэропорта следят за тем, чтобы любая деталь, импортная или российская, была сертифицирована и имела подтверждение завода-изготовителя. За последние полтора года «Саратовские авиалинии» потратили более 140 млн руб. на ремонт двенадцати двигателей (в одном самолете – три двигателя), который осуществляют в Украине. Самолеты оснащены американскими системами навигации GPS, системами предупреждения сближения двух воздушных судов и раннего предупреждения приближения к земле. Параметры «Як-42» соответствуют всем строгим международным и федеральным требованиям и поэтому в очередной раз в мае этого года компания стала победителем конкурса «Самые пунктуальные авиакомпании», который проводит «Домодедово».

Разумеется, «Яки» не вечны. Подыскивать им замену уже начали. Первым в России предприятие «Саравиа» будет осваивать новый тип бразильских суперсовременных и по статистике вполне надежных среднемагистральных самолетов «Embraer 195». Их скорость – 890 км/час (у «Як-42» – 720–730 км/час) – позволит долетать до Москвы за 55 минут. Два «Embraer 195» 2009 года выпуска поступят уже в ноябре. Сейчас начинается обучение пилотов и обслуживающего техсостава. За счет «бразильцев» «Сар­авиа» планирует расширить географию полетов по России и за рубежом по 31 направлению.

О «Яках» – только факты

Износ авиапарка «Як-42», большую часть которых выпустил ЗАО «САЗ» с 1978-го по 2003 год, составляет примерно 50 процентов, этот показатель лучше, чем у ряда других отечественных самолетов. В авиакомпаниях мира сохранилось около 80 «Яков», в Москве, Казани, в городах Украины, Арабских Эмиратов, в некоторых странах Европы и Африки.

По статистике надежность «Як-42» в пять раз выше, чем у «Boeing»: один инцидент на 2 млн 346 тыс. часов налета.

Впервые цифровая техника стала использоваться в самолетах «Як–42» и модификациях самолетов марки «Ил». Ранее применяли аналоговые устройства.

«Яки» надежнее космических ракет