Губернатора не выбирают. Свидетельства очевидцев выборного процесса
Выборы в Саратове: «прямая Точилкина»
Денис Буланов,
журналист
В обычном мире при повышении явки должны синхронно (или почти синхронно) расти проценты за всех кандидатов. В Саратовской области при повышении явки растут проценты только у одной партии и кандидатов от неё же. Причём рост идёт практически по экспоненте, в то время как остальные партии и кандидаты теряют свои голоса.
Когда спрашивают, чем выборы в Саратовской области отличаются от выборов в любом другом месте, я всегда рассказываю одно и то же. В 2014 году я участвовал в выборной кампании Андрея Клычкова, который баллотировался в Московскую городскую думу и шёл против префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы Владимира Зотова. Агитационная кампания была очень грязная. Против Клычкова были выпущены тонны «чернухи», на его кубы нападали и заливали их краской, было несколько нападений на агитаторов, ни один митинг не обходился без провокаторов, которые нередко угрожали физической расправой. Но весь этот беспредел закончился с открытием избирательных участков. В этом и есть главное отличие – в Саратовской области беспредел начинается с открытием избирательных участков.
По идее, когда пишешь про выборы в Саратовской области, слово выборы правильнее кавычить, поскольку ничего общего со свободой волеизъявления и правом выбирать и выбираться они не имеют. Но я этого делать не буду хотя бы потому, что если мы начнём так же пренебрежительно относиться к выборному процессу, как это делает власть, то чем мы будем от неё отличаться?
После прошлогодней истории с 62,2%, казалось бы, удивить людей, интересующихся политикой, уже нечем. Но ведь удалось! Да, может быть, цифры не такие яркие, как были год назад на выборах в Государственную думу РФ, но всё же.
Итак, цифра первая и, наверное, наиболее важная – это явка, которая официально составила около 55%. Что вызывает лично у меня определенные сомнения. В день выборов наблюдатели от разных партий очень активно переписывались в чате и охотно делились информацией о происходящем на УИК, в том числе обсуждали явку. Их подсчёты практически ни разу не совпали с данными, предоставляемыми руководством комиссий. По данным наблюдателей, явка была значительно ниже официальной.
График ниже явно представляет то, что обычно происходит с повышением явки. В обычном мире при повышении явки должны синхронно (или почти синхронно) расти проценты за всех кандидатов. В Саратовской области, а ещё точнее, в Балаковском районе, в округе № 21 при повышении явки растут проценты только у одной партии и кандидатов от неё же. Причём рост идёт практически по экспоненте, в то время как остальные партии и кандидаты теряют свои голоса.
Но, наверное, это «математическое совпадение», которое так любят обсуждать представители избиркомов разных уровней. Ну, или эти УИКи расположены на какой-то благодатной земле, по которой текут молочные реки вдоль кисельных берегов, а детей называют именами руководителей губернии и партии «ЕР». Всякое может быть, но я сильно сомневаюсь, что Духовницкий район можно назвать сильно благодатным краем.
Теперь, когда стала понятной саратовская версия корреляции явки и результата за партию «ЕР», перейдём к результатам. Некоторые из них удивили не хуже, чем пресловутые «шестьдесят два и два». Возьмём для примера Аркадакский район, где так сильно полюбили «ЕР», что восемь из десяти жителей этого благодатного края отдали ей свои голоса.
Да бог с ней, с «Единой Россией». Мне больше интересно, за что так сильно жители Аркадакского района любят «Справедливую Россию»? 14% голосов «партии выхохули» больше нигде в области не давали. По аналогии с «пилой Чурова» эту картинку можно назвать именем главы Избирательной комиссии Саратовской области Павла Точилкина. А что – «прямая Точилкина»! По-моему, круто звучит!
Как там говорит один известный телепропагандист? «Совпадение? Не думаю!». Видимо, кому-то в Аркадакской территориальной избирательной комиссии лавры безымянного архитектора «62,2%» покоя не давали. Решили догнать и перегнать. Что ж, им это явно удалось. Из 32 УИК в точности совпали результаты «Яблока» на 28 УИК, «Коммунистов России» – на 27, на 9 – у КПРФ, на 8 – у «СР», на 6 – у «ЕР» и ЛДПР. В точности! На остальных участках цифры гуляют с разбегом в полпроцента, максимум в процент.
Чуть вольготнее процентам жилось в Энгельсской ТИК. Но и тут явно видны места плато, там, где цифры лежат практически на одной полке.
Такие вот картинки с выставки «Выборы в Саратовской области». Не верить цифрам нельзя, они, в отличие от пафосных речей чиновников, врать не могут. Лично у меня нет сомнений в том, что прошедшие выборы не были настоящими выборами. Это, кстати, подтвердила и власть, уволив, например, главу Саратова Валерия Сараева, это подтвердила и областная избирательная комиссия, уволив всех председателей ТИК Саратова и полсотни УИК.
Радует одно. Людей, которые раз за разом добровольно приходят на избирательные участки наблюдателями, членами комиссии, становится от выборов к выборам всё больше. А это значит, что поле, на котором играют в свои игры фальсификаторы, с каждым разом сужается. И у меня нет никаких сомнений в том, что рано или поздно мы увидим настоящие итоги выборов. И у меня нет никаких сомнений в том, что они станут плачевными для власти.
За графики спасибо Владимиру Есипову, ставшему на этих выборах депутатом Саратовской областной думы от КПРФ.