Губернатора не выбирают. Свидетельства очевидцев выборного процесса
Наблюдателей толком не готовили
Артём Гордеев,
электромонтёр
Место действия: Саратов, УИК № 8, школа № 9, председатель – Нина Анатольевна Фетисова
Председатель сказала, что готова сообщить предварительные итоги голосования при условии отключения записывающих устройств. Огласила итоги, без точных цифр. Дальше покинула помещение для голосования.
Обстановка была спокойная. Только приходил один гражданин с письмами из ФСБ и прокуратуры (но без паспорта) и пытался проголосовать, ему отказали в возможности голосования по каким-то письмам. Позже он пришёл со своим старым советским паспортом, но ему также не разрешили голосовать по нему.
Человек лет 60+, опрятно одетый. Наблюдатели от справедливороссов и ещё там кого-то ворчали хором, что он провокатор.
Пришёл я первый раз в субботу, чтобы посмотреть на УИК и узнать, за какое время я туда дойду пешком. Познакомился с председателем (Нина Анатольевна Фетисова). Вела она себя спокойно, но мне казалось, что волнуется.
На участок прибыл в 7:05. Там собрались наблюдатели и члены УИК. Нам были продемонстрированы пустые КОИБы, пустые переносные урны. Резервная урна (на случай «атомной войны») для обычного голосования.
Всё было при нас опечатано. Резервная урна заклеена скотчем и стояла весь день в углу зала (к ней никто не подходил). Три ящика для голосования на дому поставили на подоконник.
Огласили, что в сейфе 1050 бюллетеней на 1276 зарегистрированных избирателей (сказали, что позже это число должно увеличиться).
Голосование потихоньку шло.
Первая урна для надомного голосования (20 бюллетеней +2 резервных (хотели три взять, но я сказал, что по закону больше двух нельзя брать) отправилась в 9:23, с ней пошёл один наблюдатель от «ЕР». В 10:37 они вернулись (сказали, что многих людей не застали дома, и в 10:50 пошли собирать своих оставшихся избирателей), в 12:14 вернулись окончательно.
Я вызвался идти со второй урной.
Пошли втроём. Возглавлял группу Андрей Зарин (член УИК ПРГ от партии «Яблоко»).
Третьим человеком была наблюдатель, которая при этом работает в школе № 9 (где расположена УИК № 8).
К первому избирателю мы пришли в 13:20.
Всего прошли по 12 адресам. Не все вызывали урну для надомного голосования, один человек уже проголосовал, четырех человек мы не застали дома, по одному адресу нам не открыли дверь (девочка сказала, что ей нет 18 и дверь она нам не откроет, а названный нами избиратель недееспособен). Один избиратель проживал по другому адресу.
Всего по пяти адресам проголосовали шесть человек. В 15:10 – последний. Третий наблюдатель, которая работает в школе № 9, ворчала, что списки избирателей для надомного голосования собес выдаёт, не интересуясь их (избирателей) наличием и желанием (возможностью) проголосовать.
На 15:45 по совместным с другими наблюдателями подсчётам через КОИБы прошло 180 избирателей.
Голосование шло спокойно, мы беседовали с другими наблюдателями, иногда подходила председатель, интересовалась нашими подсчётами и ходила к КОИБам, смотрела цифры на заднем табло.
После обеда, зная о том, что в комиссии присутствует ПРГ от «Яблока», я пошёл и проголосовал сам в гимназии № 4 по полученной заранее «марке» (УИК № 29). Проголосовал почти без приключений. Только тамошний председатель была недовольна тем, что от марки была отделена часть (её по инструкции вроде положено отделять, так сделали на УИК № 30 в школе № 11, где мне её выдали). Она позвонила в ТИК, передала мне трубку, и там неизвестная мне гражданка расспросила про марку и сказала, что надеется на мою порядочность и на то, что я больше голосовать в этот день не буду (марку я оставил на УИК № 29).
На момент закрытия насчитали 229 избирателей. Про членов УИК я не уверен, приплюсовал я их к общему количеству или нет. Пять человек точно проголосовали на нашей УИК.
Ближе к концу дня голосования председатель нервничать начала, ходила к КОИБам с калькулятором, что-то считала. Стояла у подоконника (то ли плакала, то ли думала, опершись на него).
Голосование завершилось, извлекли бюллетени из переносных урн, пересчитали (методом перекладывания, по моему настоянию) и запустили в КОИБ.
После этого председатель отправила всех наблюдателей на их места в другой стороне комнаты, и они всей комиссией стали что-то «колдовать» с КОИБом. Подозвали своего члена УИК, которого назвали «математиком», и некоторое время считали на калькуляторе.
Потом председатель сказала, что готова сообщить предварительные итоги голосования при условии отключения записывающих устройств. Огласила итоги, без точных цифр. Дальше покинула помещение для голосования. После ушла и заместитель.
Вернулись они около часа ночи.
Всем наблюдателям раздали копии протоколов. Неиспользованные бюллетени были погашены ранее (БЕЗ ПОДСЧЁТА).
В 1:15 ушёл с УИК.
Непонятным показался USB-накопитель в слоте на задней стороне КОИБ, но может, так необходимо, я не знаю.
Плохо, что не готовили наблюдателей толком, шёл как на интересное мероприятие, не зная, как действовать по закону.
Не потребовал пересчёта неиспользованных бюллетеней перед погашением (просто отвлёкся и забыл).