Одно решение – сопротивление
Пусть не смутит вас такой странный заголовок: «Одно решение – сопротивление» был действительно не новой, а предыдущей работой Светланы Басковой, документальным фильмом 2011 года о протестных движениях рабочих профсоюзов. Однако его название вполне могло бы стать слоганом первого, скажем так, профессионально снятого фильма Светланы (ни в коем случае не ставлю под сомнение работу режиссера и актеров в предыдущих лентах, просто снималось всё «любительски»), тем более что тема та же.
Этот фильм, что уж скрывать, я ждал давно. В марте он вышел в прокат, но до Саратова, к сожалению, не доехал. И тут внезапно обнаружился в Интернете. Искушение было слишком велико, и я фильм посмотрел. Впрочем, свой диск я тоже приобрету.
Кратко о сюжете: Россия, кризис 2010 года. Группа инициативных рабочих на заводе недовольна своим положением. Начальство под предлогом тяжелой финансовой ситуации собирается сократить штат и уволить возрастных работников. На самом деле с деньгами всё нормально, просто директор (его играет Владимир Епифанцев) собирается приобрести работы Родченко и Малевича, и ему нужны дополнительные деньги. Картины покупаются исключительно ради понта, директор абсолютно не смыслит в искусстве. Но надо произвести впечатление.
Четверо работников выходят из официального профсоюза и организовывают свой, от лица которого выдвигают ряд требований руководству. Поначалу директор не считает это проблемой, но после разговора с отцом (Виктор Сергачев), фактически передавшим бразды правления сыну, намерен разобраться с этим делом. Однако, как радикальный человек, проблемы он привык решать радикальными же методами.
«За Маркса…» ждали не просто так. Это действительно «новое советское кино», как его охарактеризовали сами создатели. Произведение социалистического реализма. Практически производственный фильм, если не считать, что авторы, прекрасно понимая чрезмерную пафосность соцреалистического искусства, создали гротескную атмосферу, в которой положительные герои говорят почти цитатами с плакатов, а главные злодеи – капиталисты – не похожи на людей, считают рабочих быдлом, которое надо давить, как тараканов. И за это надо отдать должное создателям картины: определенная самоирония, не переходящая, к счастью, в тотальную, делает пафос ленты серьезным.
Фильм очень тепло был принят и критикой, и зрителями – достаточно ознакомиться с рецензиями. Почему? Потому что советские настроения так сильны до сих пор? А вот и нет. Сложно поверить в то, что фильм будут смотреть «совки». До них он и не доберется: путь на центральные каналы в силу содержания и жесткости некоторых сцен ему заказан, а в Интернет они сами не полезут. Да и не на них рассчитано это тонкое кино. Так на кого же? Подозреваю, что на неравнодушную молодежь. Скорее всего, не на любую протестующую: либеральные ценности героям явно не близки. Оно и не надо, без них управятся.