Возвращение «спящей красавицы»

Оценить
В Марксовском районе восстанавливают немецкую кирху, заброшенную двадцать лет назад

На этой неделе в России отмечается 250-летие манифеста Екатерины второй, которым императрица пригласила иностранцев заселять малолюдные регионы. Среди прочих праздничных мероприятий можно отметить работы по восстановлению лютеранской церкви Иисуса Христа, начавшиеся в селе Зоркино Марксовского района. Здание было построено в 1877 году, когда здесь располагалась немецкая колония Цюрих. Оплачивает работы потомок колонистов, ведущий строительный бизнес в Белгородской области. Как отмечают представители Национально-культурной автономии российских немцев Поволжья, в Саратовской области это первый случай реконструкции исторического здания кирхи.

Каменное здание церкви в Зоркино, выдержанное в неороманском стиле, имело 38-метровую башню, украшенную четырьмя часами и трехметровым крестом, и вмещало до 900 человек. Автором проекта был берлинский архитектор Иоганн Эдуард Якобсталь. Орган для церкви заказывали специально в Германии. Работы велись на пожертвования жителей местной колонии, которая называлась Цюрих.

Колония Цюрих была основана в 1760-х годах. Первыми жителями стали 42 семьи, приехавшие из Гессен-Дармштадта, Нассау и Саксонии. Изначально в селе жили меньше 200 человек. В 1910-м население уже превышало 5 тысяч человек. Здесь работали земская школа, аптека и вольнопрактикующий врач. По сведениям историков, практически все колонисты были грамотны, но единицы имели образование выше начального. Немцы чрезвычайно редко вступали в смешанные браки с представителями других национальностей. У них было принято иметь много детей – в среднем по восемь человек в семье, это было демографическим рекордом среди «европейских» народов Российской империи.

В Цюрихе первая деревянная церковь, построенная при основании поселения, простояла почти век и сгорела от удара молнии. Новый каменный храм стал самым роскошным зданием в селе (пять улиц были застроены только деревянными домами). Интересно, что у цюрихского здания был «близнец» в Саратове – евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии, выстроенная по тому же проекту, только без часов на башне (сейчас на месте храма на улице Радищева располагается корпус сельскохозяйственной академии).

После революции в немецких колониях начались трудные времена. Из-за голода 1921–1922 годов население Зоркино (поселение уже было переименовано) сократилось вдвое – по данным переписи 1926 года, здесь осталось 2292 жителя. В современном Зоркино живут около 700 человек.

В 1930-х годах церковь в Зоркино была закрыта. Здание использовалась как зернохранилище, затем здесь находился клуб с кинозалом. Осенью 1941 года жители села были депортированы. Всего с 3-го по 20 сентября из АССР немцев Поволжья было выслано 366 тысяч человек, еще 47 тысяч – с территории тогдашней Саратовской области. Большинство направили в Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую область.

В 1955 году по указу президиума Верховного совета СССР спецучет для депортированных народов был отменен, немцам предоставили относительно свободный выбор места жительства – но без права возвращения в родные населенные пункты. Многие бывшие ссыльные решили ехать в Казахстан, Узбекистан и Киргизию, где требовалась рабочая сила для освоения целины. Позднее эти республики стали отправными точками для эмиграции в Германию.

В 1992 году внутренние помещения церкви в Зоркино выгорели в результате пожара, но кирпичная коробка со сказочной башней сохранились до сих пор. В последние годы объект стал популярным у фотолюбителей из Саратова, место прозвали «замком спящей красавицы».

Теперь кирху в Зоркино решено реконструировать и сделать культурным центром, где будут работать курсы немецкого языка и краеведческий кружок, также здесь планируется давать уроки игры на органе. Рядом появится гостевой домик на десять номеров и кафе для туристов. Реставрацию оплачивает предприниматель из Белгородской области Карл Лоор, чьи родители некогда были депортированы из Зоркино.

Как пишет господин Лоор на интернет-форуме поволжских немцев, впервые он побывал в селе в 2010 году и сразу заинтересовался зданием кирхи (потомок колонистов занимается строительным бизнесом). В нынешнем году бизнесмен при помощи саратовских историков разыскал чертежи строения. Весной был зарегистрирован фонд воссоздания образца немецкой храмовой архитектуры «Цюрих-Зоркино». Власти Марксовского района согласились безвозмездно передать ему объект (то есть руины). Сейчас, по словам предпринимателя, составляется проектная документация. Сумму вложений инвестор не называет, эксперты оценивают подобную реконструкцию в 50–70 миллионов рублей. Планируется завершить работы в 2016 году, затем фонд обязуется содержать культурный центр в течение 49 лет.

Как отмечают представители Национально-культурной автономии российских немцев Поволжья, в Саратовской области это первый случай реконструкции исторического здания лютеранского храма. Исследователи называют разное количество храмов, некогда существовавших в колониях, от 120 до 300. На сегодня сохранилось чуть больше двадцати зданий, несколько из них используются как помещения сельских клубов или для хозяйственных нужд, большинство заброшено.

Пасторское самоуправление

64 процента поволжских колонистов были лютеранами. Государство финансировало строительство первых церквей в поселениях (как правило, это были деревянные сооружения) и содержало пасторов (их кандидатуры утверждал сам министр внутренних дел, позднее это право перешло к губернаторам). Впрочем, если община соглашалась взять расходы на себя, она могла самостоятельно выбрать себе пастора. В Поволжье лютеранской семинарии не было, в основном местные приходы возглавляли приезжие из Прибалтики или из Европы. На каждого священника приходилось в среднем 13 тысяч поселенцев. Лютеранское духовенство в колониях заменяло современные министерство по делам территорий, образовательное ведомство и загс: пасторы были обязаны регулярно объезжать все колонии своего прихода, наблюдая за жизнью людей, управляли школами и вели метрические книги.

От Камышина до Вольска

В 1914 году в поволжских колониях жили более 600 тысяч человек, в Саратове – около 19 тысяч немцев. Немецкие поселения тянулись от Камышина до Вольска по обоим берегам Волги. В Камышинском уезде Саратовской губернии немцы составляли около 48 процентов населения. В Новоузенском уезде Самарской губернии – около 38 процентов.

От голода 1920-х годов в Автономной области немцев Поволжья погибли больше 100 тысяч человек, еще 80 тысяч бежали в Среднюю Азию, на Кавказ и в Сибирь. От голода 1930-х погибли еще почти 50 тысяч. В результате к 1939 году в АССР немцев Поволжья осталось меньше 370 тысяч человек.

Волей «матушки» Екатерины

По манифесту Екатерины второй в Нижнее Поволжье приехали 32 тысячи немцев, основавших 104 колонии. По результатам переписи 2010 года в Саратовской области живут 7,5 тысяч немцев (меньше полпроцента населения), всего в России – 394,1 тысячи.