По крылатой формуле триединства (глава вторая)

Оценить
Подразделения «Саравиа» слаженно справляются с растущим объемом работ

«Газета недели» открыла цикл публикаций об основных службах ОАО «Саратовские авиалинии». В прошлом номере вышел материал об одном из «трех китов» аэропорта, службе организации перевозок. С ее работой непосредственно связана деятельность и двух других служб.

Всё – во имя безопасности пассажиров

Генеральный директор предприятия, его заместители, не говоря уже о других сотрудниках, прежде чем занять свои рабочие места, проходят через рамку стационарного металлоискателя, их вещи досматривают с помощью рентгено-телевизионного интроскопа – видели вы где-нибудь такую картину? А я столкнулась с этим, когда как обычный посетитель положила сумку на ленту интроскопа при входе на территорию

ОАО «Саратовские авиалинии». Специалисты службы безопасности аэропорта придирчиво осматривают даже обычные бутылки с водой.

Заместитель генерального директора по развитию аэропорта Иван Егорушкин
Заместитель генерального
директора по развитию аэропорта
Иван Егорушкин

– Здесь нет ничего зазорного. Такой досмотр проходят все сотрудники и посетители, входящие на территорию аэропорта. Я сам прохожу этот контроль, – поясняет заместитель генерального директора по развитию аэровокзального комплекса Иван Егорушкин, бывший заместитель по авиационной безопасности, не одно десятилетие проработавший в службе (САБ). – Это не наша прихоть, а порядок, который определен нормативными актами. Но наша основная функция – безопасность вылетов. Поэтому для пассажиров действует отдельный порядок досмотра.

Служба авиационной безопасности, созданная в Саратове в 1994 году, состоит из трех подразделений: группа досмотра, группа перронного контроля, группа контроля доступа.

Современные технические средства – металлоискатели, газоанализатор паров взрывчатых веществ, рентгено-телевизионный интроскоп – позволяют обнаружить запрещенные предметы и вещества, которые не допускаются на борт. Есть обязательные правила, к ним пассажиры должны относиться с пониманием и без лишних вопросов. Люди в обуви на высоких каблуках, с толстой подошвой должны разуться и предоставить обувь к досмотру с помощью технических средств. Многие службы безопасности обращаются к израильскому опыту борьбы с терроризмом. Профайлинг (психологический опрос человека) – обязательный предмет в подготовке специалистов САБ компании «Саравиа».

Известны случаи, когда при досмотре сотрудники службы обнаруживали труп человека, археологические ценности, наркотики. В полицию иногда поступают звонки с угрозами о минировании аэропорта или самолетов. Тогда специалисты САБ проводят комплексные мероприятия: эвакуируют людей, вместе с полицейскими оцепляют и обследуют объект, используя служебных собак.

Одна маленькая, но очень важная служба

Сотрудники ПДСП (производственно-диспетчерской службы предприятия)
Сотрудники ПДСП (производственно-
диспетчерской службы предприятия)

С самого с утра, когда ничего не предвещало непогоды и саратовские отпускники проводили время на дачах и пляжах, не только пилоты «Саравиа», но и специалисты целого ряда служб аэропорта получили штормовое предупреждение. И не зря. Днем, когда я входила в штаб авиакомпании, вдруг среди ясного неба грянул гром. К неожиданностям природы уже были готовы службы ПДСП, информации, электриков, МЧС, заправки ГСМ, организации перевозок, гараж. Весть «разнесли» специалисты оперативного центра аэропорта, производственно-диспетчерской службы предприятия (ПДСП), руководит которой опытнейший заслуженный пилот России Виктор Фоков.

Чем грамотнее построена работа службы, тем менее заметен начальник – это точно характеризует Виктора Ивановича. Несколько его подчиненных выполняют очень важную работу для всего аэропорта, в их распоряжении телефоны, пульты, компьютеры. Сюда поступает информация об эксплуатации самолетов, готовности их к полетам, о состоянии взлетно-посадочной полосы, о том, что происходит на борту в воздухе. Экипажи передают в ПДСП оперативные данные о количестве пассажиров и груза. Диспетчеры анализируют получаемые сообщения. Кроме двадцати кнопок на пульте, есть еще целый перечень телефонных номеров, по которым им нужно передавать информацию, следуя специальным схемам, в зависимости от характера событий. Каждое действие – под запись, шаг в сторону от инструкции чреват чрезвычайными происшествиями. Диспетчеры ПДСП дают команду тем, кому нужно подготовиться, например, к встрече очередного рейса, чтобы максимально быстро обслужить его. В случае накладки рейсов сменный начальник принимает решение, какое воздушное судно в первую очередь отправить к заправщикам, к какому послать машину для багажа, на какие стоянки определить самолеты.

Начальник ПДСП Виктор Фоков
Начальник ПДСП Виктор Фоков

– Ночью бывает даже более интенсивное движение, чем днем, а лето – особенно горячая пора: Анталья, Сургут, Москва, Салоники, Казань, Сочи – рейсы туда и обратно, – делится будничными заботами Виктор Иванович. – Недавно наша авиакомпания выполняла специальную программу, доставляла строителей из Омска через Саратов в Сочи. В сутки самолет налетал около 20 часов, и только примерно 4 часа находился на земле. Приятно, что мы справились с работой в таком плотном графике. Кроме чартерных и региональных рейсов, у нас останавливаются частные самолеты. Например, на «Cessna» прилетел немецкий бизнесмен из Минска. И для него тоже надо найти время и место.

У диспетчеров информационно-справочной группы этой же службы должна быть особенно устойчивая нервная система. За сутки они принимают по 300–400 звонков, причем не всегда от адекватных людей.

– Когда я был сам пилотом, не всех сотрудников производственно-диспетчерской службы знал в лицо, – признается начальник ПДСП. – Зато различал их по голосам и знал, что они – надежные ребята. «Двоечники» здесь не приживаются. Жизнь аэропорта невероятно динамична. Только первые пять минут после утренней планерки всё идет гладко. Если в жизни пассажиров не происходит экстренных ситуаций, тогда мы уходим с работы счастливыми.

По крылатой формуле триединства