Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Замыкая круг

Оценить

Печально, но от этого никуда не уйти – в Саратове стремительно исчезают концертные площадки. Из последних потерь – казалось бы, незыблемый «Черчилль». Однако и им приходят на смену новые. Так, вновь открылся «RedBar». Но главным достижением может стать превращение в полноценную концертную площадку арт-центра «Пионер». Так получилось, что в этом обзоре мы начинаем и заканчиваем им. Хорошее совпадение.

MgzavrebiI

Кто: Mgzavrebi
Где: Пионер
Когда: 29 марта

Редкий концерт оставляет чувство полного удовлетворения. Когда уверенно можешь сказать: всё ровно так и должно было выглядеть. Так что одним из главных номинантов на несуществующую премию «Лучший концерт года в Саратове» могло бы стать выступление фолк-рок группы Mgzavrebi, впервые приехавшей в наш город.

Привозили грузин «Наше радио», которые после многолетнего перерыва вновь начинают свое вещание в Саратове. На пресс-конференции перед концертом директор радиостанции Ренат Хасянов подробно рассказывал об истории «Нашего радио» и о том, что после 15-летнего перерыва они вновь продолжили свою работу (с 1 декабря 2016 года). Пока что основная сетка строится вокруг московской программы, однако у местного «Нашего радио» есть и свой час саратовского вещания – с 12 до 13, когда идет программа «Самое время». Правда, вопрос продвижения саратовских артистов, как и расширения местного вещания, – вопрос будущего. Пока же Хасянов больше рассказывал о планах информационной поддержки грядущих мероприятий.

Присутствовали на пресс-конференции и двое участников Mgzavrebi – вокалист Гиги Дедаломазишвили и клавишник Давит Угрехелидзе. Обычно подобные мероприятия проходят скучно, но в этом случае музыканты сразу очаровали местную прессу своими живыми и небанальными рассказами о том, как их узнали в России благодаря писателю Евгению Гришковцу, почему не стоит называть себя коренным тбилисцем, даже если твои родители уже родились в столице Грузии и многом другом. Да и как могут не очаровать люди, которые признаются, что в курсе, что место, в котором они играют, раньше было католическим собором, а наши маленькие улочки со старинными домами им очень понравились. В общем, очень душевная была конференция.

А через несколько часов начался и сам концерт. К тому моменту «Пионер» уже порядком набился, и, если честно, такой ажиотаж вокруг группы вызвал удивление. Нет, Mgzavrebi, конечно, достаточно известны в нашей стране, но 600-800 человек на их концерте, похоже, было неожиданностью для всех. В Саратове сейчас такое количество зрителей мало кто способен собрать. При этом, что удивительно, «Пионер» не трещал по швам.

Кстати, пару слов о самой площадке. Дебют грузинской группы в Саратове стал дебютом и для бывшего кинотеатра в этом качестве. У меня были опасения, что «Пионер» не очень подходит для этих целей, но, к счастью, все оказалось ровно наоборот – прекрасный свет, прекрасный звук, наконец, отличная вместительность. После того, как прекратил свое существование в прежнем виде рок-клуб «Варьете», Саратову не хватало именно такого заведения.

Mgzavrebi играли без малого два часа. А потом еще в течение часа Гиги фотографировался абсолютно со всеми желающими. Мне кажется, эти слова полностью говорят о том, что услышали и увидели саратовские зрители. То, что грузины презентовали свой новый альбом Iasamani, но при этом предоставили поклонникам возможность услышать и старые хиты, понятно и так. Что в первых рядах было много их соотечественников – тоже очевидно. Самое же важное, что музыканты действительно представили свое творчество во всей красе. Творчество, которое – редкий случай – слушал и стар, и млад – более разношерстной публики на концертах я давно не встречал.

Это, и правда, один из лучших концертов года.

Мистер БыдлоцыклII

Кто: Мистер Быдлоцыкл
Где: Metro
Когда: 2 апреля

Время от времени в Саратов заезжает питерская группа «Аффинаж» – по справедливому замечанию многих, одна из главных отечественных молодых групп. Которая не просто делает качественную музыку, но делает это по-своему – много ли вам известно артистов, которые играют нуар-шансон? «Мистер Быдлоцыкл» (МБ) – это сайд-проект «Аффинажа», почти идентичный ему по составу, да и музыкально имеющий немало точек пересечения. Но одна принципиальная разница есть: если «Аффинаж» – это серьезный проект со своей своеобразной мифологией, то МБ – это чистый воды стёб. Стёб, правда, специфический: во-первых, аранжировки у проекта вполне себе солидные и по-аффинажевски мелодичные, во-вторых, стёб тут с вывертом. Как некогда написал про их музыку коллега Бранимир, это «апофеоз абсурдизации романтики в стиле шансон и АУЕ («Арестантский Уклад Един» – молодежная субкультура, эстетизирующая тюремную жизнь. – Прим. авт.)», а «чтобы писать такие яркие провокационные песни, надо по-настоящему, люто ненавидеть все быдлячье, что так ловко выдается за “людское”«. В общем, в полку «Кровостока», Михаила Елизарова и того же Бранимира с ВИА «Кали-Югенд» прибыло. Другое дело, что если вышеперечисленные проекты делают свое дело «серьезно» и за их стёбом скрывается невеселое лицо, то МБ все-таки попроще: и тексты у них не такие изощренные, и атмосфера на концерте слишком несерьезная, чтобы слушатели прониклись сатирой проекта. Да и публика у них молодая, знает многие песни наизусть и приходит, в первую очередь, оторваться. Наконец, сами «аффинажи-быдлоцыклы» выглядят все-таки как интеллигенты в костюмах гопников, то бишь не совсем натурально. Так что у случайного зрителя катарсиса не произойдет. При этом музыканты в спортивках (в Саратове это были Эм Калинин и Сергей Сергеич – ½ «Аффинажа») между песнями часто стараются поддержать образ со сцены и не брезгуют обильно сдобренными нецензурной лексикой шутеечками.

Тот вывод, который рождается после концерта – это то, что МБ любят все-таки как проект «Аффинажа». Слишком уж многочисленная публика была и слишком тепло принимала она эту группу, а многие песни и вовсе пелись наизусть – как всегда и бывает у этих ребят. Но, увы, не всех это цепляет. А может, просто я не «выкупаю» их творчество.

Liza & KayIII

Кто: Liza & Kay
Где: Machine Head
Когда: 5 апреля

Вот чем всегда радовал Machine Head, так это тем, что предоставляет площадку интересным немецким и французским артистам, которые в Саратов привозят местные языковые центры. Одним из таких коллективов стал дуэт из Германии с предельно простым названием Liza & Kay.

Не буду скрывать, я думал, что их выступление может получиться достаточно скучноватым: все-таки инди-фолк – это специфическая музыка, которая нравится в основном девочкам-хипстерам. Поначалу мои опасения оправдывались с поправкой на то, что все-таки вживую дуэт смотрится поинтересней, чем в записи. А вот второе отделение заставило изменить свое мнение: ребята стали играть более танцевальные песни, под которые хотелось двигаться. Да и сложно, в конце концов, стоять с каменным лицом, когда сами музыканты просто излучают свет своими улыбками. Наконец, при всей внешней простоте их музыки нельзя не отдать должное профессионализму: дуэт извлекал максимум звука из своей минималистичной музыки, а Кай, помимо игры на гитаре, еще и умудрялся параллельно отстукивать педалью для бас-барабана по футляру для своего основного инструмента. Получалось хорошо. Все-таки предприимчивый и экономный народ немцы!

Жаль только, что содержание их песен могли понять только носители языка. Иногда зрителям говорили, о чем рассказывает тот или иной текст, но все равно легкая грусть из-за языкового барьера сохранялась – инди-фолк не дэт-метал, тут без текста насладиться музыкой в полной мере не получится. Впрочем, порой этот барьер своеобразно прорывался, когда Лиза вдруг включала русские слова в песни: «Не стоит всё правильно делать». Получалось очень мило.

А еще очень душевно смотрелось пение в зале вместе со зрителями финальной песни. Прием, конечно, не нов, но зато всегда указывает, что приятную атмосферу создать удалось. Вот и Лиза с Каем исключением не стали.

Звезды российского джазаIV

Кто: Звезды российского джаза
Где: Консерватория
Когда: 15 апреля

К таким мероприятиям всегда относишься с опаской: поймешь или нет. Все-таки когда ты привык ходить на рок-концерты, у тебя вырабатывается привычка оценивать любое выступление с точки зрения энергии, которую музыкант дает зрителю, реакции публики, интерактивности и т.д. и т.п. Попадая на классический джазовый концерт, понимаешь, что все это не работает: что сдержанные, но выразительные аплодисменты после сольной партии одного из музыкантов могут сказать о реакции не меньше восторженных криков, а легкие покачивания головой – о настоящем наслаждении музыкой. Не говоря уже про то, что люди хотят услышать не собственный материал джазмена, а филигранную и чувственную интерпретацию известного стандарта, что на противников каверов вообще действует как красная тряпка на быка.

Концерт звезд российского джаза – коллаборация, в которую вошли прекрасно известные ценителям Алексей Кузнецов (народный артист России), Виктор Епанешников, Алексей Подымкин (который в прошлом году уже выступал в филармонии с Камиллой Турман) и Николай Дудкин с Макаром Новиковым. Прекрасный состав, что уж говорить.

Столь же прекрасной была и программа. На джазовые концерты, повторюсь, люди ходят, наверное, не столько для того, чтобы услышать, что будет сыграно, сколько для того, чтобы увидеть, как это будет сделано. А в коллективе, где двум прославленным мэтрам на двоих 150 лет (так шутил Кузнецов), тем более. В эти моменты особенно хорошо понимаешь, чем качественная музыка отличается от посредственной – умением жить этими мелодиями. Звезды российского джаза действительно так и делают.

Желтая гораV

Кто: Желтая гора
Где: Пионер
Когда: 28 апреля

Фестиваль «Желтая гора» наконец-то снова в строю. Правда, складывается ощущение, что те два года, что его не было, стали не просто паузой, а серьезной проверкой на жизнеспособность. Сейчас уже ни для кого не секрет, что с рок-концертами в городе все довольно печально (народ ходит неохотно), а рок-фестивали переживают не лучшие времена. «Желтая гора» был не единственным рок-фестивалем в городе, но, пожалуй, именно он, наряду с презентацией SIM (к слову, тоже переживающей не лучшие времена), воспринимался как главное рок-событие города. Организатор фестиваля – предприниматель Андрей Руфанов – анонсировал проведение со временем опен-эйра, но сейчас об этом и речи не идет. Напротив, сильнее стали звучать призывы подхватить у него это дело, поскольку заниматься фестивалем тяжело, а бросать не хочется. Именно поэтому в 2017 году впервые было решено обойтись исключительно своими, саратовскими группами и не призывать иногородних артистов. И даже конкурса, как в прошлый раз, не случилось – организаторы просто пригласили тех артистов, которых хотели видеть.

В общем, когда в конце апреля я шел на фестиваль, то был морально готов к тому, что ничего сверхъестественного не увижу. Слишком уж очевидными были проблемы. Было понятно, что о прошлогодних рекордах посещаемости не идет и речи (Олег Елкис пишет, что было 250-300 человек, но мне кажется, на деле было еще печальней). Заявленный в афише «неожиданный сюрприз», очевидно, не намекал на приезд именитого хедлайнера – такие вещи анонсируются заранее. Но поводы для радости тоже были: во-первых, собрался действительно хороший состав участников, во-вторых, выбор в качестве концертной площадки «Пионера». Все-таки ФОК «Звездный», в котором в последнее время проводился фестиваль, так и не стал своим, а «Пионер» на Mgzavrebi очень хорошо себя зарекомендовал.

Открывал фестиваль Лёша Лока со своей группой. Выступает артист крайне редко, а в этом составе, весьма звездном по саратовским меркам, и вовсе впервые. Нечасто приходится такое говорить, но открывавшая фестиваль группа оставила, возможно, самые яркие впечатления после своего выступления. Во многом, правда, в силу того, что Лёша Лока одной ногой стоит в поп-музыке и немного разбавляет слишком строгую форматную политику «Желтой горы». А еще – перед последней песней Лёша вызвал на сцену свою сестру, которой прямо там сделал предложение ее молодой человек. Конечно, даже в нашем городе такое уже делалось, но все равно это очень мило.

Ветераны «Хайдеггержив» и Gonnalon традиционно показали, что держат марку. Gonnalon вообще отдельно порадовали – с годами, как хорошее вино, они только становятся лучше и очень органично вносят новые детали в свое творчество.

Одним из новичков «Желтой горы» стала группа «Мой шторм». Их, впрочем, новичками язык не повернется назвать – слишком активно эти молодые люди любят выступать. Это не осуждение. На прошлом фестивале группы еще не было (хотя в отборе участвовала Harold T. Wilkins, часть состава которой и образовали «Мой шторм»), а к этой «Желтой горе» коллектив уже подошел в статусе одного из лучших в городе и, наверное, самого интересного из тех, что появились в последние два года.

Очень яркое выступление выдалось у развеселой группы «Жабъ», пожалуй, главного конкурента «Мой шторм» за звание лучшей молодой группы. «Жабъ» – отличный подарок для тех, кто любит не слишком серьезный пэган-метал с раздолбайской атмосферой веселья. Правда, все еще не покидает ощущение, что перформанс для них пока стоит на первом месте.

На контрасте с «Жабъ» выступили разрекламированные ведущим Radioaction. Прогнозируемо ребята сделали акцент на новых песнях, которые войдут, видимо, во второй альбом. К сожалению, выступлению помешали серьезные проблемы со звуком. Временами казалось, что в зале началась перестрелка. А в остальном все хорошо, все на уровне. Хотя оценили это далеко не все – по лицам многих в зале было заметно, что после несерьезных «Жабъ» сложная и умная музыка Radioaction банально не заходит и кажется скучной.

На закрывавших концерт Gordon Blaze ряды «Пионера» поредели еще сильней, и у сцены остались только самые стойкие. Может быть, поэтому выступление аксакалов саратовского хард-рока получилось несколько тусклым. Притом не только в переносном, но и в буквальном смысле – создалось впечатление, что про свет на их выступлении просто забыли.

А что же «неожиданный сюрприз»? А им оказалось короткое выступление детского вокально-танцевального коллектива «Step up». Странный сюрприз, но многим понравилось. Что ж, фестивалю нужна была изюминка, ее нашли...

Вот такой получилась «Желтая гора». Вроде и неплохой, но, очевидно, не такой интересной, какой была раньше. И что будет в дальнейшем – непонятно совсем. Сейчас создается впечатление, что фестиваль превратился в дорогой чемодан без ручки, который, как известно, нести тяжело, а бросить жалко. И, судя по всему, подстраховывать пока некому.

Куда пойти в мае

7 – 1. «Пошлая Молли» в «Metro». Вход: 300-500 рублей. 2. Mysterra в «M.Place». Вход: 300 рублей.

9 – 1. Big Russian Boss в «Gatsby». Вход: 800-1600 рублей. 2. Minaret в «Metro». Вход: 300 рублей.

13 – «Все праздники мои» в «M.Place».

14 – 1. Hexis & Moro Land в «Metro». Вход: 300 рублей. 2. Fading Distance в «M.Place». Вход: 200-300 рублей. 3. «Градусы» и Manizha на Набережной. Вход: свободный.

17 – Ensslin в «Metro». Вход: 300 рублей.

22 – Yanix в «Gatsby». Вход: 800-1400 рублей.

23 – 1. Олег Аккуратов и квартет Игоря Бутмана в Консерватории. Вход: 1200-2500 рублей. 2. Znaki в «Machine Head». Вход: 600 рублей. 3. Евгения Смольянинова в Филармонии. Вход: 1000-1300 рублей. 4. «Канцлер Ги» в «Metro». Вход: 400-600 рублей.

27 – Bumble Beezy в «Metro». Вход: 600-1200 рублей.

31 – Звезды детского «Голоса» в Театре драмы. Вход: 600-2300 рублей.