Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Звезды, которые сошлись
I
Кто: Пропеллерброкен
Где: Metro
Когда: 10 февраля
В пятничный вечер я шел в «Metro» с опасениями. И вовсе не из-за музыки – что играют питерцы «Пропеллерброкен», я себе представлял достаточно хорошо. Нет, больше тревожило, что могут не собрать. Просто был уже прецедент. Тогда я, собственно, с ребятами и познакомился, а они в свою очередь пообещали, что все равно вернутся в Саратов. И обещание выполнили. Хотя публики в тот вечер действительно было мало. Видимо, дело в городе. Потому что в других регионах на «Пропеллерброкен» идут.
А ведь не так уж часто в Саратове играют фанк-рок...
В такие моменты – когда пришедших очень мало – всегда срабатывает один из трех сценариев: вялая публика и столь же вялое выступление с обрезанной программой (отработка); живая публика, но все равно вялое выступление в силу того, что количество зрителей сильно влияет на настрой музыкантов (халтура); и, наконец, самый лучший из возможных вариантов – когда немногочисленные зрители отрабатывают за себя и за других, поддерживая диалог с музыкантами, а исполнителям от этого очень приятно (эстетика квартирника). На «Пропеллерброкен» сработал последний вариант – во всяком случае, похожий на молодого Джо Кокера вокалист Андрей Бондарь, кажется, был польщен реакцией нашей могучей кучки и искренне смущался громкими аплодисментами.
Возможно, кому-то покажется, что на количестве пришедших делается слишком большой акцент, но, правда, без этого никак – атмосфера концерта все-таки создается в равной степени и выступающими, и зрителями.
Кстати, кто потенциальный зритель группы – для меня по-прежнему не совсем ясно. Наверное, все-таки ровесник музыкантов – мужчина лет под 40, которому нравится рок и нравится потанцевать, а лучше, когда все это вместе. Еще ему нравятся позитивные песни, но не бессмысленно позитивные. Когда нужно, может и взгрустнуть. Но такого типа, к слову, на их выступлении я не встретил.
После концерта музыканты с большим удовольствием пообщались со зрителями, ну а мы еще долго сидели и рассуждали про современную популярную музыку, мифопоэтику городов и тренды в клипах. Надо заметить, «Пропеллерброкен» – одни из самых дружелюбных и активно идущих на контакт музыкантов: перед концертом каждый из них поздоровался за руку с нашей журналистско-блогерской братией и с удовольствием включался в разговор. Поэтому я даже не удивился, что они пообещали непременно приехать в Саратов еще раз. И, что-то мне подсказывает, свое обещание они выполнят – такие музыканты действительно играют, потому что не могут не играть.
II
Кто: Therr Maitz
Где: Театр оперы и балета
Когда: 16 февраля
На Therr Maitz я очень хотел попасть еще во время их первого приезда в Саратов: тогда только-только прошел знаменитый второй сезон телешоу «Голос», и его участники, среди которых был и лидер Therr Maitz – Антон Беляев, оставались на слуху. На афишах эту информацию (о «Голосе») всегда писали жирным шрифтом.
Но как-то так легли карты, что в тот вечер у меня сорвался и изначально запланированный поход на Therr Maitz, и на чудесную украинскую группу Bahroma в «On Air» (один из лучших клубов 2010-х, увы, завершивший свою работу). Зато удалось поехать в Нижний Новгород на Next Generation Festival. Кстати, по иронии судьбы, Беляева я в тот вечер все равно увидел: он выступал в «Варьете» (тоже, увы, почивший клуб), от которого и отъезжали автобусы.
В общем, когда я узнал, что Therr Maitz снова везут в Саратов, я очень сильно обрадовался. У меня были некоторые сомнения по поводу того, смогут ли они снова собрать аудиторию – все-таки прошло уже почти четыре года после того триумфа на Первом канале, да и Театр оперы и балета – одна из самых крупных площадок города. Однако опасения развеялись сразу же – в зале был аншлаг, да и в оркестровой яме, которая стала одновременно фотопитом и вип-зоной, народу хватало.
Кстати, о народе. Therr Maitz, пожалуй, одна из тех групп, у которых аудитория вообще не имеет строгих границ. Конечно, бабушку на их концерте вряд ли встретишь, но вот юную хипстершу и заядлого меломана, который ценит прежде всего качество, – спокойно. А еще местных инстаграм-селебрити, которые уже по ходу концерта заполоняют ленту фоточками Беляева и себя на фоне Беляева. Бомонду на Беляева ходить можно – он лайкабелен.
Впрочем, не полюбить Антона, как и любого из его коллег, и впрямь невозможно: во-первых, он жутко харизматичен и обаятелен. Во-вторых, Therr Maitz действительно всегда устраивают шоу – даже используя, казалось бы, банальные приемы. Например, Беляев объявляет, что сейчас прозвучит их новая песня, и начинает напевать «Wicked Game» Криса Айзека – ту песню, с которой, к слову, он и стартовал в «Голосе». Оригинальный прием? Да нет, конечно. Но у него работает.
А еще Therr Maitz – большая группа. Знаете, какие отличительные признаки большой группы? Они усложняют аранжировки, вплетая в них новые мотивы и увеличивая хронометраж раза в два, а еще очень любят получать записки с вопросами из зала. Кстати, вопросы были порой реально смешными, порой нескромными. Вот только почему-то когда Антон сам решался с залом заговорить, тот моментально тушевался. Например, Беляев предлагает подпеть, зал как-то ему подпевает, после чего следует фраза: «В этом городе сольфеджио вообще есть?». Впрочем, подтрунивал фронтмен и над коллегами, скажем, просил бэк-вокалистку Викторию петь тише и не успокаивался, пока она не переходила на шепот.
Именно это – умение делать шоу – и отличает больших артистов от звезд местного разлива. Например, сыграть концерт перед сотнями людей так, словно бы это почти квартирник. Или так умело чередовать «акустику» с «электричеством», чтобы ни у кого не возникло чувство перекоса. Плюс к этому хорошо составленная программа, в которой хватало места как хитам, так и многочисленным каверам группы. Сугубо на мой взгляд, последних могло бы быть меньше, да и медитативные «Harder» или «Doctor» добавили бы красок программе, но, в конце концов, всем не угодишь. Зато некоторым зрителям нереально повезло: им удалось прямо на сцене спеть с Антоном «Hit the Road, Jack» и, на удивление, спеть весьма хорошо – безголосых, но честолюбивых ребят на сцене, за парой исключений, не было. И хотя номер несколько затянулся, все вышло на удивление гармонично. Стоит ли говорить, что после концерта уставший, но вечно улыбающийся Беляев фотографировался со всеми, кто остался его ждать? Вот это и есть профессионализм.
III
Кто: Глеб Самойлов и The Matrixx
Где: Черчилль
Когда: 18 февраля
Прекрасный концерт! В общем-то, в «Черчилле» плохих и не бывает, просто что-то потом воспринимаешь как просто хороший концерт, а что-то – как отличный. Ко вторым явно следует отнести выступление Глеба Самойлова и The Matrixx. Здесь, наверное, дело в самом артисте. Например, Shortparis, когда приезжали в Саратов, оценили мероприятие на твердую четверку, в то время как для многих (и для меня в том числе) это был безоговорочно один из концертов года. Есть подозрение, что и для одного из основателей «Агаты Кристи» выступление в Саратове было, в целом, рядовым событием. Но то, что будет средним для артиста, может оказаться весьма крутым для Саратова, если называть вещи своими именами.
На сцену музыканты вышли, как и обещали в соцсетях, в 20:00. Никаких предуведомлений, рассуждений между песнями и заигрываний с залом. Самойлов сотоварищи был максимально отстранен и, по сути, не контактировал с аудиторией. И это был тот случай, когда все всё понимали: было бы странно, если Глеб вел бы себя иначе. Даже в XXI веке в российской музыке хватает декадентов, но столь масштабной фигуры, как Самойлов, среди них, пожалуй, нет.
И вот парадокс: казалось бы, при таком раскладе публика могла вести себя так же сдержанно: удовлетворенно похлопывать в ладоши, покачивать головами. Тем более что «Черчилль» в общем-то никогда и не славился «танцами на столах» (что, подчеркну, не является упреком). Но, видимо, в тот вечер в заведении создалась атмосфера непринужденности и рок-вечеринки, потому что место перед сценой очень быстро заполнилось поклонниками Самойлова, а фанатки не стеснялись иногда визжать, услышав знакомые аккорды любимой песни. Это тем более удивляло, поскольку, повторюсь, группа не прикладывала ни малейших усилий к тому, чтобы разогреть аудиторию. Более того, и программа не сказать, чтобы была переполнена хитами «Агаты Кристи», на которые, есть такое подозрение, в основном и ходят люди. Но «Ковер-вертолет» и «Опиум» оставили на сладкое. Зато несложно представить, какая реакция была на эти песни.
Самойлов не переставал все выступление пускать пар из электронной сигареты (тоже какая-никакая провокация), устало и без какого-то видимого интереса смотреть в зал, изредка снимая свои очки. А увидев направленную на него камеру, совершать несколько неприличный жест языком. Неудивительно, что некоторые люди тут же начинали задаваться банальным вопросом: уж не под кайфом ли Глеб? Видимо, это очень важно для них.
IV
Кто: Тролль Гнет Ель
Где: Machine Head
Когда: 26 февраля
Бывают концерты, которые почему-то срабатывают не так, как нужно. Вот что, например, можно и нужно делать на «Тролль гнет ель» – русском аналоге прекрасной финской группы Korpiklaani (с которыми, кстати, у них есть совместная песня)? Петь, плясать и обязательно пить пиво. На таких концертах в первом ряду непременно стоят веселые мужики, которые любят послэмиться, покричать и при случае пообщаться с музыкантами. Еще здесь обязательно встретишь Романа Дрякина из «Газеты недели в Саратове» – Роман любит такую музыку и искренне не понимает, как можно ее не любить. И в принципе он прав: «Тролль гнет ель» – действительно прекрасный пример заводного «пивного фолка», главными героями которого являются тролли, гномы и другие герои средневековых сказок. Возможно, по этой причине на их концерты устремляется довольно много юных ребят (или только в Саратове так?), которым в силу нежного возраста пенный напиток еще не продают. Забавный парадокс. Еще здесь спокойно можно встретить человека в килте – кельтская тема как-никак, да и один из главных хитов группы называется «День святого Патрика». Обычно его с Константином Румянцевым поет весь зал. А ты стоишь и завидуешь людям, потому что понимаешь, что попал не совсем туда, куда надо – то есть все хорошо, но это совершенно не твоя тема и не твоя музыка. Или, может, стоит быть чуть менее серьезным?
Куда пойти в марте и апреле
Март
21 – Flash & Lizer в «Metro». Вход: 400-800 рублей.
24 – Slim в «Вертикали». Вход: 1000-2000 рублей.
25 – 1. «25/17» в «Gatsby». Вход: 1200-2400 рублей. 2. WLVS в «Metro». Вход: 250-500 рублей.
26 – IC3PEAK в «Metro». Вход: 400-700 рублей.
29 – 1. Mgzavrebi (Грузия) в «Пионере». Открытие «Нашего Радио». Вход: 1200 рублей. 2. Nobody One в «Machine Head». Вход: 600-1200 рублей.
31 – Жанна Бичевская в Консерватории. Вход: 1000-1900 рублей.
Апрель
1 – 1. Виктор Мазур (Украина) в «M.Place». 2. «Анимация» в «Machine Head». Вход: от 500 рублей. 3. ATL в «Gatsby». Вход: 700-1500 рублей. 4. Iodguara, Once Awake, Lazy Petite (все – Норвегия) в «Magic».
2 – «Мистер Быдлоцыкл» в «Metro». Вход: 500 рублей.
3 – Елена Камбурова в Филармонии. Вход: 1400-3000 рублей.
5 – Liza & Kay (Германия) в «Machine Head». Вход: 300 рублей.
6 – «13 дней» в «M.Place». Вход: 200 рублей.
7 – Денис Михайлов из «Обе-Рек» в «Honky Tonk». Вход: 300-400 рублей
8 – 1. Олег Аккуратов и квартет Игоря Бутмана в Консерватории. Вход: 1200-2500 рублей. 2. Never-Opened-Doors в «M.Place». Вход: 250 рублей.
10 – «Василий К. и Интеллигенты» в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей.
12 – Lumen в «Gatsby». Вход: 1000-2000 рублей.
15 – Алексей Кузнецов и Виктор Епанешников в Консерватории. Вход: 800-2000 рублей.
17 – 1. Евгения Смольянинова в Филармонии. Вход: 1000-1300 рублей. 2. Island of Skylines в «M.Place». Вход: 200-250 рублей.
18 – Бранимир в «Machine Head». Вход: 300 рублей.
19 – Сергей Маврин в «Machine Head». Вход: 500-800 рублей.
21 – Otto Dix в «Metro». Вход: 1100-1300 рублей.
22 – «Адаптация» в «Metro». Вход: 400 рублей.
24 – Николай Носков в Театре оперы и балета. Вход: 1000-5000 рублей.
26 – «Сплин» в Театре драмы. Вход: 1200-5000 рублей.
29 – Mudredlust, Poligon, Manic Depression в «Magic». Вход: 200-300 рублей.