Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Honky-январь

Оценить

В последнее время постоянными гостями нашего проекта становились либо «Machine Head», либо «Metro». Ситуация со вторым клубом сейчас сложная (см. ниже), на какое-то время пропадет из вида и «BarDuck», который подыскивает себе новое помещение. В общем, маленьким клубам сейчас нелегко. Тем удивительнее, что еще один андеграундный клуб (или кабак, как они сами себя позиционируют) – «Honky Tonk» – в этом месяце неожиданно стал главным концертным ньюсмейкером.

I

Кто: VLNY
Где: Metro
Когда: 3 декабря

Бывают такие концерты, когда вроде как и не сильно шаг в сторону от стилистики заведения, а все равно проходит он – и в голове возникает вопрос: «Кто все эти люди?». Вот так было, например, на выступлении самарского инди-музыканта Дмитрия Артемьева, более известного как фронтмен группы VLNY. Перед сценой – малознакомая для завсегдатая заведения публика, преимущественно состоящая из девушек (что логично, учитывая, в каком жанре Дмитрий играет). Да и «перед сценой» – сказано громко, поскольку вплотную к ней подойти аудитория в силу каких-то причин не решалась, словно боясь помешать работе фотографов, которым, напротив, было раздолье.

Справедливости ради, фотографировать особо было нечего. Когда на сцене единственный музыкант играет на гитаре, то его сценическое поведение обычно до ужаса предсказуемо. Не стало исключением и выступление Артемьева, который молча играл одну песню за другой и, судя по всему, очень смущался, когда гитара подводила его. Вся интрига, по большому счету, заключалась в том, какие еще песни сыграет музыкант помимо своих хитов (кстати, главный – «Вдох» – так и не прозвучал, Дмитрий его не исполняет в акустике). Зато каверы были сплошь на известные песни: «Rollin’ in the Deep», «Hit the Road Jack», «Sweet Dreams» и, под конец, «Зеленоглазое такси». Девушки подпевали, старались зафиксировать выступление Дмитрия на смартфон, а я ловил себя на мысли, что Артемьеву все-таки лучше удаются оригинальные песни, чем каверы, да и слушать его в акустике не так приятно – любая песня превращается в обычный сладкий поп-рок, а вот в студийной электронной версии все это куда интересней и разнообразней.

Обычно, когда в Саратов приезжают звезды андеграунда, то ты либо принимаешь их всем сердцем, либо тотально разочаровываешься. Концерт же Артемьева вышел немного будничным. Праздника не случилось, хоть у выступающего в этот день был день рождения. Но, если подумать, и они бывают обыденными.

P.S. Этот концерт чуть не стал последним для «Metro» – с конца декабря клуб официально прекратил свою работу. Однако сейчас вопрос, видимо, перешел из решенных в подвешенные – на январь вновь анонсированы концерты.

II

Кто: ShantyNatty
Где: Honky Tonk
Когда: 9 декабря

Выступление в Саратове регги-групп – явление настолько редкое, что приезд практически любой команды, выбравшей в качестве основы для себя ямайскую музыку, воспринимается как мини-событие. Нельзя сказать, что приезд подмосковной группы ShantyNatty – это какое-то знаковое мероприятие для города вроде первого выступления Ромы ВПР, но, судя по количеству пришедших в тот вечер в Honky Tonk, достаточно важное – народу было много.

Разогревали ребят VoDevil & Mudita Ech’a. Выбор разогрева был прогнозируем чуть менее чем полностью – повторюсь, в Саратове с регги все печально, даже выбирать особо не из кого. Хотя это ни в коем случае не упрек саратовской группе, которая играет действительно хорошо и не воплощает собой сакраментальное «на безрыбье и рак рыба». Просто такая у нас движуха, что чуть ли не единственная регги-команда в городе – это сайд-проект людей, которые больше занимаются рок-музыкой. Особой иронии всему этому добавляет тот факт, что в начале 2016 года в Machine Head они же разогревали ShantyNatty. В общем, как-то так.

Зато дефицит вызывает ажиотаж: концерт не могли проигнорировать растаманы. Характерная одежда, дреды, улыбки до ушей и общая расслабленность. Еще они принесли с собой тамтамы и в течение всего концерта периодически аккомпанировали музыкантам. Пришли, впрочем, не только они: в нашем городе найдется достаточно много любителей регги – легкой, приятной музыки, заставляющей танцевать.

Справедливости ради, ShantyNatty играют не чистой воды регги, а регги-фьюжн, в котором совмещается все – и рутс-регги, и ритм-энд-блюз, и соул, и хип-хоп. Получается полижанровая смесь, которую поклонники коллектива порой называют мантрамаффином. А еще в этой группе абсолютно все участники получают свои 15 минут славы у микрофона. И это на самом деле очень радует, потому что говорит не только о музыкальности, но и об очень хорошей атмосфере в коллективе. Единственное, что может смутить в этом подходе – это то, что эксперименты заносят ShantyNatty так далеко, что регги в их музыке порой совсем пропадает. Впрочем, вряд ли это может стать для кого-то проблемой. Да и вообще их выступление, несмотря на сравнительно малый творческий багаж коллектива, вышло одним из самых продолжительных на моей памяти – народ все не отпускал и не отпускал. Все-таки качественную музыку будут слушать независимо от личных вкусовых предпочтений.

III

Кто: Крис Аивер
Где: Honky Tonk
Когда: 18 декабря

Нелегко решить, в каком больше качестве ехала в Саратов Крис – как певица или как поэтесса. На последнем поприще ее известность, прямо скажем, куда шире. Но по концерту сложно сказать, на чем больше был сделан акцент.

А ведь мероприятие могло и не состояться – Крис жутко простыла, и ее участие было под вопросом. Но 18 декабря она все-таки прилетела (!!). К счастью, болезнь не сильно ограничивала ее – и пела, и читала Аивер полноценный сет, а рассказы между песнями оказались далеко не всегда лаконичными: здесь были и бесконечные благодарности публике за теплый прием, и столь же бесконечные извинения за состояние, и байки из личной жизни, вроде рассказа о поездке в поезде с дембелями, которые очень интересовались ее поэтическим творчеством.

Как и Артемьев, играла Крис сотоварищи акустическую программу, и вот конкретно в этом случае разница с «электрическим» звучанием не бросалась в глаза, что, впрочем, неудивительно – многие песни изначально записывались в акустике. А еще грело душу, что пела Крис хорошо, несмотря на болезнь.

Ближе к середине концерта Аивер спросила, что делать дальше: продолжать петь или все-таки начать читать стихи? Зал проголосовал за последний вариант, и музыканты покинули сцену, оставив только Крис. А я продолжил слушать, пытаясь понять: в каком амплуа для меня Аивер интереснее? Все-таки музыка, которую она играет с ребятами, не очень оригинальная, если называть вещи своими именами, – это достаточно типичный поп-рок. Зато тексты для песен на редкость хорошие. Да и на фоне современных сетевых поэтов Крис Аивер выделяется в лучшую сторону. Так что, наверное, все-таки поэт. Но хорошо поющий поэт – и это важно.

IV

Кто: Группировка Беловежская Пуща
Где: Honky Tonk
Когда: 25 декабря

Чтобы понять, что такое андеграундный концерт, нужно было прийти 25 декабря в Honky Tonk. Там бы вы увидели трех музыкантов, играющих странную музыку, и двух зрителей у сцены. Один из них – ваш покорный слуга. Хотите верьте – хотите нет, но мне доводилось бывать и на концертах, где зрителей оказывалось еще меньше – в смысле я приходил один. И музыканты все равно готовы были играть.

Вот и в тот день была странная ситуация. Молодые люди сидели угрюмо, в отличие от Уны Сольвейг – еще одной участницы белорусов ГБП (кстати, группа после тура успела сменить имя на «Секонд Хенд»). Ее я по ошибке принял сначала за еще одну зрительницу. Мы тепло пообщались (есть такой забавный парадокс: если на концерт приходит не толпа, а несколько человек, то все быстро знакомятся и общение идет проще). Выяснилось, что Саратов в плане посещаемости повторил подвиг Владимира, только там пришли две вполне возрастные женщины. В остальных городах ситуация была получше, а накануне, на концерте в Энгельсе, вообще удалось собрать неплохой зал, да еще и зрители просили время от времени сыграть ту или иную песню. В общем, пришли ценители. После таких рассказов лучше понимаешь, что Саратов в концертном плане город немного пресытившийся, скажем мягко так. Это тем более обидно, потому что ГБП – группа достаточно самобытная. Просто приведу в пример те хэштеги, которые ребята используют для своей музыки, а вы сами судите, как это может звучать: армагеддон-shanson, second-модерн, pop-стоп, virt-реализм, гангстер-rock, dark-эстрада, hard-попс и бульба-jazz. Можно спорить при желании с некоторыми ярлыками, но в целом так оно, наверное, и есть. Это достаточно маргинальная музыка, во многом состоящая как из музыкальных, так и из визуальных цитат к прошлому: Уна носит кокошник, а гитарист Дмитрий Антонов – буденовку. А играют ребята, грубо говоря, русский рок классического своего периода, только более лубочный, танцевальный и с постмодернистской иронией. Как если бы Егор Летов пришел на дискотеку.

И, кстати, да, ребята все-таки играли. Правда, сокращенную программу, и грех винить их за это – спасибо и на том, что отыграли. Шоу у них отличное! И хотя было видно, что музыканты расстроены и выступают, видимо, на автопилоте (может, ошибаюсь), получилось все равно отлично. На самом деле даже такие, казалось бы, неудачные концерты зачастую интересней тех, которые проходят без сучка и задоринки. Тут как повезет.

Куда пойти в январе и феврале

Январь

19 – «Sмех» в «Metro». Вход: 300-450 рублей.

22 – Garlic Kings в «M.Place». Вход: 250 рублей.

28 – 1. Дмитрий Твердый («ТуткактуТ») в «Honky Tonk». Вход: 250 рублей. 2. SIM-2016: after-party в «Machine Head». Вход свободный. 3. «Потрачено.fm» в «Metro». Вход: 250 рублей.

29 – «Культ-ура!» и в «Machine Head». Вход: 250 рублей.

Февраль

3 – Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» в Театре оперы и балета. Вход: 1500-6000 рублей.

4 – Жак-Энтони в «Gatsby». Вход: 600-2000 рублей.

8 – Тео Йеллемо (Нидерланды) в Консерватории. Вход: 500-750 рублей.

12 – «Бригадный подряд» в «Machine Head». Вход: 600-800 рублей.

14 – Алексей Козлов и «Арсенал» в Консерватории. Вход: 800-2500 рублей.

16 – Therr Maitz в Театре оперы и балета. Вход: 1000-3000 рублей.