С новыми дорогами вас, товарищи!
На минувшей неделе в блоге главы города Олега Грищенко была сделана запись под названием «Город делает упор на качество ремонта дорог». «В 2013 году мы ремонтируем 33 дорожных объекта, на это предусмотрено 675 миллионов рублей, – сообщалось от имени Олега Васильевича. – В стоимость входит и ремонт дорожного полотна, и в ряде случаев восстановление тротуаров».
Далее приводились подробности ремонта в текущем году на таких важных для Саратова транспортных артериях, как улицы Чапаева и Московская. На Чапаева будет восстановлен небольшой участок от Советской до улицы Сакко и Ванцетти, а на Московской работы, второй год терзающие улицу, планируется завершить полностью – «от вокзала до вокзала». К записи прилагалась таблица уже отремонтированных улиц, а жителей города автор блога приглашал проинспектировать выполненные работы, после чего поделиться ощущениями в комментариях.
Разброс нормальный
И комментарии себя ждать не заставили. Вопросы посетителей вызвала указанная в таблице стоимость работ по каждой улице. «..если тот отрезок, который ремонтировали в этом году (ну никак там не будет 3502,3 кв. м), стоит около 6 млн, то там должен быть какой-то сверхпрочный асфальт», – спрашивает главу города пользователь guest07, ежедневно ездящий по улице Блинова на работу. В ответ было дано пояснение, что состояние дорожного полотна на Блинова было «просто ужасающим»: «Пришлось разбирать разрушенное покрытие, восстанавливать щебеночное основание и только потом устанавливать бортовой камень и укладывать покрытие. В итоге вышло дороже по сравнению с другими улицами, где просто меняли бордюрный камень и верхний слой покрытия».
Однако недоумение вызывают и другие цифры стоимости работ. Например: на кольцевой развязке по Симбирской площадь отремонтированного участка составляет 6,6 тыс. кв. м, стоимость выполненных работ – 4 267 482,99 руб. А стоимость работ на идентичном по размеру участке по улице Ломоносова (между проспектом Строителей и улицей Измайлова) – уже 11 398 254,33 руб.! В 2,5 раза больше. Вообще ремонт на улице Ломоносова оказался чуть ли не самим дорогим из приведённого перечня. «...на этой улице есть бульвар и две параллельные проезжие части. И это удваивает количество заменяемого бордюрного камня и объем некоторых других работ», – пояснил согражданам компетентный в городской жизни автор ЖЖ.
Если рассчитать стоимость одного квадратного метра дороги по каждому участку, то можно увидеть, что дешевле всего налогоплательщикам обошлось дорожное покрытие на кольцевой развязке по ул. Симбирской – всего 646,59 рубля за кв. м. Стоимость же самого дорогостоящего ремонта на ул. Ломоносова – 1727,01 рубля за кв. м.
«Факторов, влияющих на стоимость дороги, десятки: ширина, категорийность, используемые материалы, – объясняет корреспонденту «Газеты недели» бывший глава дорожного фонда Саратовской области Валерий Струговщиков. – Её можно рассчитать только на каждом конкретном участке». Слова экс-главы дорожного фонда подтвердили и специалисты Саратовского филиала ОАО «ГИПРОДОРНИИ» (крупнейший проектант автодорог в Саратовской и соседних областях). Согласно предоставленным компанией данным, разброс в стоимости строительства и реконструкции автодорог зависит от таких факторов, как интенсивность движения транспорта, наличие транспортных развязок (мостов, путепроводов), применяемых для ремонта материалов, количества и сложности переустраиваемых коммуникаций и даже транспортной схемы поставки дорожно-строительных материалов.
«Стоимость квадратного метра отремонтированных дорог и тротуаров зависит от текущего состояния покрытия проезжей части дороги или тротуара и видов планируемых работ согласно дефектной ведомости на каждый объект», – пояснили редакции в комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Саратова. Так что разброс мне вполне научно обосновали.
«Это же центр города, ёкарный бабай…»
Но цифры – это одно. А вот что за ними на городских улицах? Корреспондент «Газеты недели», приняв приглашение главы города проверить качество исполненных работ, походил по указанным Олегом Васильевичем адресам.
Асфальт на улице Пушкина действительно радовал: хорошее ровное свежее дорожное покрытие. Полноценной разметки пока ещё нет (моя инспекция проходила в минувшие выходные. – Прим. авт.), но тонкая белая линия посередине намечена. «Получше, чем раньше, – оценил качество нового дорожного полотна живущий поблизости парень. – Ямы были – не проехать». Хорошую оценку дал обновлённой дороге и другой местный житель. Он согласен на такую от села Широкий Уступ до села Анастасьино в Калининском районе. «Дорога там... Можно сказать, её нет», – посетовал парень.
Улица Пушкина |
Идиллия на улице Пушкина рушилась по мере путешествия по свежеотремонтированному пути. Замечу, что на дороге расположено феноменальное количество канализационных люков – только на одном участке метра три длиной я насчитал их аж шесть штук. Все люки были утоплены в асфальт. И при этом улица полностью была лишена ливнёвок. Кое-где по краям дороги виднелась скопившаяся вода. Что здесь происходило и будет происходить во время дождей, остаётся только догадываться. Но, как радостно пояснил мне один из местных жителей, во время ливней вода здесь надолго не задерживается, оперативно вытекая на улицу Горького. Вот такое хорошее стечение обстоятельств!
По какой-то причине строителям не хватило сил на парковочные карманы – один из них щедро засыпан щебнем, на другом асфальт, похоже, перекладывать просто не стали. А недалеко от пересечения с улицей Горького на невысоком бетонном постаменте находится канализационный колодец без крышки, перекрытый искорёженным деревянной листом. Во время дождей колодец переполняется водой, запруживая всё близлежащее пространство. О тротуарах на улице Пушкина скажем одним словом: убиты. И ремонтировать их в текущем году не планируют (перечень подлежащих ремонту в 2013 году тротуаров можно посмотреть в заметке «Очень стары тротуары», выпуск «Газеты недели в Саратове» от 28.05.2013).
– Это же центр города, ёкарный бабай, – возмущается ситуацией на Пушкина проходящая мимо дама с собачкой. – Полметра от проспекта Кирова.
Улица река
Никаких признаков водостоков нет и на улице Некрасова (отрезок от Кузнечной до улицы Челюскинцев). Как пояснили мне местные жители, во время недавнего ливня «камни не успевали тонуть, их сносило водой». По словам местных, во время дождей вода стекает по Некрасова на пересекающую её Кузнечную, в результате чего страдает ни в чём не повинный частный дом. Но само дорожное полотно на улице Некрасова сделано ровно и хорошо, хотя, по мнению якобы кое-что понимающих в дорожном строительстве жителей, при ремонтных работах на Некрасова использовался материал не самого лучшего качества. По их прогнозам, продержится эта улица заметно меньше соседней улицы Челюскинцев (также отремонтированной в нынешнем году).
Потерянный люк, забытая аккуратность
Разметка на проходящей рядом улице Челюскинцев (отрезок Некрасова – Соборная) была свежей. Новые «зебры», красиво выкрашенные чёрно-белой краской бордюры. Есть на Челюскинцев и небольшие квадратные водостоки. А ещё здесь сделали тротуары! Ровные, чистые – любо-дорого посмотреть. К сожалению, на других частях улицы (равно как и на соседней улице Некрасова) состояние тротуаров больше напоминает последствия метеоритного дождя.
На пересечении Некрасова и Челюскинцев явно новый асфальт испещрён трещинами, выбоинами и откровенными ямами. Почему его нельзя было положить хорошо, знает, наверное, только глава компании-подрядчика. На остальной части улицы дорожное полотно, надо признать, ровное. Но пока над ним старались, похоже, куда-то потеряли крышку расположенного рядом с перекрёстком канализационного люка. Как пояснили мне местные жители, крышки нет на месте уже недели три, за это время в открытый люк успели угодить несколько машин и девушка. Тем не менее люк просто накрывают боковиной катушки (за сутки разнесена машинами в клочья) и вставляют в неё «предупреждающие» палки. Временами катушки и палки «кончаются», и коварный люк ждёт своих новых жертв. На всякий случай я сообщил об опасности проходящему мимо полицейскому патрулю.
P. S. Как сообщили редакции в администрации города Саратова, генподрядичком проводимых на всех перечисленных участках работ являлась компания «Автогрейд».